1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося развития, если у нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере нарушений развития, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы КПД - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в стандартных и нестандартных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения. Данный принцип предполагает учет ведущей деятельности ребенка, коррекцию деятельности с учетом ее компонентов (мотивационно-целевого, ориентационного, операционно-исполнительского, контрольно-оценочного).
5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходима совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Следовательно, успех коррекционной работы с ребенком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками оказывается недостаточно эффективным.
7. Принцип педагогического оптимизма обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц ОПФРП и, с другой стороны, представлениями о современных педагогических возможностях абилитации и реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека быть включенным в образовательный процесс. Лица с ОПФР, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать высоких результатов.
8. Принцип ранней педагогической помощи. Одно из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи - обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.
9. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает опору на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма. Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций, или систем организма. Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных ТСО, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса (меньшая наполняемость классов, увеличение сроков обучения, специальные уроки для коррекционной работы и т.д.).
10. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировалось бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
11. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Любое нарушение развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться. Поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в общении. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ОПФР. Интенсивное развитие речевого общения, предусматривающее коррекцию и развитие всех сторон речи, использование в практике активного речевого общения – одно из важнейших условий реализации данного принципа.
12. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Только специальный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему – с другой стороны, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей с ОПФР самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна.
43. Средства обучения в системе специального образования.
Учебно‑познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств. Поэтому необходимо применение специфических средств обучения и воспитания.
Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся.
Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. К речи учителя‑дефектолога предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог специальных образовательных учреждений должен обладать высокой культурой речи.
В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды. К ним относятся дактилъная и жестовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха. Жестовая речь применяется в обучении и других категорий лиц с отклонениями в развитии.
Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака – дактилемы. Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т. д.), при помощи которых протекает процесс общения. При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.
Система жестового общения имеет сложную структуру. Она включает две разновидности жестовой речи – разговорную и калькирующую. Область применения разговорной жестовой речи – неофициальное межличностное общение. Она представляет собой самостоятельную систему. Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. В ней каждый жест эквивалентен слову, порядок следования жестов идентичен порядку следования слов в обычном предложении.
Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия не слышащими информации, – зрительное восприятие устной речи, которое принято называть чтением с губ
В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно‑двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.
Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции. Реализация задач психокорреции, а также задач социально – нравственного развития возможна через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных средств воспитания. Во всех типах образовательных учреждений как в учебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств.
Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира.
Ручной труд как вид декоративно‑прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас.
Художественно‑речевая деятельность помогает детям с отклонениями совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.
Театрализованно‑игроваядеятельность. Основной язык театрального искусства – действие, основные признаки – диалог и игра. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно‑этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память).
Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде.
Педагогически процесс в специальном образовательном процессе широко используется разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особая роль принадлежит учебникам.
Учебники, издаваемые для различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют свою специфику. Их содержание и структура модифицированы в зависимости от характера и степени тяжести нарушений у обучающихся, их возраста, характера учебного предмета.
В процессе специального образования широко используются наглядные средства обучения. При их выборе следует стремиться к натуральности предлагаемых для ознакомления и исследования объектов и предметов; обеспечивать наглядно‑действенный характер знакомства и исследования с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, обоняние и вкус. Воспринимаемые чувственно‑наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове. Изобразительный и словесный дидактический материал нередко используется в качестве замены отсутствующих у ребенка необходимых речевых средств или навыков письма. Так, при ответе на вопрос ребенок, не владеющий речью, может показать собеседнику соответствующую карточку со словом или предложением или соответствующую картинку, выложить из разрезной кассы цифр пример и его ответ.
Для большинства категорий детей с отклонениями в развитии овладение речью представляет большую сложность, поэтому довольно часто в практике специального обучения используются средства словесной наглядности: записи, производимые на доске; словарь, схемы речевых высказываний, размещенные на наборном полотне или фланелеграфе.
Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей.
В ходе организации коррекционно‑образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы, мультимедийные средства и др., а также средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения).
Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с целью активизации процесса восприятия учащимися учебного материала.
В практике обучения детей, имеющих особенности развития, используются разнообразные и аудиовизуальные средства и компьютерные программы. Визуализация (возможность видеть) речи, доступная при использовании технических средств, преобразовывающих поступающие в аппараты речевые сигналы в различного рода изображения: динамические графики, профили артикуляции и т. д., – позволяет не только определить характер дефекта, но и использовать данную аппаратуру для отработки правильного произношения.
Компьютерные средства можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе и языку жестовой речи, для моделирования учебных задач и ситуаций, для развития и коррекции психических процессов.
Важно отметить возможности компьютерной техники и как средства, позволяющего педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей (компьютер может дать наиболее объективный и полный анализ умений и навыков), а также как средства формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля учащихся.
Компьютер может использоваться для психологического, педагогического и лингвистического тестирования учащихся в начале обучения, в ходе его и на завершающих этапах с целью оптимального планирования учебно‑воспитательного процесса, управления им и комплектования учебных групп.
В настоящее время создаются специальные устройства, позволяющие лицам с отклонениями в развитии работать с компьютером в режиме, отличающемся от обычного, например, вводить информацию при помощи речи, движения глаз (благодаря созданию детектора, управляющего движением глаз) или просто прикасаясь к экрану монитора (благодаря использованию специальной сенсорной трубки). Это расширяет возможности обучения лиц с тяжелыми и сложными нарушениями опорно‑двигательного аппарата, а также с комбинированными нарушениями. При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.
Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 562.