Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью, нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах. У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами и дефектами произношения.
В наше время обучаемость умственно отсталых детей свидетельствует о признании и уже не ставится под сомнение. При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, а некоторые из них могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Правильно подобранные методы коррекционной помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
- потребность современных подходов и новых разработок в области коррекции развития детей с ОВЗ, в связи с увеличением их количества;
- практических рекомендаций по коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, методических разработок по проблеме развития мышления детей с ОВЗ еще недостаточно.
Я работаю учителем-дефектологом в группе для детей с нарушением интеллекта. У моих детей нарушена эмоционально-волевая сфера. В первую очередь страдают такие психические функции, как мышление и речь. Для развития этих процессов я использовала различные дидактические игры, упражнения, но не всегда получала желаемый результат.
В итоге мы задались вопросом: «С помощью каких дидактических средств следует формировать мыслительные процессы?»
Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.
Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша» - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
Для достижения цели поставила пред собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) с помощью логических блоков.
2. Знакомить детей с символами.
3. Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов.
4. Развивать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память.
При проведении групповых и индивидуальных занятий с использованием блоков Дьенеша, применяю следующие методы и приемы: (слайд)
- наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление.
- словесный: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение.
- практический: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх.
Наиболее действенным оказался наглядный метод обучения, т. к. у детей с нарушением интеллекта зрительная память развита лучше, чем слуховая.
Для реализации задач по использованию блоков Дьенеша работу начала с создания предметно-развивающей среды в группе. Совместно с родителями приобрели 4 набора блоков Дьенеша (на каждый рабочий стол). Оформила уголок в группе для игр с блоками.
Изучив результаты диагностики, разработала перспективный план по обучению детей игре с блоками Дьенеша в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка. Данная методика позволила упрощать или усложнять задания в играх, используя меньшее или большее количество признаков фигур, соответственно меньшее или большее количество элементов набора. Методика Золтана Дьенеша предлагает множество интересных игр для интеллектуального развития детей.
Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа. Подобные игровые упражнения проводятся, как индивидуально, так и с подгруппами детей. Все занятия планируются в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показазывает, увлеченные игрой дети постепенно усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.
Таким образом, проанализировав результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками с ОВЗ играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. Следует отметить, что при систематической работе дети учатся более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине, учатся выявлять и абстрагировать свойства, овладевают умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, обобщение, учатся кодировать и декодировать информацию, классифицировать с заданными свойствами.
Анализ психолого – педагогической диагностики показал эффективность игровой технологии с использованием блоков Дьенеша, что способствует развитию мышления детей.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.