Коррекция моторики у детей с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная цель коррекции моторики состоит в преодолении недостатков физического статуса. Развитие моторики тесно связано с нервно-психической деятельностью, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной системами. Особый акцент следует делать на формирование и развитие произвольных движений, которые стимулируют работу высшей нервной деятельности. Физическое состояние и двигательная способность во многом определяют общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

Физкультурно-оздоровительная работа в специальных учреждениях направлена на улучшение общего состояния здоровья»! закаливание организма, повышение жизненного тонуса, улучшение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки и походки.

Основные принципы физического воспитания сложились давно, но до сих пор не теряют своей актуальности. • неразрывное единство физического и умственного развития

•      (П. Ф. Лесгафт);

•      последовательность развития изолированных движений (Л. А. Орбели).

Направления коррекции моторики:

1. Общая моторика.

2. Мелкая моторика.

3 Артикуляционная моторика.

В каждом направлении существуют разные требования: от обшего уровня развития до профессионального (почти все умеют ходить на цыпочках, но мало кто может двигаться так, как балерина).

Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложением, пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие. Средства коррекции общей моторики весьма разнообразны. Перечислим их.

•      Лечебная физкультура.

•      Утренняя гимнастика.

•      Уроки физкультуры для овладения основными двигательными умениями и качествами.

•      Физкультминутки.

Упражнения для шейного отдела позвоночника:

Упражнения для снятия нервно-психического напряжения:

•      Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса. • Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольный движения, научиться красиво двигаться под музыку.

•      Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены на развитие основных движений с помощью специальных приспособлений, в частности, укладок, которые используются как фиксирующие.

•      Мануальная терапия, массаж.

•      Гидротерапия — система коррекционных упражнений в воде, что далеко не однозначно обычному плаванию в бассейне.

•      Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды.

К «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоционально-волевой сферы можно отнести делъфинотерапию.

Подвижные игры, особенно в младшем школьном возраст направлены на развитие творческих способностей, воображения, внимания, на воспитание инициативы, самостоятельности действий, выработку умения соблюдать установленные правил. Во время игры закладываются основы естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля, передачи, броски мяча) и технико-тактических действий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при овладении спортивными играми в более старшем возрасте. 

Официальные летние виды спорта: плавание (водные упражнения), легкая атлетика, баскетбол, кегли, велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис, волейбол.

Официальные зимние виды спорта: равнинные и горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом.

Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая атлетика, настольный теннис, гандбол.

Белорусский комитет Спешиал Олимпикс как общественная организация существует с 21 августа 1992 года. Круглогодично проводит тренировки и спортивные соревнования по 16 олимпийским видам спорта.

Методика «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга Пола и Гейл Деннисон строится на двух принципиальных типах движения:

•      движения, пересекающие некую центральную зону тела, которые интегрируют движение и мысль;

•      односторонние движения тела, ведущие к разъединению мысли и движения.

Упражнения собраны в 4 группы,

1.    Движения, пересекающие среднюю линию тела, стимулируют работу как общей, так и мелкой моторики, способствуют интеграции деятельности левого и правого полушарий головного мозга, полноценному восприятию материала как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

2.    Упражнения, растягивающие мышцы тела, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь, охранительного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, готова к познавательной деятельности.

3. Упражнения, энергетизирующие тело, обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами клеток мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

4. Позовые упражнения, способствуют углублению позитивного отношения, так как влияют на эмоциональную — лимбическую систему, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «я» личности. Они стабилизируют и отлаживают ритм нервных процессов системы, способствуя успешному учению.

Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки Монтессори (разнообразные виды застежек, которые используются в одежде и обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку. Ребенку можно также предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».

Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединение в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

Во всех случаях совершенствование мелкой моторики не Должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам.

Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фиксированных положений органов артикуляции, выработку устойчивой воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика.

В сочетании с массажем органов артикуляции и традиционной артикуляционной гимнастикой можно использовать следующие комплексы упражнений.

•      Упражнения для развития жевательных и мимических мышц лица, используемые при коррекции дизартрии.

•      Элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтии в целях формирования и нормализации функции лицевых мышц при коррекции прикуса.

•      Упражнения с активаторами для тренировки круговой мышцы рта. Активаторы изготовлены из специальной жесткой проволоки, на концах которой прикреплены пластмассовые площадки для губ. Ребенок смыкает зубы и удерживает активатор губами, сопротивление проволоки усиливает сжатие губ.

•      Использование пластинки из пластмассы и резины. Упражнения с вестибулярной пластинкой, с межгубным кольцом из жесткой резины, с металлическим диском.

 следующие факторы:

1.    Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению произношения звуков, намного чаще встречаются дефекты зубочелюстной системы.

2.    Чем раньше проявилась такая аномалия, тем больше риск

появления устойчивых дефектов звукопроизношения.

3.    Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звуковой стороны речи, нежели зубочелюстные аномалии, проявившиеся только в постоянном прикусе.

4.    У детей школьного возраста, имеющих патологии постоянного прикуса, дефекты звукопроизношения встречаются в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалиями молочного прикуса.

5.    Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зубочелюстной системы и начато устранение дефектов артикуляционных органов, исправление нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции органической дислалии.

6.    В коррекционной работе с детьми, страдающими этим недугом, рекомендуется использовать комплексную артикуляционную гимнастику, основанную на логопедических приемах и элементах миотерапии, применяемой в ортодонтическом лечении.

Конкретный методический материал для развития мелкой и артикуляционной моторики можно найти в справочниках и пособиях.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 472.