Педагогические условия реализации коррекционной направленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация принципа коррекционной направленности деятельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях:

1.    Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка.

2.    Адаптация средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможную мобилизацию способностей учащихся на овладение элементами социальной культуры в не адаптированном виде.

3.    Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.

4.    Опора на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.

5.    Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения.

6.    Выполнение учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.

7.    Специально организованный процесс познания ребенком своих слабых и сильных сторон.

Таким образом, коррекция достигается посредством:

    адаптации содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся,

    учета актуального уровня и зоны ближайшего развития,

    использования наглядности, порой доводимой до очевидности,

    замедленности процесса обучения,

    повторения и тренировочных упражнений,

    структурной простоты материала,

    индивидуального подхода.

Овладение ребёнком с ОПФР способами жизнедеятельности осуществляется благодаря целенаправленной коррекционно-педагогической работе, включающей в себя:

1)    формирование у него знаний, умений и навыков компенсаторного характера, по-зволяющих задействовать обходные пути развития (т. е. стимулирующих образование новых функциональных связей), в том числе и умений, связанных с использованием специальных вспомогательных средств;

2)    создание безбарьерной развивающей среды, учитывающей его особые потребности в пространственной, предметной, смысловой организации окружающего;

3)    формирование у него чувства собственного достоинства (от культуры полезности к культуре достоинства) через помощь обществу в осознании ценности человека с ОПФР, создание условий для равноправного приятного и полезного взаимодействия с ним.

41. Реализация системы дидактических принципов (общепедагогических принципов) в процессе обучения и воспитания детей с ТНР.

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Цель определяет характер и способ действий человека. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе КПД происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.

2. Принцип целостности и системности педагогического процесса. Педагогический процесс рассматривается как система, т.е. как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство. КПД является ее элементом, подсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования.      

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. В КПД важно понимать то, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А.С.Макаренко, оказавшийся "на улице" без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы, стал бы вести себя как те дети и подростки, поведение которых мы определяем как отклоняющееся.

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Педагогические требования - не самоцель, они должны предъявляться воспитателем с надеждой на успех, с искренней заинтересованностью в судьбе ребенка, с пониманием его отношений к предъявляемым требованиям, с глубокой уверенностью в то, что они помогут скорректировать поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения ребенка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс. При достижении успеха, овладении новыми формами поведения ребенок переживает радость, испытывает внутреннюю удовлетворенность, начинает верить в собственные силы, у него растет уверенность в победе, в достижении поставленной задачи.

6. Принцип развивающего обучения направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка: развитие потенциальных познавательных, речевых и физических возможностей ребенка в созданных педагогических условиях. Для активизации всестороннего развития учеников специальная школа создает условия по обеспечению на протяжении довольно длительного пропедевтического периода (подготовку учеников к усвоению системы общеобразовательных и профессионально-трудовых навыков). На первых годах обучения коррекционно-воспитательная работа с ребенком является ведущей: у детей воспитываются навыки поведения и общения в школе, коллективе, навыки самообслуживания.

7. Принцип сознательности и активности. Сознательность и активность в специальной школе достигается путем обеспечения соответствующей наглядности; конкретизации излагаемого примерами из жизни; привлечение опыта учащихся; использование знаний на практике; разложение учебного материала на порции; адаптация содержания обучения к особенностям познавательной деятельности школьников; доступности изложения материала в речевом и логическом планах и др. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности коррекционно-педагогического процесс. Превращение воспитанника из объекта в субъект педагогической деятельности.

8. Принципы доступности и прочности. Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития школьников, их личного опыта, ЗУиН. Определенный программой минимум ЗУиН должен быть прочно и надолго усвоен учащимися, он должен стать в дальнейшем базой, на которой они смогут формировать профессионально-трудовые УиН, необходимые для успешной социальной реабилитации и адаптации в самостоятельной жизни. Прочность усвоения материала зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысленности понимания, познавательной активности учащихся, мотивации учения, качества учебных книг, мастерства педагога.

9. Принцип наглядности решает две основные задачи: 1) организацию правильного наблюдения с развитием восприятия посредством различных анализаторов; 2) осуществление перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению.

В современной педагогике под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика (путем использования наглядных пособий). С помощью наглядности учитель может воздействовать не только на разум учащихся, но и вызывать у них переживания, эмоции. Все наглядные пособия в зависимости от способа сенсорного воздействия и восприятия учащимися классифицируются на несколько групп: 1) реальные (натуральные) предметы, явления, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе (минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые), они сближают теоретические знания с жизнью. 2) плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели предметов, явлений, преимущество которых в том, что они могут заменить реальные предметы, которые часто показать в классе трудно или невозможно. 3) схематические и символические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты, символы и т. п.), которые используются для лучшего понимания математических, грамматических, физических, исторических, географических и других закономерностей.

В каждом типе учреждения отмечаются свои особенности отбора наглядности, которые связаны со структурой дефекта, возрастом учащихся и уровнем их знаний об окружающем, содержанием предмета, типом и темой урока. Л.В. Занков определил две основные формы сочетания слова с наглядностью: наглядность как иллюстрация рассказа учителя, ребенок при этом более пассивен; при помощи слова учитель руководит наблюдением, побуждает детей к обследованию предмета, а знания они черпают из изучения самого предмета.

10. Многообразие особенностей детей с ОПФР определяет специфику реализации принципа индивидуального подхода. Инд/подход - это сумма педагогических приемов, применяемая с учетом индивидуальных особенностей ребенка в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, направленная на коррекцию этой деятельности и формирование прочных знаний и навыков у каждого ребенка, занимающегося по общей программе в определенной группе детей. Условия реализации данного принципа: изучение детей, индивидуальная дозировка темпа и объема работы, подбор посильных заданий. Индивидуальный подход должен дополняться дифференцированным – деление детей по познавательным возможностям, по выбору будущей сферы деятельности с целью раздельного обучения (по разным планам и программам).  

Дата: 2019-02-02, просмотров: 409.