Коррекционная направленность процессам обучения детей с ТНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется на уроках по общеобразовательным предметам, во внеклассной работе, но особенно на уроках русского языка и чтения и коррекционных занятиях. В программе по русскому языку введены специальные разделы «Обучение грамоте и развитие речи», «Русский язык и развитие речи», «Чтение и развитие речи», при изучении которых существенное внимание уделяется произношению, обогащению и конкретизации словаря, развитию связной речи, обучению грамотной письменной речи.

Главными целями обучения языкам учащихся с ТНР являются:

    формирование коммуникативной деятельности;

    формирование учебно-речевой деятельности;

    формированиее читательских умений и литературоведческих представлений учеников.

Коммуникативная деятельность формируется в процессе овладения навыками чтения, говорения и письма; умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности.

Учебно-речевая деятельность обеспечивает развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, формирование учащегося как личности. Основ задачами этого вида деятельности являются: овладение учебной терминологией, умением слушать, эмоционально воспринимать текст, воспринимать образные средства речи художественного произведения.

При формировании читательских и литературоведческих умений учащихся особое внимание необходимо уделять обучению правильному, осознанному чтению, овладению читательскими умениями в процессе работы над содержанием литературного произведения.

Коррекционные занятия «Коррекция нарушений устной речи», «Коррекция нарушений письменной речи», «Логоритмика» проводятся учителем-дефектологом или учителем-логопедом. Организация коррекционной (логопедической) работы в специальной школе может осуществляться в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий. 

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15—20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах. При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения.

Существенное внимание уделяется созданию единого речевого режима в учреждении, соблюдению требований, предъявляемых как к речи специалистов, так и к речи учащихся в связи с программными требованиями по предметам (Постановление. Об утверждении единого речевого режима учреждений, обеспечивающих получение специального образования).

Требования к различным видам речи учащихся определяются учебной программой по предметам.

На уроках чтения:

    читать и понимать общее содержание текстов разных жанров;

    ориентироваться в структуре текста, делить текст на части, устанавливать связи между частями, озаглавливать текст или части;

    определять основную мысль в тексте, пересказывать отдельные ситуации (по вопросам, по заданию учителя), завершать повествовательное предложение;

    пересказывать текст по данному, коллективно составленному плану;

    выражать свое отношение к прочитанному.

В процессе слушания:

    понимать информацию, предъявленную на слух в нормальном темпе, речь диктора радио или телевидения;

    удерживать в памяти основное содержание услышанного материала.

В процессе формирования устной речи:

    употреблять основные формы речевого этикета;

    вести диалог на бытовые, учебные и другие темы, используя полученные знания;

    устанавливать и поддерживать контакт с собеседником;

    составлять краткое и развернутое высказывание по предложенной теме;

    строить собственное высказывание на основе прослушанного (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование).

При формировании письменной речи:

    списывать текст без ошибок и перестановок;

    последовательно передавать содержание текста;

    составлять текст на заданную тему, по рисунку.

В первый и второй годы обучения в качестве контрольной работы для учащихся с ТНР рекомендуется использовать контрольное списывание.

Учащимся начальных классов, имеющим сенсорную, моторную, сенсомоторную алалии, афазию, рекомендуется заменять диктант контрольным списыванием текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.

В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, учитывающие особенности познавательного и личностного развития. Учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог социальный совместно в процессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее, психическое и речевое развитие детей, формируют и закрепляют навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические, актуализируют полученные знания в различных ситуациях.

Особенности учебного процесса в школе для детей с ТНР

Особенности процесса обучения в специальной школе определяются особенностями познавательной деятельности учащихся и выражаются в следующем:

•      Выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающихся детей того же возраста;

•      Наличие пропедевтического периода в обучении;

•      Опора на предметно-наглядную основу;

•      Расчлененно-целостный характер обучения: разделение материала на составные части, изучение каждой в отдельности с последующим объединением в систему знаний при целенаправленном формировании, уточнении и закреплении имеющегося опыта;

•      Стимулирование познавательной активности и положительной мотивации учения;

•      Активная роль учителя в организации учебной деятельности учащихся, но дифференцированная по их возрастам и познавательным возможностям.

•      Построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов и средств.

•      Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 434.