Сущность коррекционно – компенсаторной направленности педагогического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущим принципом работы в специальных учреждениях является коррекционно-реабилитационная (компенсаторная) направленность учебно-воспитательного процесса. Коррекция (от лат. correctio — улучшение, исправление) - система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека.

Вся история специальной педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекционной работы (коррекционные системы и концепции Эдуарда Сегена (1812-1880), Марии Монтессори (1870-1952), Л. С. Выготского (1896-1934), А. Н. Граборова (1885-1949) и др.).

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция заключается в проведении тренинга с использованием учителем специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени. При косвенной коррекции предполагается, что уже в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность.

Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел центральной нервной системы непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости. Известно, что человек активно использует лишь десять процентов клеток головного мозга.

Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная). Первый — внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функ-циональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации. функций.

Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС.

Коррекция высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. Применяемые в настоящее время методы компенсации нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в КГМ.

В последние годы многими исследователями установлена важная роль правого полушария в осуществлении психических функций и особая значимость для нейропсихологии вопроса о функциональной специализации полушарий. В связи с этим актуальной для решения конкретных задач диагностики и коррекционной работы рассматривается проблема интегративной деятельности мозга, функционального взаимодействия полушарий.

Представления о доминировании полушарий в скором времени должны быть существенно дополнены и уточнены. Результаты клинических и экспериментальных исследований показывают, что различия зависят не только и не столько от особенностей предъявляемого материала, сколько от характера конкретных задач, стоящих перед испытуемыми. При этом с левым полушарием преимущественно связываются задачи категоризации (классификации) путем выделения существенных признаков в речевом или зрительном стимулах, а с правым — задачи идентификации (сличения) сложных, малознакомых невербализуемых объектов. Левое полушарие доминирует в задачах, связанных с категоризацией хорошо знакомых, относительно несложных, легко вербализуемых объектов. Оно менее устойчиво к повреждениям, но обладает способностью к аналитическим описаниям объектов, к произвольному управлению психологическими функциями, доминантность левого полушария по речи превалирует только в наиболее сложных видах произвольной речевой деятельности, тогда как правое полушарие доминирует в непроизвольных, автоматизированных речевых процессах (эмоциональная, интонационная окраска).

Установлена зависимость развития компенсаторных приспособлений от характера дефекта, времени и степени нарушения функций, а также таких психологических факторов (осознание дефекта, установка на компенсацию, социальная позиция индивида и т. д.)

Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: без способности высшей нервной деятельности мобилизовать свои неприкосновенные запасы невозможной была бы эффективная коррекционно-педагогическая работа. Единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего) Л. С. Выготский выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.

Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией (восстановление), которая включает меры по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер, начиная от начальной реабилитации и кончая восстановлением профессиональной трудоспособности.

В последние десятилетия сложился принцип коррекционно-развивающего обучения, который предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом. В учебных планах всех типов специальных школ, кроме базового и школьного компонента, выделяются коррекционные блоки предметов. Например, развитие слухового восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия, логоритмика, развитие познавательной деятельности и др.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 557.