Почему наука античности была именно такой, а не иной? Материально-технический уровень древнегреческой цивилизации не отличается качественно от уровня древневосточных цивилизаций. Поэтому в поисках причин подъёма науки на качественно иной уровень необходимо обратиться к устройству общества.
В Древней Греции научное знание не было монополизировано жрецами и чиновниками (церковью и государством), не было привилегией закрытых сословий, не было защищено религиозным авторитетом и властью (наоборот, нередко вступало с ними в конфликт), не было поставлено на службу государственным, экономическим (техническим) и религиозным (идеологическим) интересам. Оно впервые в истории было результатом свободных и личных усилий частных лиц, которые стремились к знанию ради самого знания, к истине ради неё самой.
Институты политической демократии, совместного и свободного обсуждения общезначимых проблем, должны были вызвать к жизни ораторское искусство ведения дискуссии, спора, искусство убеждения и обоснования своего утверждения, что потребовало внимания к языку, развития способности самостоятельного мышления. Греческая наука – продукт свободы мысли и слова, признания достоинства личности, равноправия свободных людей. Она была результатом состязания умственных способностей и личных талантов, где достоинство той или иной идеи выявляется в свободном испытании и критике, где решающим основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат лишь открытые всем факты и аргументы. Заметим, что в концепции Поппера свободное выдвижение идей общего характера и их критическое совместное обсуждение представляется как важнейшая общая черта науки.
В духовной атмосфере греческого рационализма восточное предписание превращается в проблему, утверждение – в теорему, требующую доказательства, а набор советов и инструкций по решению задач – в единую систему знаний, в дедуктивную науку. Древние мифы, владеющие коллективным сознанием, уступают место духовной самостоятельности личности, умственной независимости, свободному идейному творчеству, построению собственного мировоззрения, невиданному ранее плюрализму взглядов на устройство мира и общества.
4.3. Проблемно-дисциплинарная структура античной науки
Первые теоретически обоснованные классификации видов и форм знания были разработаны в Древней Греции. Идее Космоса как полной материальной иерархической упорядоченности вещей, соответствовала идея науки, как интеллектуального космоса, логической упорядоченности знаний об этих вещах.
Особенность ранней античной духовной культуры – диалогичность, своеобразный культ беседы, непосредственного устного общения равноправных собеседников. Этот дух ранней классики нашёл свое совершенное воплощение в диалогах Платона. Однако уже в платоновой Академии, в связи с потребностями школы (преподавания, передачи знания), начинается переход к другому типу знания - на смену свободной и непредсказуемой в своём течении беседе на пиру (симпосиону) приходят лекция и книга: монологическое и систематическое развёртывание своих мыслей, в котором диалог сохраняется в редуцированной форме анализа и критики взглядов других учёных. Аристотель впервые дал приоритет именно этой форме лекции и учёного трактата. Лекции и трактаты приводят к систематизации (логическому упорядочиванию) знаний. Иерархия Космоса отображается в иерархии знаний: первые начала (принципы), предшествующее и последующее, общее и частное, основание и вывод. Появляется идея полной упорядоченности знаний в единой всеобъемлющей системе.
Впервые в истории возникает теоретическая рефлексия над формами организации знания, вырабатывается логическая терминология, разрабатывается и утверждается идеал аксиоматически-дедуктивного построения системы знаний на основе строгих доказательств. В Академии Платона, на основе пифагорейской традиции, делались попытки единой систематизации арифметических и геометрических знаний. «Начала» Евклида – своеобразная «Библия математиков», определившая на много веков идеал научности, - выросли из школы Платона, платоновского понимания бытия, знания и науки.
Теоретическая рефлексия над формами знания наиболее полное воплощение нашла в логике Аристотеля. Он чётко различает «начала» науки, принципы разного уровня общности, формулирует требования к исходным принципам в отдельных науках (всеобщность для определённого рода сущего или для сущего вообще, интеллектуальная очевидность, логическая необходимость, истинность), проводит тщательное различие между определениями, постулатами, аксиомами, тезисами, предположениями, понятиями различной степени общности, видами суждений и способами умозаключений (вывода одних суждений из других), строит теорию научного доказательства.
Не удивительно, что такой уровень сознательного отношения к знанию привёл и к различению философских и научных дисциплин.
Хорошо известно, что в Академии Платона и в школе стоиков совокупность научно-философского знания была разделена на три части – физику, этику, логику.
Физикой называли всю совокупность научного (общего характера) знания о природе, - о том, что существует и происходит само собою, само себя движет, изменяет, формирует и разрушает на основе некоторых вечно-неизменных начал.
Этикой называли учение добродетели, о том, как должен жить человек, в чём состоит его высшее благо.
Физика говорит о природе, этика – о свободе. Античная этика не была склонна противопоставлять природу и свободу, физику и этику, однако полное «растворение» человека в природе и в античности приводило к утрате сущности этики, к «растворению» этики в физике.
И физика, и этика как учение – это разумная речь, «логос». Без умения правильно мыслить и правильно говорить невозможно ни познать природу (истину), ни достичь блага, поэтому необходимо тщательное изучение самого «логоса» в человеке (мышления), который воплощается и в физике, и в этике. Это – логика, самопознание разума, мышление о мышлении, разумное слово о самом разуме. Частью логики является и «наука о науке» - философия науки. Наука – самое совершенное проявление разума, поэтому и говорить о ней следует наиболее совершенным образом – научно. Первая в истории теория науки появилась как часть логики Аристотеля.
Аристотель, крупнейший учёный-энциклопедист античности, разработал несколько иную, нежели «академики» и стоики, более дифференцированную классификацию знаний и наук.
Прежде всего он отделил философию от техники, от всех знаний, которые связаны с умениями и приносят пользу. Техника - низший вид знания, потому что это знание о средствах, которые подчинены целям, к тому же - частным и временным. Принципиальный недостаток этого вида знания показывает, например, важнейшее из «искусств» - медицина. Хороший врач на основе опыта знает, как достичь цели, однако он не знает того, почему цель достигается, какова причина выздоровления, поэтому и достигается она далеко не всегда. Техническое знание разделяется на многочисленные виды соответственно структуре человеческой деятельности, потребностям людей.
Философию Аристотель разделяет на две части: теоретическую и практическую.
Обратим внимание на принципиальное отличие технического знания от практического.
Практическая философия, как и техническое знание, связано с деятельностью человека, однако имеет целью не частную пользу, а общее и высшее благо. Если в технике цель действия – вне самого действия (вся техническая деятельность – только средство), то в области практического цель поступка – сам поступок, а не его продукт. Нельзя лгать, совершенно независимо от предполагаемого результата. Всякое техническое умение, далее, достигает лишь своей частной, конкретной цели (одному нужной, другому – нет, в одно время нужной, в другое – нет), т. е. относительно ценной, а практическая философия говорит об общей для всех людей цели, важной для всей жизни, жизни в целом, – о высшем благе, о конечной цели. Техническое - знание о средствах, практическое - о целях, но не произвольных и случайных, а знание о том, к каким целям следует стремиться, о достойных целях. Наконец, техническое знание – это знание об отношении человека к вещи (субъекта к объекту, предмету манипулирования), а практическое – это знание об отношении человека к человеку, субъекта к субъекту. В техническом знании речь идёт о вещах, в практическом – о личностях и обществе. Мы относимся к другому человеку практически, если признаём его свободу, и относимся к нему технически, если используем его как вещь.
Из сказанного следует, что практическое (этическое прежде всего) важнее технического настолько, насколько цель важнее средств, а человек ценнее вещи. Для Аристотеля и Канта это было очевидно, однако в наше время культа техники и манипуляции людьми принципиально различные виды знания смешиваются, и практическое подменяется техническим: люди рассматриваются как вещи (средства, «ресурс» и т. п.). Техническое, или прагматическое отношение к человеку ограничивается моралью и правом.
Из сказанного следует также, что практическая философия - не наука. Суть в том, что её целью не является познание мира, её цель – благо человека. Поэтому этика (учение о благе личности), экономика (учение о благе семьи, частных хозяйственных объединений) и политика (учение о благе государства) – ещё не наука в собственном смысле.
Лишь теоретическая философия – собственно наука, познание «истинно сущего». Наука - наиболее совершенное знание, потому что в ней мы познаём причины и начала всего существующего. Научное знание - достоверное и доказанное, знание о вечном и неизменном.
Обратим теперь внимание на то, что теоретическое у Аристотеля противопоставляется не эмпирическому (как в современной теории науки), а практическому. Цель практического – благо, а цель теоретического – истина. Смысл понятия «теоретическое» - не в абстрактности, отвлечённости, общности или рациональности мышления, а в направленности на истинное бытие. Оно обнаруживает себя и в чувственном восприятии, опыте, поэтому теория опирается и на опыт, и на логику, умозрение. Эмпирическое знание – составная часть самой теории. В понятии теоретического мыслится созерцание реальности: каков мир поистине, на самом деле.
Теоретическая философия разделяется на математику, физику и «первую философию» (названную позднее метафизикой) – в зависимости от того, какое именно бытие является предметом познания – телесное и подвижное (физика), бестелесное и неподвижное, но абстрагированное от телесного (математика), или бестелесное, неподвижное и самостоятельно существующее и дающее первооснову всякому иному бытию - божественное (метафизика). Можно продолжить дифференциацию теоретической философии, группируя различные объекты этих трёх главных видов бытия.
Логика, строго говоря, не наука (поскольку её предмет - не истинное бытие, а рассуждения людей). Это - универсальное орудие («органон») науки (как говорил Кант, общая «техника учёности»), или её общая методология - систематическое описание способов рассуждения, посредством которых достигается истинное и обоснованное знание. Главное в логике Аристотеля - теория дедуктивного вывода, или доказательства.
Существенные изменения в понимании науки происходят в поздней античности. Идея системы знаний стала основополагающей в эпоху эллинизма (с III в. до Р.Х.), она была идеалом науки и в Древнем Риме. Однако здесь речь уже шла не столько о создании новых систем, сколько о собирании всевозможных мнений и полезных сведений и их упорядочивании, удобном для практического использования (компендиумы, компиляции, энциклопедии). Энциклопедия в греческой и римской культуре – целостный «круг знаний», их свод, сумма, дающая общее образование. Античная идея энциклопедии состоит в том, что все отдельные знания и отдельные науки связаны друг с другом в одно целое как органы живого организма: каждая часть ради целого, целое – ради каждой части. Все знания логически связаны, находятся в соответствии, согласии, гармонии. Наиболее известная энциклопедия Древнего Рима – «Естественная история» Плиния Старшего, собравшего в 37 книгах сведения по астрономии, физике, географии, ботанике, зоологии и т. д., заимствованные у более чем двух тысяч античных писателей.
Практическая направленность знания, характерная для древнеримской культуры, привела к тому, что уже не проводилось строгого различия между ars (искусство, умение), disciplina (повиновение и подчинение определённым правилам или порядку), doctrina (учение), scientia (наука). Цицерон упрекал греков за увлечение теорией и хвалился тем, что занятия математикой у римлян ограничены надобностями денежных расчётов и земельных межеваний.
В Древнем Риме создаётся государственно-регламентированная система школьного образования, в которой греческая наука («эпистеме»), превратилась в латинскую дисциплину. Здесь формируется дисциплинарный образ науки. Жёсткая дисциплинарная структура знания как совокупности самостоятельных отдельных наук формируется из потребности обучения, изучения. Дисциплина – общая ценность римской культуры. Римляне превосходили других (в том числе в военном деле) прежде всего дисциплиной, организацией. Появление научных «дисциплин» – интересный пример влияния социальной организации на организацию и функционирование знания. Изменилось общество – изменился способ существования знания, характер познавательной деятельности в нём, само понятие «науки».
Марциан Капелла в поэме «О браке Филологии и Меркурии» (ок. 460 г.) вводит важное для последующей истории науки представление о семи свободных искусствах (artes liberales), в качестве спутниц высшей мудрости – Филологии. «Последний римлянин», философ Боэций (конец V – начало VI вв.) заменил в этой компании Филологию – философией, написал учебники (Instituciones) по отдельным «свободным искусствам». Его младший современник Кассиодор называет тривиум («трипутье»: грамматика, риторика, диалектика) – «искусствами», а квадривиум («четырёхпутье»: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) – «реальными науками» или «дисциплинами». Заметим, что знаменитый римский учёный Марк Теренций Варрон (I в. до Р.Х.) насчитывал девять «искусств», прибавляя к указанным семи медицину и архитектуру. Витрувий на исходе того же века добавил к девяти «искусствам» Варрона ещё четыре: оптику, историю, физику и право.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.