На какие области знания разделялась средневековая наука? Каким образом упорядочивались и классифицировались тексты, помимо само собой ясного авторства?
Платоно-аристотелевская классификация видов знания и наук через римлян перешла и в средневековую науку. Античные «свободные искусства», как правило, считались науками, а ремёсла – механическими искусствами, хотя можно было встретить и выражение «механические науки». Были и спорные территории, например, медицина, которая долгое время не признавалась наукой и причислялась к «механическим искусствам». Появление в структуре научного знания «механических искусств», т. е. прикладного знания - принципиальное важная научная новация Средних веков. Например, наиболее известное средневековое разделение наук в энциклопедии «Этимологии, или начала» Исидора Севильского (570 - 638 гг.) было в целом заимствовано у древних римлян, однако сведения по физике, этике и логике были дополнены сведениями о сельском хозяйстве и различных ремёслах. Вслед за ним Радульф Пламенный (XI в.) разработал подробную классификацию механических искусств: архитектурное, продовольственное, текстильное, врачебное, торговое, военное и т. д. Каждое из них подразделяется и далее на подвиды, например, продовольственное искусство – на сельскохозяйственное, охотничье, рыболовное, птицеловство, хлебопекарное, кулинарное и т. д. Гуго Сен-Викторский (XII в.), в отличие от Радульфа, называет ремёсла механическими науками, которых насчитывает семь: текстильное дело, изготовление инструментов (armatura), сельское хозяйство, корабельное дело (navigatio), охота, медицина, театр (theatrica scientia). В науке об изготовлении инструментов выделяются две части – архитектоника (каменное дело, деревообработка) и обработка металла (ковка и литьё). Доминико Гундиссалин в трактате «О разделении философии» (ок. 1150 г.) называет в числе физических наук прикладные медицинские дисциплины – фармацевтику, хирургию, диэтетику. Традиция считать медиков «физиками» сохранялась в течение нескольких столетий.
Аналогичное стремление включить в научное знание практически-техническое «искусство» обнаруживается и в средневековой арабо-мусульманской науке. Так, Аль Фараби (870 – 950 гг.), опираясь на труды Аристотеля, в специальном трактате «О классификации наук» разделяет научное знание на языкознание (в его время очень важна была роль переводчиков с греческого и латыни на арабский), логику, математику, физику, метафизику, гражданскую науку, юриспруденцию и догматическую теологию. Математика разделяется далее на арифметику, геометрию, оптику, науку о звёздах, музыку, науку о тяжестях (рычагах и весах), науку об искусных приёмах (вычисления). В каждой математической дисциплине Аль Фараби выделяет теоретическую и практическую части. Ибн-Сина (Авиценна, 980 – 1037 гг.) также исходит из систематики Аристотеля, разделяя научное знание на теоретическое и практическое, а теоретическое – на физику, математику и метафизику. Физике как теоретической дисциплине, рассматривающей иерархию бытия от первоматерии и перводвигателя до растений, животных и даже человеческой души, подчиняется ряд прикладных физических дисциплин – медицина, астрология, физиогномия, толкование сновидений, толкование символов, магия и алхимия. Математика как теоретическая наука разделяется на дисциплины квадривиума, дающие основу для практических искусств – вычисления, геодезии, механики, науки о весах, о различных инструментах и приборах. Астрономия даёт основу для астрологии и составления календаря, теория музыки – для изготовления музыкальных инструментов. Ибн Сина не склонен противопоставлять науки и «искусства», и включает прикладное знание в состав науки. Характерно в этом отношении его отношение к медицине. В знаменитом «Каноне врачебной науки» он разделяет медицину на теоретическую и практическую. Теоретическая часть говорит о причинах болезней, их существенных и необходимых признаках, практическая – о средствах излечения.
О дисциплинарной структуре средневековой науки можно судить и по структуре университетов. Первые европейские университеты были учреждены во второй половине XII в. в Болонье (1158), Оксфорде (1168), Кембридже и т. д. Классический европейский университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и философский. Философский факультет назывался также «артистическим» или факультетом семи уже знакомых нам «свободных искусств». Освоив эти науки, можно было приступать к изучению медицины, права и теологии. В Средние века появились впервые и бакалавры, и магистры, и доктора, и диссертации, и научные дискуссии (диспуты), и публичные защиты научных трактатов с участием оппонентов и последующим присуждением учёных степеней в соответствующей области знания.
Схоластика
Своего высшего развития средневековая христианская наука достигает в схоластике XI-XIV вв.
Её возникновение и развитие невозможно понять без учёта влияния арабской, мусульманской культуры. Арабы завоевали и Александрию, центр греческой науки, и Среднюю Азию, знакомую с наукой Индии и Китая. На протяжении нескольких веков наука и философия в арабском халифате пользовались большой свободой. Наряду с ортодоксальным мусульманским богословием в IX-XII вв. возник и развивался арабский перипатетизм (аристотелизм). Его основоположник, Аль-Кинди (IX в.), «философ арабов», написал более двухсот трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрономии, музыке, медицине, о различных ремёслах и большое число комментариев к античным философам и учёным. К этой школе принадлежали уже упомянутые нами Аль-Фараби и Ибн-Сина (Авиценна). Последний выдающийся арабский аристотелик, Ибн-Рушд (Аверроэс, XII в.), знаменит своими обширными комментариями к сочинениям Аристотеля. В раннем средневековье математика и естественные науки достигли высшего уровня именно в арабской, а не в христианской культуре. В механике арабские учёные следовали Аристотелю и Архимеду, в астрономии - Птолемею. В результате арабских завоеваний возникла единая арабо-греко-египетская наука о превращении и свойствах веществ, получившая арабско-египетское название ал-химийя. От арабов алхимия перешла к средневековым европейским учёным.
Расцвет схоластической христианской учёности был связан с переводом на латинский язык трудов Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда и др., и переводом с арабского на латинский произведений древнегреческих учёных вместе с обширными комментариями к ним арабских учёных. Решающее значение имело усвоение метафизики, физики и логики Аристотеля, которого средневековые учёные нередко именовали просто Философом.
Схоластика – это наука, основанная на христианской вере и части античного научного наследия, имеющая неприкосновенную догматическую основу и принявшая школьную форму, т. е. приспособленная к практике преподавания в средневековом университете. Книжный характер, опора на авторитетный текст и логику Аристотеля (диалектику и силлогистику), пренебрежение опытом – важнейшие характерные черты схоластики. Отсюда и характерная для схоластического трактата форма суммы, свода знаний - стремление собрать всё научное знание воедино, логически упорядочить его и передать ученикам.
Схоластический метод исследования (мышления, рассуждения) был сформирован практикой обучения в университете путём изучения, обсуждения, анализа авторитетных текстов, практикой ведения диспута, на котором проблемы подвергаются рациональному обсуждению путем рассмотрения аргументов «за» и «против» (pro et contra) того или иного тезиса. Тезис разбирался основательно, скрупулёзно, всесторонне, обычно в течение двух дней, с участием студентов, бакалавров и магистров. Сложные темы могли обсуждаться на отдельных дискуссиях в течение нескольких лет. Элементы схоластической методологии сохраняются до сих пор в практике ведения научных дискуссий, в частности – на защитах диссертаций. Заметим, что и в наше время значительная часть научных работ пишется посредством анализа текстов, что делает неизбежным и актуальным применение схоластической методологии (для современных теологических работ – по всём её объёме, для других – за вычетом идеи абсолютного авторитета «откровенных» текстов).
В Средние века начала складываться профессиональная организация учёных, как сообщества профессионалов. Классический университет был средневековой корпорацией учителей и учеников, аналогичной ремесленным «цехам»: он имел автономию, привилегии, и хранил специальные знания, в которых было заинтересовано социальное окружение.
«Отцом схоластики» называют Ансельма, архиепископа Кентерберийского (XI в.), преимущественно – за предложенное им доказательство бытия Бога (так называемый онтологический аргумент). К представителям зрелой схоластики XIII в. относят Роджера Бэкона, Альберта Великого (Больштедского), Раймонда Луллия и многих других европейских университетских учёных, самым выдающимся среди которых считается Фома Аквинский, который осуществил наиболее глубокое и систематическое соединение христианской веры и учения Аристотеля. В сочинениях Фомы схоластический метод достигает совершенства и находит поистине всеобъемлющее, систематическое применение. Тому, кто не считает Фому учёным, а его учение – наукой, следует внимательно прочитать его «Сумму теологии».
Возможно, что именно Фоме удалось найти оптимальное для христианской церкви решение проблемы отношения между верой и научным знанием. Научное исследование необходимо, но оно подчинено вере, и возможности его ограничены. Содержание Откровения лишь частично поддаётся рациональному постижению, анализу и обоснованию. Некоторые из догматов поддаются пониманию и доказательству (например, бытие Бога и бессмертие души), другие, напротив, непостижимы и в компетенцию науки не входят (например, триединство Бога, творение мира, боговоплощение и др.). Божественная истина ясна человеку не всегда. Откровение непогрешимо, разум слаб и ошибается. Поэтому вера важнее и выше науки. Если возникает противоречие между наукой и Библией – значит, разум ошибся. Все науки должны быть согласованы с истинами Откровения.
Учение Фомы оправдывает стремление к научному познанию мира тем, что непосредственное познание Бога невозможно, мы можем познавать его лишь через его творение – мир, который к тому же устроен так, что Бог достигает своих целей в нём не прямым вмешательством в каждое событие, но косвенно, через естественное действие одних творений на другие, вложив в природу причинность и законы. Исходя из этого убеждения, Фома разработал пять знаменитых доказательств бытия Бога, исходящих из несомненного факта бытия мира и его важнейших общих свойств - что в мире есть движение и причинность, что одни вещи порождают другие, что вещи мира различаются своей сложностью и организацией (совершенством), что в мире есть целесообразность.
Важно отметить, что схоластика не была чисто словесным искусством рассуждений на отвлечённые темы, не занималась одними лишь «оторванными от жизни» и «пустыми» словопрениями, псевдопроблемами. Во-первых, теологические проблемы ошибочно считать «псевдопроблемами». Во-вторых, то, что для современного учёного не является настоящей проблемой, вовсе не было таковым в прошлом. В-третьих, в схоластике постепенно нарастал интерес и к эмпирическому знанию и исследованию, которое обычно противопоставляется «схоластическому теоретизированию». Легитимации самостоятельного эмпирического исследовала способствовала теория двойственной истины, согласно которой вера имеет практическое значение, необходима для спасения души, а для познания нужна наука, в которой необходимы опыт и разум. Говоря просто, вера ничего не даёт науке, как и наука ничего не даёт вере: они имеют разный предмет и разное назначение. Заметим, что ценность веры этим нисколько не умаляется, и она сохраняет первенство. Более того, такая позиция выгодна обеим сторонам: вера ограждается от критики науки, а науке предоставляется свобода и независимость от церковного авторитета.
Наиболее ярким примером, иллюстрирующим интерес схоластов к эмпирическому знанию, можно считать деятельность оксфордской школы. Интерес к познанию природы в схоластической культуре первоначально проявился как интерес к античным сочинениям о природе, преимущественно - к физике Аристотеля. Роберт Гроссетест (1175 – 1253 гг.) переводил естественнонаучные произведения Аристотеля греческого оригинала, писал к ним обстоятельные комментарии, имел и собственные труды по физике. В одном из них он так излагает свою методологию: 1) изучение явлений природы должно начинаться с опыта; 2) далее, посредством анализа (resolutio) отдельных явлений природы устанавливается общее положение, которое выступает в качестве гипотезы; 3) из гипотезы далее выводятся следствия (compositio), которые должны быть проверены опытом. Опыт, таким образом, - начало и конец научного исследования природы. Гроссетест проводил экспериментальные исследования света и звука, занимался медицинскими проблемами. Признавая свет всеобщей субстанцией мира, он пришёл к выводу, что весь мир построен по законам геометрической оптики, и, следовательно, поддаётся точному математическому описанию.
Наиболее известный ученик Гроссетеста, Роджер Бэкон (1214 – 1292 гг.), писал, что учёный должен стремиться улучшить жизнь людей посредством основанного на опыте и точного знания. Он указал на четыре главных препятствия для познания истины: 1) слепая вера в ложный авторитет; 2) привычка, закрепляющая заблуждение; 3) предрассудки невежественной толпы; 4) ложные теории, т. е. мнимое знание, выдающее себя за научную истину. Он предлагал развивать четыре области знания: 1) изучение древних языков, на которых написана Библия; её толкование должно опираться на знание оригинала; 2) математику, без которой невозможна достоверностьв науке; 3) оптику, как главную науку о природе; 4) эксперименты, поскольку «без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере». Бэкон способствовал распространению в Европе арабской алхимии, бывшей главным полем приложения экспериментальных методов в средневековой науке.
В Средние века были написаны работы, основанные на применении эксперимента и измерения. В 1269 г., например, появился трактат по магнетизму, автор которого (Перегрино) даёт систематическое описание различных экспериментов с магнитами, затем переходит и к построению теории, и даже к возможным техническим применениям свойств магнита. Самый известный средневековый трактат по оптике был написан примерно в это же время Вителло, который приводит сведения из трудов Евклида, Птолемея, выдающегося арабского физика Альхазена и даёт описание многочисленных оптических экспериментов. Так называемые «калькуляторы» Мертон-колледжа в Оксфорде провели различие между кинематикой и динамикой, ввели понятия мгновенной скорости, равномерно-ускоренного движения, и предприняли попытки их измерения, размышляли о соотношении силы, сопротивления и скорости, обсуждали движение брошенного тела.
Парижский схоласт Жан Буридан поставил, наконец, вопрос о несоответствии аристотелевской физики фактам. Он поставил вопрос о движении Земли и высказал «серьёзные сомнения» в том, что Земля покоится в центре Вселенной, а звёзды движутся. Его ученик Николай Орем в «Книге о небе и Вселенной» (1377) пришёл к выводу, что неподвижность Земли невозможно доказать ни опытом, ни рассуждением. Поздняя схоластика уже выходит за пределы античных научных образцов, подвергает сомнению авторитет Аристотеля. Важно отметить, что эти сомнения были связаны с проблемой движения, в особенности - движения Земли. Революции в астрономии и физике XVI - XVII вв. были подготовлены размышлениями арабских и европейских учёных IX - XIV вв.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 425.