Для выявления преимуществ выбранной организационно-правовой формы сравним правовой режим автономного и бюджетного учреждения. Так как правовое положение последнего также распространено среди учебных заведений.
В настоящее время основные различия между автономными и бюджетными учреждениями можно свести к следующим элементам.
Сфера деятельности учреждений. Перечни основных сфер деятельности, в которых автономные и бюджетные учреждения могут осуществлять свою деятельность, совпадают.
Однако для бюджетных учреждений указанный перечень, по существу, является открытым, автономные учреждения же могут заниматься деятельностью, прямо не указанной в Федеральном законе № 174-ФЗ, только в том случае, если они указаны в других законах.
Создание органов управления. В отличие от бюджетного, в автономном учреждении должен создаваться наблюдательный совет, которому в том числе и предоставлено право совершения крупных сделок.
Заключение коммерческих договоров на поставку товаров, работ и услуг. На автономные учреждения требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94ФЗ (Закона о госзакупках) не распространяются. То есть процедура заключения договоров существенно упрощена, а ограничения практически отсутствуют. Следовательно, при заключении договоров автономные учреждения руководствуются нормами гражданского законодательства.
Привлечение заемных средств. Для бюджетных учреждений могут устанавливаться ограничения по привлечению займов и кредитов. В отношении автономных учреждений аналогичная норма не установлена.
Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения (при условии, что учреждение не имеет филиалов и представительств). Бюджетные учреждения этот специальный налоговый режим применять не могут (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). На это обратили внимание и финансисты в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.
А вот на уплату ЕНВД не могут быть переведены учреждения образования, здравоохранения и соцобеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание данных услуг является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями. В данном случае запрет на применение ЕНВД соотносится со сферой деятельности учреждения, а не с его организационно-правовой формой.
Организация учета
Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации и ведении бухучета в учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Она устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета активов и обязательств учреждений всех организационно-правовых форм (казенные, бюджетные и автономные), а также определяет особенности учета в учреждениях, обусловленные их правовым статусом и спецификой использования источников финансирования различных видов деятельности.
Применительно к автономным учреждениям нормы Инструкции № 157н детализированы в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).
Учет в автономных учреждениях организуется и ведется на основе учетной политики учреждения, в которой рекомендуется раскрывать организационные и методологические аспекты.
Так как одна из основных целей бухучета – обеспечение заинтересованных пользователей необходимой информацией, при организации учета следует учитывать требования по группировке и детализации данных для целей бухгалтерской отчетности, то есть руководствоваться требованиями Инструкции о бухгалтерской отчетности учреждений (приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).
Основным отличием бухучета в автономных учреждениях (по сравнению с казенными и бюджетными), на наш взгляд, является то, что здесь в номерах счетов бухгалтерского учета не применяются коды поступлений и выбытий. Вместо них рекомендовано использовать коды (определяемые каждым автономным учреждением или вышестоящим (либо финансовым) органом для группы учреждений), используемые в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Это обстоятельство следует учитывать также при организации учета операций по санкционированию расходов (пятый раздел Плана счетов бухгалтерского учета) и составлении бухгалтерской отчетности.
Коды КОСГУ – в номерах счетов для учета расходов и затрат могут применяться так же, как и в бюджетных учреждениях.
2. Особенности бухгалтерского учета и отчетности в автономных учреждениях
Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) установлен единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) установлен единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, управления государственных внебюджетных фондов, управления территориальных государственных внебюджетных фондов, местного самоуправления, в бюджетных учреждениях. Из приведенной формулировки следует, что автономные учреждения не должны вести бюджетный учет, и положения Инструкции № 148н на них не распространяются.
Преобразуясь в автономное, бюджетное учреждение должно составить бюджетную отчетность и начать вести учет в общем порядке, предусмотренном российским законодательством, принимая во внимание особенности, установленные для некоммерческих организаций. При завершении операций бюджетного учреждения открывается счет бюджетного учета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», для которого открытие аналитических счетов не предусмотрено.
Финансовый результат определяется путем сопоставления начисленных сумм: расчетов по поступлениям в бюджет и платежам из бюджета; внутренних расчетов между распорядителями и получателями средств; расходов и доходов бюджетного учреждения. Суммы переоценки стоимости объектов основных средств и начисленной амортизации отражаются по дебету или кредиту данного счета обособленно, но учитываются при определении финансового результата. Исходя из предусмотренных Инструкцией № 148н проводок по закрытию счетов в конце финансового года, необходимо определить финансовый результат и закрыть счета на дату перехода бюджетного учреждения в автономное.
Порядок формирования бюджетной отчетности регламентирован Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н. Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (далее - Разъяснения) определяют порядок представления бюджетной отчетности по реорганизационным мероприятиям.
Согласно пункту 14 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения формально не является реорганизацией. Однако с точки зрения последствий для бюджетного учета (фактически ликвидации бюджетного учреждения) до издания иных разъяснений Министерства финансов РФ необходимо руководствоваться пунктом 40 Разъяснений в части представления отчетности главному распорядителю кредитов. В соответствии с указанным пунктом учреждения, финансирование которых передано на другой бюджетный уровень или в ведение другого распорядителя средств федерального бюджета, составляют бухгалтерскую отчетность на дату передачи в составе форм годовой бухгалтерской отчетности и представляют ее главному распорядителю средств бюджета как по прежней, так и по новой подчиненности. К отчету прилагаются акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях, а также справка из налогового органа о снятии с учета. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражаются по новой подчиненности полностью с начала года.
Заключительная бюджетная отчетность составляется за период с начала отчетного года по день, предшествующий дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании автономного учреждения.
Таким образом, к моменту перехода бюджетное учреждение, переводимое в статус автономного, обязано подготовить отчетность по следующему перечню: Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130); Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127); Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); Пояснительная записка (ф. 0503160).
К годовой бухгалтерской отчетности должны прилагаться акты инвентаризации имущества и обязательств, свидетельствующие о достоверности отдельных статей баланса. Статьи заключительного баланса подтверждаются данными инвентаризации.
В Пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности необходимо указать: основания для проведения преобразования; документы по передаче имущества и обязательств автономному учреждению; документы, подтверждающие закрытие, переоформление лицевых и расчетных счетов преобразуемого учреждения. Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) бюджетного учреждения. В случае если бюджетный учет ведется на договорных началах централизованной бухгалтерией, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель учреждения и руководитель централизованной бухгалтерии.
Бухгалтерский учет в автономных учреждениях, как отмечалось выше, ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Автономное учреждение включает в состав бухгалтерской отчетности следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, Отчет о целевом использовании полученных средств, Пояснительную записку.
При отсутствии соответствующих данных автономное учреждение может не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу. Автономные учреждения, получающие бюджетное финансирование от учредителя (субсидии), в бухгалтерской отчетности дают полную информацию о расходовании данных средств. Порядок расходования этих средств определен пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях». Отчетность автономного учреждения представляется в: органы государственной статистики; налоговые органы; иные органы и лицам в соответствии с законодательством РФ и уставом автономного учреждения (пункт 12 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). При разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, автономным учреждением учитываются образцы форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н.
При разработке формы Бухгалтерского баланса в разделе «Капитал и резервы» вместо статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» автономное учреждение включает группу статей «Целевое финансирование». Первым отчетным годом для созданного автономного учреждения считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных в период с даты принятия решения учредителем о создании автономного учреждения до государственной регистрации автономного учреждения, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первым отчетным годом.
При формировании вступительной бухгалтерской отчетности автономного учреждения нужно учитывать положения Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н). Отразить в отчетности сведения о преобразовании в автономное учреждение можно после того как будут получены: учредительные документы автономного учреждения и свидетельство о государственной регистрации; решение о создании автономного учреждения; передаточный акт и заключительный баланс бюджетного учреждения. В передаточном акте устанавливается порядок правопреемства по всем обязательствам бюджетного учреждения. Типовая форма передаточного акта законодательно не утверждена, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Вступительная (первая) бухгалтерская отчетность автономного учреждения составляется путем переноса показателей заключительной (последней) бухгалтерской отчетности государственного или муниципального учреждения в формы бухгалтерской отчетности, разработанные автономным учреждением с учетом требований приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н. При этом записи в бухгалтерском учете не производятся. Годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения утверждается наблюдательным советом. Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности требуется аудиторское заключение согласно подпункту 9 пункта 13 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях». В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» копия утвержденной годовой отчетности автономного учреждения направляется учредителю и публикуется в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.
Бухгалтерская отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных заинтересованным в ней лицам, либо в отношении нее проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность всем заинтересованным в ней лицам независимо от целей получения данной отчетности. Важной особенностью формирования бухгалтерской отчетности автономного учреждения является необходимость ведения обособленного учета недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем, а также находящегося у автономного учреждения особо ценного движимого имущества.
Аналитический учет указанного имущества должен обеспечивать возможность получения данных о наличии и движении основных средств и иного имущества, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т. д.), а также для составления в установленном порядке автономным учреждением отчетов об использовании закрепленного за ним имущества.
Закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, а также находящееся у автономного учреждения в соответствии с законодательством особо ценное движимое имущество отражается во вступительном бухгалтерском балансе по группе статей «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости и по группе статей «Добавочный капитал» с выделением показателя по статье «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества». Сумма амортизации по указанному имуществу раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели, при принятии к бухгалтерскому учету в составе основных средств отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Одновременно на сумму использованного на эти цели источника финансирования (целевых поступлений) производятся записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».
Начисление износа по основным средствам (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальным активам автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, производится исходя из сроков полезного использования, установленных государственным или муниципальным учреждением при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Полученное от учредителя финансирование, определенное пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», отражается по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и распределяется на: выполнение государственного задания по нормативу; расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное (приобретенное) за автономным учреждением учредителем, в т. ч. земельные участки; расходы на развитие автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Информация о целевом использовании автономным учреждением полученных средств по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования (расхода) отражается в Отчете о целевом использовании полученных средств, который ежеквартально представляется учредителю. Автономное учреждение, осуществляющее деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, должно признавать доходы от обычных видов деятельности (с учетом сумм, получаемых в виде субвенций из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников) по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи». Для учета расходов автономного учреждения по выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, используются счета учета расходов по обычным видам деятельности, предусмотренные разделом III Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Данные о признанных в бухгалтерском учете доходах и расходах, связанных с деятельностью автономного учреждения, в качестве доходов и расходов от обычных видов деятельности отражается в Отчете о прибылях и убытках. При направлении автономным учреждением прибыли на финансовое обеспечение своей уставной деятельности в бухгалтерском учете по итогам отчетного года делается запись по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».
Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.