Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На счете 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» отражается задолженность учреждения перед бюджетом по названному налогу, исчисленному в соответствии с требованиями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ.

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются средства целевого финансирования, к которым относятся, в частности, бюджетные ассигнования, доведенные в установленном порядке до казенных учреждений. Дополнительно по данному вопросу см. письма Минфина России от 30.01.2013  № 03-03-06/4/1760, от 12.08.2013 № 03-03-06/4/32634.

При этом учреждения-налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на дату их получения.

С 01.01.2012 доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных услуг, от исполнения государственных функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы по налогу  на прибыль.

Под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц).

Следует отметить, что оказание платных услуг казенными учреждениями, не включенных в Перечень государственных услуг и напрямую связанных с полномочиями (функциями) органов государственной власти, относится к выполнению иных государственных функций. Указанные доходы не учитываются в целях налогообложения прибыли.

С 01.01.2015 в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). То есть это доходы от выполнения любых работ и оказания любых услуг независимо от того, получены они в рамках выполнения государственных работ, оказания государственных услуг, исполнения государственных функций либо выполнения иных работ, оказания иных услуг.

Реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России не является государственной услугой, работой, иной государственной функцией. В этой связи положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, связанным с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не применяются. Указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Заметим, что в то же время судебные органы придерживаются противоположной точки зрения, согласно которой данные доходы учитываются не как выручка от реализации продукции, а как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду в рамках выполнения государственной функции, и в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такой вывод содержит, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2014 по делу № А79-234/2013 (Определением ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6290/14 по делу  № А79-234/2013 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Иные доходы от коммерческой деятельности, получаемые казенными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке. При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения      прибыли.

Кроме того, необходимо помнить: основные средства, приобретенные казенным учреждением за счет бюджетных средств, не подлежат амортизации в целях налогообложения (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход).

Следует отметить, что при отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у учреждения могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов. К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению. Заметим, что по данному вопросу существует противоположное мнение, согласно которому указанные суммы не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций на основании ст. 41 НК РФ;

- суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств. Отметим, что есть и иная точка зрения по данному вопросу. Суммы штрафов (пеней, неустоек), предусмотренные государственным контрактом, при налогообложении прибыли казенными учреждениями не учитываются. Такая позиция основана на том, что казенные учреждения заключают контракты от имени публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования). Согласно ст. 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль. Поэтому суммы штрафов, пеней и неустоек в этом случае доходом учреждения не признаются, а значит, при определении налоговой базы не учитываются. Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 05.12.2012 № 03-03-06/4/112, от 27.02.2013  № 03-03-06/4/5745, от 16.08.2013 № 03-03-05/33508, от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325. Несмотря на то, что Минфин России в своих разъяснениях основывался на нормах Федерального закона № 94-ФЗ, утратившего силу, такие разъяснения применимы по аналогии и в 2015 г.;

- суммы арендной платы за предоставление в пользование имущества и лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности.

Сдача казенным учреждением в аренду имущества, находящегося у него в оперативном управлении, не признается государственной услугой, а является деятельностью, приносящей доход. Налогообложение таких доходов осуществляется в общеустановленном порядке;

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст. 251 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению;

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования имущества в связи с наступлением страхового случая;

- суммы денежных средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг;

- суммы денежных средств, полученные по договору социального найма в счет платы за содержание, ремонт и наем жилого помещения;

- суммы денежных средств, полученные в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины и судебных издержек;

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации;

- стоимость реализованного государственного имущества.

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст. 287 НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли. Срок уплаты этого авансового платежа – не позднее   28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли. Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены ст. 288 НК РФ.

За нарушение установленных законодательством сроков уплаты налога взыскиваются пени. Нарушение правил учета доходов и расходов, а также неполная уплата налога на прибыль влекут наложение на учреждение штрафов, предусмотренных ст. ст. 120, 122 НК РФ.

Ставка налога на прибыль составляет 20 %, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет; по налоговой ставке в размере 18 % – в бюджеты субъектов РФ. Заметим, что законами субъектов РФ ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (но не может быть ниже 13,5 %). Также пониженная ставка применяется организациями – резидентами особой экономической зоны.

В соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка налога на прибыль 0 % при соблюдении следующих условий, перечисленных в п. п. 1, 3 ст. 284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной или медицинской деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют     не менее 90 % от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются.

4. В штате учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %.

5. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее     15 работников.

6. Учреждение не совершает в налоговом периоде операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При несоблюдении казенным учреждением хотя бы одного из вышеперечисленных условий или при непредставлении учреждением в налоговые органы сведений, содержащих информацию о выполнении указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также в этом случае казенному учреждению следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам. На исчисленные (восстановленные) авансовые платежи по отчетным периодам и по налогу, исчисленному по налоговой декларации за налоговый период, начисляются пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Положения п. 1.1 ст. 284 НК РФ применяются с 01.01.2011 г. до 01.01.2020 г. При этом следует иметь в виду, что медицинские и образовательные организации, удовлетворяющие критериям ст. 284.1 НК РФ, могут применять ставку по налогу на прибыль 0 % в том случае, если осуществляемый ими вид медицинской или образовательной деятельности поименован в Перечне видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 % по налогу на прибыль организаций, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. Применить указанную ставку налога на прибыль организаций учреждения могут, подав в налоговый орган по месту своего нахождения заявление не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 %. Кроме того, указанным учреждениям необходимо представить в налоговые органы заявление и копии лицензий на медицинскую (образовательную) деятельность.

Напомним, что в указанные выше сроки (не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом) в налоговые органы подается налоговая декларация по налогу на прибыль организаций.

Казенные учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода по упрощенной форме. Заметим, что в лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.