Особенности норм административного права:
1) собственный предмет регулирования и материальное содержание:
- закрепляются отношения по организации и функционированию публичного управления (ГУ, МСУ), в области действия ОИВ;
- внутриорганизационные отношения (определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур, а также управленческих отношений внутриорганизационного характера, возникающих в процессе функционирования субъектов, например, представительной, судебной властей, прокуратуры);
- общегосударственной контрольной деятельности;
- административно-юстиционной деятельности — создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (НПА) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции, арбитражными и военными судами (КАС РФ)
2) санкция многих норм является отсылочной (помещена в другом акте): административная санкция, как правило, содержится в КоАП РФ; дисциплинарная санкция может быть помещена в ФЗ «О государственной гражданской службе», воинских уставах, ФЗ «О прокуратуре» и иных законах, регламентирующих специфическую правоохранительную деятельность.
3) многочисленные административно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок безопасность;
4) творчески организующий характер — организует деятельность органов;
5) определяют виды административного принуждения за противоправное управление, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также устанавливают ответственность за совершение правонарушений в различных областях управления (административно-деликатное право);
6) обеспечивает права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц; в том числе общественных объединений и иных негосударственных организаций по вопросам управленческой деятельности.
Виды административных норм:
- обязывающие — устанавливают предписание сделать так, а иначе;
- уполномочивающие — уполномочиваются совершить это действие так или иначе в рамках законодательства;
- запрещающие — запрещают действовать так, как в них указано (конституционные, нормы федерального законодательства);
- поощрительные.
По действию во времени:
- без указания сроков действия (бессрочные);
- с указанием сроков.
По территориальным масштабам действия:
- территориальные (муниципальные, региональные, федеральные);
- межтерриториальные.
Структура нормы:
· Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия её действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов.
· Диспозиция – это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром.
· Санкция – это элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения.
Виды санкций:
- абсолютно определённые (отсутствует возможность выбора как в рамках одной санкции) — выговор, увольнение от должности;
- относительно определённые (имеется возможность выбора в рамках одной санкции) — например, административный арест до 15 суток;
- альтернативные (присутствует возможность выбора среди нескольких санкций) — административный штраф либо административный арест.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.