Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Саратов

2018

Вопросы

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления. 5

2. Взаимосвязь и соотношение государственной исполнительной власти и государственного управления. 5

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (в сфере реализации исполнительной власти). 6

4. Предмет административного права (области административно-правового регулирования). 7

5. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. 8

6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений. 9

7. Способы защиты административно-правовых отношений. 10

8. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. 10

9. Понятие и виды источников административного права, проблемы их систематизации. 11

10. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина по действующему законодательству. 11

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (ФЗ от 24 мая 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). 12

12. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан по ФЗ «Об общественных объединениях». 13

13. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан. 14

14. Правовой статус Президента Российской Федерации и его Администрации по Положению об Администрации Президента РФ от 6 апреля 2004 г. 15

15. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ»). 18

16. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления), его компетенция. 19

17. Понятие и основные звенья системы и структуры государственных органов исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 15 мая 2018 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). 20

18. Федеральные министерства. 20

19. Федеральные службы. 21

20. Федеральные агентства. 22

21. Федеральные территориально-региональные органы государственной исполнительной власти. 22

22. Система органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации. 24

23. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления). 25

24. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности, характерные признаки служащего, виды службы. 27

25. Государственная служба и ее система по ФЗ от 14 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». 28

26. Понятие государственной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной службы по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ». 28

27. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица. 31

28. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной службе. 31

29. Прохождение государственной службы и аттестация. 32

30. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих. (Указ Президента от 7 сентября 2010 г. «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ»). 32

31. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, виды дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарных взысканий. 33

32. Ограничения и запреты для государственных служащих (по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и другому законодательству). 34

33. Меры, применяемые в целях профилактики и противодействия коррупции в системе государственной службы (по ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»). 37

34. Основания и порядок прекращения служебных полномочий по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и другому законодательству. 37

35. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти. 39

36. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов. 40

37. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения. 41

38. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления. 41

39. Убеждение и принуждение как всеобщие методы управления. Правила применения принуждения. 42

40. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение). 43

41. Понятие и особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования. 44

42. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды. 45

43. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды. 45

44. Контроль но-надзорная деятельность государства и ее виды. 48

45. Общая социально-правовая характеристика структуры российской экономики как объекта административно-правового регулирования. 49

46. Основные направления (сферы) межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики. Государственные органы межотраслевого управления экономикой по Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». 49

47. Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах. 50

48. Контроль и надзор в промышленном и строительном комплексах. 51

49. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (АПК) и правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ. 51

50. Контроль и надзор в агропромышленном комплексе. 52

51. Административно-правовое регулирование и система органов управления в хозяйственно-обслуживающем комплексе. 53

52. Контроль и надзор в хозяйственно – обслуживающем комплексе. 55

53. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления. 56

54. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция по действующему законодательству. 57

55. Правовой статус образовательных организаций и их система. 58

56. Государственное регулирование и управление российской наукой. 58

57. Контроль и надзор в отраслях образования и науки (по ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании» и др.). 59

58. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры по Закону РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». 60

59. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Органы государственного управления в этой сфере по действующему законодательству. 61

60. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления. 61

61. Система органов управления здравоохранением и их компетенция. 62

62. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации по действующему законодательству. 63

63. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации. Координирующая роль МИД России по Положению о нем. 63

64. Административно-правовое регулирование внешних связей в областях внешнеэкономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 63

65. Понятие и виды безопасности, силы и средства ее обеспечения по ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности». 63

66. Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. «О военном положении»). 65

67. Правовой режим контртеррористической операции (по ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»). 69

68. Режим охраны государственной, служебной и иной тайны на основе Закона РФ от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне». 69

69. Государственный порядок въезда и выезда на основе ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», паспортно – регистрационная система в России. 71

70. Оперативно-розыскная деятельность по ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». 72

71. Частная детективная и охранная деятельность по ФЗ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». 72

72. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями по ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне». 73

73. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы граждан Российской Федерации по Закону РФ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». 74

74. Понятие и содержание защиты и охраны государственной границы Российской Федерации по Закону РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе РФ». 75

75. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки РФ по ФЗ: от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» и от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности». 76

76. Понятие общественного порядка и порядка управления в общей системе государственного порядка. 77

77. Министерство внутренних дел РФ: компетенция, система, структура и основные направления деятельности. 78

78. Организация полиции в Российской Федерации по ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции». 79

79. Организационно-правовой статус войск национальной гвардии Российской Федерации. 80

80. Административный надзор: понятие, виды, органы, осуществляющие административный надзор (по ФЗ от 6 апреля 2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», Положению о Госавтоинспекции МВД РФ и др. законодательству). 80

81. Понятия и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. 82

82. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции. 83

83. Федеральная служба судебных приставов по ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и Положению о ней. 84

84. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с     административной ответственностью. 84

85. Меры административного принуждения, применяемые в силу государственных нужд. 85

86. Контрольно – предупредительные меры в системе мер административного принуждения (по ФЗ от 7 февраля 2011г. «О полиции» и др.). 85

87. Меры административного пресечения (по ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др.). 85

88. Организация и компетенция МЧС (по ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положению о МЧС от 11 июля 2004 г.) 86

89. Основания и порядок применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники (по ФЗ от 7 февраля 2011г. «О полиции» и др.). 87

90. Восстановительные меры в системе мер административного принуждения (по КоАП РФ, ФЗ от 24 мая 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и др.). 88

91. Административная ответственность в системе административного принуждения: понятие, признаки, структура. 89

92. Понятие и особенности административного процесса. 90

93. Структура административного процесса. Виды производств. 91

94. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (по КоАП РФ). 94

95. Меры процессуального принуждения (по КАС РФ). 94

96. Административно-процессуальные нормы и правоотношения: понятие и виды. 94



Понятие и основные звенья системы и структуры государственных органов исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 15 мая 2018 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Система ОИВ — это принципиальное устройство, перечень типовых и родовых групп органов.

Ч. 2 ст. 77 Конституции — в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов ФОИВ и ОИВ субъектов РФ.

Система состоит из звеньев — группы органов, наделённых по своему объёму компетенцией и обладающей единым государственно-территориальным или территориальным масштабом деятельности.

Звенья системы исполнительнее органов государственной власти РФ:

-   Правительство РФ (высший орган исполнительной власти, глава 6 Конституции);

-   федеральные министерства, службы и агентства (центральнее органы государственной власти) и федеральные территориально-региональные органы исполнительной власти — ст. 71, 72, 78 Конституции РФ;

-   органы исполнительной власти субъектов РФ — статья 73 Конституции РФ.

Структура — статья 112 Конституции РФ.

Структура — это нормативно закреплённый и исчерпывающий перечень органов, реально осуществляющихся властные полномочия.

Структура разрабатывается и принимается на основе системы.

Выводы:

-   правовой статус органов исполнительной власти — сложное понятие;

-   в основу правового статуса положена компетенция ОИВ;

-   ОИВ — государственная некоммерческая организация, имеющая статус юридического лица, структуру и коллектив, символику и официальные атрибуты публичного управления (печать, бланки для делопроизводства).

18. Федеральные министерства.

Понятие федерального министерства (п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») — является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирование в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

 

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерациифедеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

· Министерство иностранных дел Российской Федерации

o Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

· Министерство обороны Российской Федерации

o Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

o Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

· Министерство юстиции Российской Федерации

o Федеральная служба исполнения наказаний

o Федеральная служба судебных приставов

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

· Министерство здравоохранения Российской Федерации

o Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

o Федеральное медико-биологическое агентство

· Министерство культуры Российской Федерации

o Федеральное агентство по туризму

· Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

· Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

o Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

o Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

o Федеральное агентство водных ресурсов

o Федеральное агентство лесного хозяйства

o Федеральное агентство по недропользованию

· Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

o Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

· Министерство просвещения Российской Федерации

· Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

· Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

· Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

o Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадхор)

o Федеральное агентство по рыболовству

· Министерство спорта Российской Федерации

· Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

· Министерство транспорта Российской Федерации

o Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

o Федеральное агентство воздушного транспорта

o Федеральное дорожное агентство

o Федеральное агентство железнодорожного транспорта

o Федеральное агентство морского и речного транспорта

· Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

o Федеральная служба по труду и занятости

· Министерство финансов Российской Федерации

o Федеральная налоговая служба

o Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

o Федеральная таможенная служба

o Федеральное казначейство (федеральная служба)

· Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

o Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

o Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

o Федеральное агентство связи

· Министерство экономического развития Российской Федерации

o Федеральная служба по аккредитации

o Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

o Федеральная служба государственной статистики

o Федеральная служба по интеллектуальной собственности

o Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

· Министерство энергетики Российской Федерации

Федеральные службы.

Понятие «ведомство» является собирательным, им обозначаются федеральные службы и агентства, в названии конкретного органа исполнительной власти слова «ведомство» нет.

Понятие федеральной службы (п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») — является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защитив и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации:

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

· Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба).

 

Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

· Федеральная антимонопольная служба

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральные агентства.

Понятие «ведомство» является собирательным, им обозначаются федеральные службы и агентства, в названии конкретного органа исполнительной власти слова «ведомство» нет.

Понятие федерального агентства (п. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») — является ФОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительной функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель федерального агентства.

Федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

· Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

· Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

· Федеральное агентство по государственным резервам

· Федеральное агентство по делам молодежи

· Федеральное агентство по делам национальностей

Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.

 

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке к изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. При несоблюдении этих требованию наступают неблагоприятные последствия.

 

pravo.gov.ru — официальный интернет-портал правовой информации.

 

Последствиями нарушения требований, предъявляемых к правовым актам управления, являются приостановление их действие, а также частичная или полная отмена акта. Президент РФ (ст. 85 Конституции РФ) вправе приостанавливать действие актов органов ИВ, субъектов РФ в случае противоречию этих актов ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина допущения их правомерности соответствующим судом. По ст. 115 Конституции РФ Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае противоречия указам президента.

 

Ст. 12 ФКЗ «О Правительстве РФ»: вправе отменять акты ФОИВ или приостанавливать действия НПА.

 

Отменять частично или полностью, а также приостанавливать действие НАА могут также сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа, протесту или представлению прокурора.

 

Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).

 

Дисциплина — наличие определённой системы правил, норм поведения людей, практическое соблюдение которых возложено на субъектов, которым они адресованы. Соблюдение этих правил всеми субъектами, которым они адресованы, характеризуют практическое наличие законности.

 

Виды дисциплины:

- гражданская;

- общественная;

- государственная.

 

Подвиды государственной дисциплины:

-  по организационному критерию (в зависимости от отраслей ГУ):

- хозяйственно-экономическая (промышленная, строительная, транспортная);

- дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса (учебно-образовательная, научно-исследовательская, медико-эпидемиологическая);

- дисциплина в области административно-политической деятельности государства (внешнеторговая, таможенная, воинская, полицейская);

- по функциональному критерию (присущи каждому ОИВ и ДЛ):

- служебная (трудовая) — соблюдение сотрудником (работником) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации представленных прав (штатная, исполнительная, технологическая, финансовая, бухгалтерская, учетно-статистическая),

 

 

Виды государственной дисциплины:

- воинская — Указ Президента «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ);

- в ОВД

 

Законность — всеобщее обязательнее требование соответствии решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейший принцип деятельности всего государственного аппарата, органов все ветвей власти и видов государственной деятельности.

 

Соотношение и взаимосвязь дисциплины с законностью:

- дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность — совокупность строгих требований, которые все ОГВ и граждане одинаково понимаю и соблюдают без каких-либо исключений при примирении законодательства;

- дисциплина связана лишь со служебной (трудовой) деятельностью; она) проникаясь в производственные отношениях придаёте стабильность и направленность;

- результатом дисциплины является общественный порядок, а результат законности — правопорядок.

 

Правопорядок — основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеющихся в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.

 

 

41. Понятие и особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.

 

Особенности:

- устанавливается в нормативном правовом акте;

- дискретное управление (управление по усмотрению) — возможно тогда, когда управляющие субъекты (органы и ДЛ) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий).

 

Взаимосвязь и соотношение законности и целесообразности:

- закон всегда целесообразен, ничто не влияет на установление четких правовых предписаний в его исполнение;

- наиболее оптимальным вариантом осуществления действий по своему усмотрению в рамках правовых предписаний является наиболее целесообразным;

- если правовое управленческое предписание отсутствует, то действует следует по усмотрению, исходя из целесообразности, характерной по данному вопросу.

 

Обеспечение законности и дисциплины — недопущением отклонений от требований законности в деятельности ОИВ и ДЛ.

 

Способы обеспечения законности и дисциплины:

- государственный контроль;

- государственный надзор;

- контрольно-надзорная деятельность.

 

42. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды.

 

Контроль — система действий по наблюдению и проверке процесса функционирования контролируемого субъектов в целях устранения отклонения от установленных правил. Одновременное является специфической формой деятельности отдельных ОГВ.  

 

Государственный контроль — организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины. Это специфическая форма деятельности соответствующих ОГВ по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих АП отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиях законности и государственной дисциплины.

 

Элементы государственного контроля:

- проверка фактического исполнения законодательства;

- проверка путей и средств исполнения законодательства;

- по результатам проведения контроля принятая как мер позитивно-победительного характера (материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного (мер административного принуждения).

 

43. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды.

 

Основные направления (сферы) межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики. Государственные органы межотраслевого управления экономикой по Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

 

Межотраслевое ГУ — это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой органами, наделённым полномочиями надведомтвенного характера по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, содержанием которой является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесённым к их компетенции.

 

Основные виды межотраслевого ГУ:

-      управление в области экономики, финансов и кредитов;

-      государственная налоговая служба (ФНС);

-      управление антимонопольной политикой и государственным имуществом (ФАС, Росимущество);

-      внешнеэкономическая деятельность;

-      государственная таможенная служба (ФТС);

-      управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды);

-      в сфере туризма и туристической деятельности.

 

ФОИВ, находящиеся в подчинении у Минэкономразвития:

-      Федеральная служба по аккредитации;

-      Росреестр;

-      Росстат;

-      Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

-      Федеральное агентство по туризму;

-      Росимущество.

 

Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (АПК) и правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ.

 

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).

Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями.

В системе Министерства сельского хозяйства РФ действуют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по сельскому хозяйству и Федеральное агентство по рыболовству.

В системе Министерства природных ресурсов РФ как федерального органа управления лесным, водным хозяйством и недропользованием действуют Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию.

Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:

-органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица (ст. 23.14 КоАП РФ)

-органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица (ст. 23.15 КоАП РФ)

-органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица (ст. 23.16 КоАП РФ)

-государственные семенные инспекции и их должностные лица (ст. 23.19 КоАП РФ).

Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний, действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:

-органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица (ст. 23.21 КоАП РФ)

-органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица (ст. 23.23 КоАП РФ)

-органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица (ст. 23.24 КоАП РФ)

-органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица (ст. 23.26 КоАП РФ)

-органы государственного экологического контроля и их должностные лица (ст. 23.29 КоАП РФ)

-Органы рыбоохраны и их должностные лица (ст. 23.27 КоАП РФ).

 

Административно-правовое регулирование внешних связей в областях внешнеэкономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями по ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне».

 

Нормативная база — Конституция, ФЗ «Об обороне».

 

Оборона — система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

 

Организация оборона включает: прогнозирование и оценку военной опасности и угрозы, разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ; правовое регулирование в области обороны; строительство и поддержание в необходимой готовностям и совершенствование систем управления ВС и др.

 

Основу обороны составляют ВС РФ, имеющие статус государственной военной организации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.

 

Система и компетенциям органов государственного руководства военной организацией:

- Президент РФ Верховный Главнокомандующий ВС РФ, руководит деятельностью Минобороны России, утверждает положение о министерстве, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ и ФОИВ, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами.

- Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) — федеральное агентство, функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ;

- Федеральное Собрание РФ;

- Правительство РФ;

- Минобороны России осуществляет управление вооруженными силами: выработку и реализацию государственной политики и нормативно правовое регулирование в области обороны; управление и распоряжение имуществом вооруженных сил; координацию и контроль деятельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств и др. Полномочия реализуются через Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ — центральный орган военного управления Минобороны России и основной орган оперативного управления Вооруженными Силами, а также через отраслевые, функциональные, территориальные структурные подразделения (главные управления и управления, главные командования и командования, службы, военные округа).

 

Министерство внутренних дел РФ: компетенция, система, структура и основные направления деятельности.

 

МВД РФ осуществляет:

-      разработку и реализацию политики в сфере внутренних дел;

-      обеспечение защити жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

-      охрана общественного порядка и собственности;

-      обеспечение общественной безопасности;

-      управление ОВД;

-      обеспечение социальной и правой дали в сотрудников ОВД.

 

Единая централизованная система МВД России:

-      ОВД, включающие полицию;

-      организации и подразделения: созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД.

 

Состав органов внутренних дел:

-      центральный аппарат МВД;

-      территориальная оранжев МВД;

-      научные организации системы МВД РФ;

-      образовательные системы МВД РФ;

-      медицинские (в т.ч. санитарно-курортные) организации системы МВД РФ;

-      окружные управления материально-технического снабжения системы МВД РФ;

-      загранпаспорта МВД;

-      организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных СМИ;

-      иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД.

 

Полномочия МВД:

-      реализация ОВД, в т.ч. полицией, таких основных видов деятельности: как административная (приём регистрацию заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях; выявление и устрашением причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих совершению; лицензионно-разрешительная и паспортно-визовая деятельности);

-      дознание и предварительное следствие;

-      ОРД и экспертно-криминалистическая деятельность.  

 

Коллегия МВД (Приказ МВД России от 15 августа 2011 №948 «Положение о коллегии МВД РФ»:

-      Министр (председатель);

-      заместители;

-      начальник ГУ МВД России по Северо-Кавказскому ФО;

-      другие сотрудники ОВД, ГГС, работники системы МВД России.

 

Административный надзор: понятие, виды, органы, осуществляющие административный надзор (по ФЗ от 6 апреля 2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», Положению о Госавтоинспекции МВД РФ и др. законодательству).

 

ФЗ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

 

Административный надзор — осуществляемое ОВД наблюдение за лицом, освобождённым их мест лишения свободы, установленное судом временное ограничение его прав и свобод и выполнения ряда обязанностей.

 

Ограничения:

-      запрещение пребывания в определённых местах;

-      запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в этих мероприятиях;

-      запрещение пребывание в определённое время суток;

-      запрещение по решению суда выезда за определённую территорию;

-      явка в ОВД от одного до четырёх раз в день.

 

Срок административного надзора:

-      от 1 до 3 лет;

-      на срок до погашения судимости;

-      на срок назначения принудительных мер медицинского характера.

 

Может продлеваться на срок до 6 месяцев.  

 

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

 

1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;

 

2) по пресечению правонарушений: выносить предписания о приостановлении работ, запрете эксплуатации технически неисправных транспортных средств;

 

3) по привлечению к ответственности виновных лиц: возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания;

 

4) по нормотворчеству: самостоятельно или совместно с другими органами разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы, правила.

 

Административный надзор включает три его разновидности:

 

а) он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора (правил пожарной безопасности);

 

б) административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам (за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования);

 

в) персонифицированный административный надзор (ОВД в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы).

С учетом изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

 

- отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

 

- возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

 

- невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

 

- наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

 

- возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

 

- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

 

Меры административного пресечения (по ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др.).

 

Признаки мер административного пресечения:

-      меры административного пресечений связаны с нарушением законодательства, реализуются в связи с пресечением противоправного поведения, устранением общественно-опасной ситуации;

-      основанием примирения может выступать как административное правонарушение, так и совершение преступления, общественно опасного лесничего, совершенного лицом в состоянии невменяемости, наращения административных правил, угрожающие жизненно важным интересам;

-      применяются административно-юстиционгыми органами во внесудебном порядке;

-      порядок

 

Меры административного пресечения общего характера:

-      аннулирование лицензии;

-      требование прекращения противоправных действий;

-      доставление в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа полиции;

-      задержание;

-      изъятие оружия, боеприпасов, патронов к орудие, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т. д.;

-      отзыв продукции, предоставляющем опасность для жизни и здоровья граждан и для окружающей среды, их оборота;

-      выдворение лиц, нарушающих режим ЧП и не проживающих на территории, на которой введено ЧП, за ее предела (ФКЗ «О ЧП»).

 

Особые меры административного пресечения:

-      применение физической силы (ст. 20 ФЗ «О полиции»);

-      применение специальных средств (ст. 21 ФЗ) — резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и др;

-      применение огнестрельного оружия (ст. 23).

 

Саратов

2018

Вопросы

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления. 5

2. Взаимосвязь и соотношение государственной исполнительной власти и государственного управления. 5

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (в сфере реализации исполнительной власти). 6

4. Предмет административного права (области административно-правового регулирования). 7

5. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. 8

6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений. 9

7. Способы защиты административно-правовых отношений. 10

8. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. 10

9. Понятие и виды источников административного права, проблемы их систематизации. 11

10. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина по действующему законодательству. 11

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (ФЗ от 24 мая 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). 12

12. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан по ФЗ «Об общественных объединениях». 13

13. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан. 14

14. Правовой статус Президента Российской Федерации и его Администрации по Положению об Администрации Президента РФ от 6 апреля 2004 г. 15

15. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ»). 18

16. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления), его компетенция. 19

17. Понятие и основные звенья системы и структуры государственных органов исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 15 мая 2018 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). 20

18. Федеральные министерства. 20

19. Федеральные службы. 21

20. Федеральные агентства. 22

21. Федеральные территориально-региональные органы государственной исполнительной власти. 22

22. Система органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации. 24

23. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления). 25

24. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности, характерные признаки служащего, виды службы. 27

25. Государственная служба и ее система по ФЗ от 14 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». 28

26. Понятие государственной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной службы по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ». 28

27. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица. 31

28. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной службе. 31

29. Прохождение государственной службы и аттестация. 32

30. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих. (Указ Президента от 7 сентября 2010 г. «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ»). 32

31. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, виды дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарных взысканий. 33

32. Ограничения и запреты для государственных служащих (по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и другому законодательству). 34

33. Меры, применяемые в целях профилактики и противодействия коррупции в системе государственной службы (по ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»). 37

34. Основания и порядок прекращения служебных полномочий по ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и другому законодательству. 37

35. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти. 39

36. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов. 40

37. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения. 41

38. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления. 41

39. Убеждение и принуждение как всеобщие методы управления. Правила применения принуждения. 42

40. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение). 43

41. Понятие и особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования. 44

42. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды. 45

43. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды. 45

44. Контроль но-надзорная деятельность государства и ее виды. 48

45. Общая социально-правовая характеристика структуры российской экономики как объекта административно-правового регулирования. 49

46. Основные направления (сферы) межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики. Государственные органы межотраслевого управления экономикой по Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». 49

47. Административно-правовое регулирование в промышленном и строительном комплексах. 50

48. Контроль и надзор в промышленном и строительном комплексах. 51

49. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (АПК) и правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ. 51

50. Контроль и надзор в агропромышленном комплексе. 52

51. Административно-правовое регулирование и система органов управления в хозяйственно-обслуживающем комплексе. 53

52. Контроль и надзор в хозяйственно – обслуживающем комплексе. 55

53. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления. 56

54. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция по действующему законодательству. 57

55. Правовой статус образовательных организаций и их система. 58

56. Государственное регулирование и управление российской наукой. 58

57. Контроль и надзор в отраслях образования и науки (по ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании» и др.). 59

58. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры по Закону РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». 60

59. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Органы государственного управления в этой сфере по действующему законодательству. 61

60. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления. 61

61. Система органов управления здравоохранением и их компетенция. 62

62. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации по действующему законодательству. 63

63. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации. Координирующая роль МИД России по Положению о нем. 63

64. Административно-правовое регулирование внешних связей в областях внешнеэкономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 63

65. Понятие и виды безопасности, силы и средства ее обеспечения по ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности». 63

66. Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. «О военном положении»). 65

67. Правовой режим контртеррористической операции (по ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»). 69

68. Режим охраны государственной, служебной и иной тайны на основе Закона РФ от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне». 69

69. Государственный порядок въезда и выезда на основе ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», паспортно – регистрационная система в России. 71

70. Оперативно-розыскная деятельность по ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». 72

71. Частная детективная и охранная деятельность по ФЗ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». 72

72. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями по ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне». 73

73. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы граждан Российской Федерации по Закону РФ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». 74

74. Понятие и содержание защиты и охраны государственной границы Российской Федерации по Закону РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе РФ». 75

75. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки РФ по ФЗ: от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» и от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности». 76

76. Понятие общественного порядка и порядка управления в общей системе государственного порядка. 77

77. Министерство внутренних дел РФ: компетенция, система, структура и основные направления деятельности. 78

78. Организация полиции в Российской Федерации по ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции». 79

79. Организационно-правовой статус войск национальной гвардии Российской Федерации. 80

80. Административный надзор: понятие, виды, органы, осуществляющие административный надзор (по ФЗ от 6 апреля 2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», Положению о Госавтоинспекции МВД РФ и др. законодательству). 80

81. Понятия и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. 82

82. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции. 83

83. Федеральная служба судебных приставов по ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и Положению о ней. 84

84. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с     административной ответственностью. 84

85. Меры административного принуждения, применяемые в силу государственных нужд. 85

86. Контрольно – предупредительные меры в системе мер административного принуждения (по ФЗ от 7 февраля 2011г. «О полиции» и др.). 85

87. Меры административного пресечения (по ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др.). 85

88. Организация и компетенция МЧС (по ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положению о МЧС от 11 июля 2004 г.) 86

89. Основания и порядок применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники (по ФЗ от 7 февраля 2011г. «О полиции» и др.). 87

90. Восстановительные меры в системе мер административного принуждения (по КоАП РФ, ФЗ от 24 мая 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и др.). 88

91. Административная ответственность в системе административного принуждения: понятие, признаки, структура. 89

92. Понятие и особенности административного процесса. 90

93. Структура административного процесса. Виды производств. 91

94. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (по КоАП РФ). 94

95. Меры процессуального принуждения (по КАС РФ). 94

96. Административно-процессуальные нормы и правоотношения: понятие и виды. 94



Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления.

Управление — постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объекты управления через соответствующий механизм управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Объекты управления:

· вещи (управление вещами);

· явления и процессы (управление процессами);

· люди (управление людьми).

Субъекты управления:

· человек (оператор, руководитель);

· коллективное образование (администрация, командование).

Механизмы управления в нормативно-правовых актах.

Виды управления:

· техническое (управление технологическими процессами, техникой, станками, машинами);

· биологическое (управление процессами жизнедеятельности биологических особой и популяций животновод, растительного мира);

· социальное (управление общественными процессами в различных социальных общностях).

Виды социального управления:

· местное управление (статья 12, глава 8 Конституции РФ, ФЗ-131);

· государственное управление (статья 10, глава 6 Конституции РФ);

· общественное управление;

· корпоративное управление;

· конфессиональное управление и т. д.

Государственное (публичное) управление — основная сфера действия и применения норм административного права.

В широком смысле — это деятельность любых государственных органов всех ветвей власти (деятельность представительных, исполнительных власти, прокуратуры, судов и иных органов).

В узком смысле — реализация полномочий исполнительной властью (системой органов исполнительной власти) как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 322.