Успех деятельности практически любой компании зависит от того, насколько хорошо она выглядит в глазах власти и насколько удачно выстраивает отношения с ее представителями. Это предопределяет необходимость налаживания и совершенствования механизмов коммуникации между бизнесом и властью, в связи с чем развиваются связи с государственными структурами — GR (Government Relations). Связи с государственными структурами (Government Relations) — это формирование и поддержание отношений компании с представителями власти. В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера, уже достаточно давно и широко распространенная за рубежом. Его задачей является установление доверительных неформальных отношений с государственными чиновниками и представителями общественных организаций. GR-специалисты особенно востребованы в организациях, которые постоянно взаимодействуют с государственными органами. Например: — в компаниях, деятельность которых зависит от контролирующих и разрешающих органов не только на старте деятельности, например, нужны регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, продление сертификатов, прохождение проверок и т.д.; — компаниях, зависящих от ресурсов, контролируемых государством (земля, недра, вода, энергия и т.п.); — компаниях, которые хотят быть поставщиком для государства и государственных органов; — градообразующих либо самых богатых компаниях региона, которые региональные власти считают «донорами»; — компаниях-лидерах федерального уровня, на которые пристально смотрит государство, либо в компаниях, где государство их совладелец (например, Газпром, РЖД, Лукойл, Сбербанк, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Норильский Никель и т.п.); — компаниях, чья деятельность регулируется международными квотами1. Существует два подхода к деятельности GR-менеджера. 1. GR-менеджер выступает в качестве представителя компании. Например, лично присутствует на соответствующих мероприятиях, имеет личный контакт с нужными людьми. Название должности такого специалиста часто включает
1 Официальный сайт Научно-исследовательского института по изучению проблем экономики и права. URL: http://www.niipep.ru/gr.
слово «директор». Он входит в состав высшего руководства, хотя он может при этом не иметь ни одного подчиненного. Представитель компании должен быть в курсе всех процессов, поэтому он присутствует на важнейших совещаниях, участвует в принятии стратегических решений. 2. GR-менеджер выступает в качестве организатора коммуникации между топ-менеджментом компании и властью. Каждый из названных подходов к организации работы по связям с государственными структурами предполагает выполнение определенных функций и имеет свои плюсы и минусы (табл. 10.1). Таблица 10.1 Два подхода к организации работы по связям с государственными структурами Представитель Организатор Функции• Имеет личный контакт с нужными людьми. • Ведет деловую переписку. • Ведет личные, телефонные и прочие переговоры. • Участвует в специализированных выставках и конференциях. • Проводит семинары и презентации для представителей государственных органов Организовывает контакт топ-менеджера, являющегося представителем компании, с представителями власти. • Выполняет «техническую» часть работы, в том числе поиск контактной информации, наведение необходимых справок, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений. • Готовит опорные конспекты для переговоров, чтобы помочь представителю компании правильно донести необходимую информацию до конкретного представителя власти, произвести нужное впечатление Плюсы• Является центром коммуникации, имеет актуальную информацию. • Может влиять на принятие решений в организации, так как входит в число ее высшего руководства • Может уделять много времени анализу политической ситуации, изменений и проч., так как представительскую работу в органах власти выполняет сам руководитель компании
Представитель Организатор Минусы• Является всего лишь участником принятия решений, окончательное решение зависит не только от него. • Является промежуточным звеном в коммуникации, в результате информация может теряться или искажаться • Небольшие возможности влияния на принимаемые решения из-за недостаточно высокого статуса в организации. • Контакт с представителями власти осуществляет не специалист в данной области коммуникаций Специалисты по связям с государственными структурами решают следующие задачи: — формировать доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании; — выстраивать и поддерживать связь с самой компанией — ее высшим руководством, руководителями функцио нальных подразделений, сотрудниками; — реализовывать крупные проекты, которые требуют сложной системы мероприятий: конференции, кампании в СМИ, социальные проекты. Широкое распространение термина Government Relations (GR) продиктовано необходимостью замены понятия «лоббирование», так как последнее получило негативную окраску вследствие многочисленных коррупционных скандалов. Однако на сегодняшний день GR это не просто другое название лоббизма, хотя и включает в себя его технологии. Если года четыре-пять назад специалист по связям с органами государственной власти, лоббист воспринимался как нечто теневое, коррупционное, нелегитимное, то сейчас времена меняются: органы государственной власти очень сильно обновляются, туда приходят настоящие профессионалы, с международной культурой, и они понимают, что специалист по связям с госорганами — это не специалист из 90-х гг. прошлого века, который дает взятки или делает что-то нелегитимное, это, прежде всего, эксперт, который прекрасно понимает проблемы своей компании, своей отрасли. Им нужно донести проблемы компании до чиновника, который принимает решение. И грамотный чиновник заинтересован в таких экспертах власти. Потому что за такими людьми стоят предприятия, в которых работают десятки и десятки тысяч человек. Соответственно, юридически грамотно проработанная
позиция таких компаний чрезвычайно важна с точки зрения выработки качественных управленческих государственных решений. Из интервью П. Толстых, руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти]1 Лоббизм (лоббирование) — продвижение интересов частных лиц и корпоративных структур в органах государственной власти. Иными словами, лоббизм — использование неформальных коммуникаций с целью добиться принятия выгодного для заинтересованных лиц политического решения. Как явление лоббизм зародился в XVI в., а термин пришел в английский язык из средневековой латыни. Именно этим словом — lobby (кулуары, коридор) — называли там площадки для прогулок или крытые галереи в монастырях. Позже слово перекочевало в парламент, но все еще означало место для прогулок. И только в начале XIX в., уже в США, оно получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами тогда именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта. Лоббирование может осуществляться путем мобилизации общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ), путем проведения избирательных кампаний, формальных и неформальных контактов. Лоббизм в правовом смысле — это совокупность норм, регулирующих деятельность различных групп давления (граждан, ассоциаций бизнеса, профессиональных организаций и т.д.) по продвижению своих интересов в органах государственной власти. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только и не столько взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать также за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями (отдел маркетинга, PR, информационно-аналитическое управление и т.д.), осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить монито
1 Отзывы экспертного сообщества о GR конгрессе 2011: Эффективный диалог бизнеса и власти. Официальный сайт Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. URL: http://www.gr-congress.ru.
ринговую деятельность органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т.д. Специалисты отмечают, что характерные для 90-х гг. прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т.д.1 В ряде зарубежных компаний подразделения по связям с государственными органами и общественностью объединены в один департамент (GPA, или GPR-департамент). Благодаря этому осуществляется комплексное взаимодействие с основными группами, оказывающими влияние на деятельность компании, — органами власти и гражданским обществом (профсоюзы, некоммерческие организации и др.). В данном случае можно говорить о создании целенаправленной стратегии предпринимательской коммуникации. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздействия на общественное мнение и органы власти. Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в GR-менеджменте, за счет инструментария рекламы и PR.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 341.