Кинестетический канал восприятия связан с ощущениями, движениями тела. Человек с преимущественно кинестетическим способом восприятия - кинестетик
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кинестетики: важны ощущения, движения и слова об этом
Для такого слушателя, у которого он преобладает, имеют существенное значение мимика, жесты и поза выступающего Каждый тип можно определить по преимущественному употреблению некоторых слов, которые называют предикатами.

Кинестетики говорят: «Я чувствую», или «У меня внутри похолодело..», «Легко понять» - присутствуют слова об ощущениях.

 

Визуальный канал восприятия связан со способностью воспринимать увиденные изображения. Человек с преимущественно визуальным способом восприятия - визуал

Визуалы: важны зрительные образы и слова, их вызывающие

Визуалы скажут: «Рассмотрим», «Как можно увидеть», «Как вы сами видите», - присутствуют слова о зрении.

 

Аудиальный канал восприятия связан со способностью воспринимать звуковые сигналы. Человек с преимущественно аудиальным способом восприятия - аудиал

Аудиалы: важно звучание и слова о нем

Аудиалы чаще говорят: «Послушайте», «Я вам расскажу», «Это звучит так» и т.п.

Выступающий должен уметь, проанализировав состав и настроение аудитории, а также преобладание определенного канала восприятия, использовать соответствеющие ему средства воздействия, то есть использовать их как канал воздействия.

Преобладающий канал восприятия надо использовать как основной канал воздействия
Если в аудитории преобладают кинестетики – выступающий, обращаясь к такой аудитории, должен более активно использовать кинестетический канал. Этот канал восприятия преобладает у молодых, энергичных и эмоциональных людей. Но если совсем немолодая или смешанная аудитория находится в приподнятом эмоциональном состоянии, то независимо от других характеристик этой аудитории в ее восприятии начинает преобладать кинестетический канал и выступающий должен сознательно привлекать этот ресурс. К такому типу аудитории всегда относится толпа. Для толпы важны жесты и их динамика. Если в аудитории преобладают пожилые люди, кинестетический канал снова выходит на первый план, но жесты должны быть плавными и более сдержанными, чем для молодых.

Для аудитории кинестетиков главное – мышечная свобода, динамика жестов, применение жестов-иллюстраторов. Не имеют значения ни фиксация позы, ни официальная одежда, ни фиксация взгляда на конкретных людях.

К жестам-иллюстраторам относятся: жест - описание размера; жесты, показывающие направление и характер движения, время и место, жесты, передающие ритм, настойчивость, эмоции.

Если преобладают визуалы – нужно обратить преимущественное внимание на зрительную наглядность. Авторы Алипова-Светозарова и Кулешов [ Неориторика ] дают такой портрет аудитории визуалов: «Это менеджеры среднего звена, специалисты, эксперты и т.п. с хорошей профессиональной подготовкой. Они во время учебы читали много книг, чертили графики, писали формулы, работали на компьютере. Для них зрительная наглядность является первичной».

Для общения с визуалами главная рекомендация – фиксировать глазной контакт с людьми в аудитории. Важно, чтобы глаза не скользили по лицам слушающих, а точечно поочередно фиксировались на отдельных людях.

Что касается жестов и позы выступающего, они тоже должны иметь определенную фиксацию на финальной стадии, как бы превращаясь на секунду в картинку – это важно для визуалов. Поза вообще может быть фиксированной. Внешний вид также должен иметь вид подходящей для ситуации «картинки»: соответствовать дресс-коду, статусу мероприятия, имиджу выступающего.

Для общения с аудиалами главное внимание должно сосредоточиться на голосе. Должны присутствовать модуляции для передачи эмоций, акцентирование речи, владение паузами и изменениями темпа речи. Алипова-Светозарова и Кулешов [ Неориторика ] дают такой портрет аудитории, где преобладают аудиалы: «Сюда относятся топ-менеджеры компаний, инвесторы, руководители правительства и международных организаций. Их отличает высокая образованность и статусность, эмоциональная сдержанность и четкая продуманность речевого и неречевого поведения». Речь должна быть высококультурной, обладать образностью. Жестикулировать надо очень сдержанно, поза должна быть фиксированной. Внешний вид – соответствовать протоколу. Глазной контакт должен быть с фиксацией, которая по длительности связана со стасусом людей в аудитории.

Это то, что касается преобладающего канала. Но утомляемость аудитории требует, чтобы что-то менялось в воздействии на аудиторию при ее утомлении.

 Эффективным приемом для удерживания внимания является смена используемого канала воздействия.

 

При смене канала восприятия, внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания – 15-20 минут. Но смена канала - не единственный способ привлечения и удержания внимания. Очень действенный прием – вовлечение аудитории. Степень запоминаемости информации определяется во многом степенью вовлеченности аудитории в него. Можно предложить еще и кинестетический канал воздействия с использованием приема «вовлечение». Опытный выступающий придумывает, как вовлечь зал в то, что он делает. Для кинестетического канала:

· просит поднять руки тех, кто имеет научную степень, имеет два высших образования, подписан на деловые издания, имеет определенный опыт и т.п.. При этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработал прием отзеркаливания;

·  просит придвинуться ближе;

·  предлагает совершить простое действие: «Возьмите в руки распечатку конспекта и откройте на странице 3. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у Вас что, нетконспекта? Передайте, пожалуйста, коллеге материал. Что ж, начнем!»

Для аудиального канала:

·  задает вопросы залу;

·  как бы затрудняясь, просит ему что-либо подсказать;

Для визуального канала:

· спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить дополнительный свет и т.п.

Какой подобной помощи можно попросить аудитории с целью вовлечения? Вот примеры:

· дать знак, когда истекут 20 минут ;

· закрыть окно;

· выключить/включить свет;

· раздать материалы;

· позвать опаздывающих;

· обратиться к соседу, который отвлекся и не услышал призыва выступающего.

В этом случае неважно, что помощь оказывает один человек. Аудитория отзеркаливает и воспринимает это, как «мы помогли».

В использовании приема «вовлечение» надо следовать принципу постепенного усиления: требовать от аудитории необходимо поначалу простых действий, лишь со временем переходя к сложным. Так же дело обстоит и с вопросами: если сразу задать вопрос, требующий развернутого ответа, в зале повиснет пауза. Гораздо результативнее вовлечение работает, если поначалу задавать вопросы простые, реакцией на которые может стать просто кивок головы: «Понятно?», «Так ведь?», «Согласны?», «Продолжим?». Постепенно наращивая сложность взаимодействия, к финалу обоснованно можно ожидать активного взаимодействия аудитории.

Хорошее непроизвольное внимание достигается, когда действуют контрастные раздражители. Например, выступающий говорил негромко, а потом существенно возвысил голос, говоря о чем-то неожиданном. Затем заговорил почти шепотом, добавив мимику и выразительный жест. Он ходил по сцене, затем на время остановился. Сделал паузу. Изменил выражение лица. Снова заговорил. Аудитория слушает, не отводя глаз. Можно считать, что успех обеспечен. Устойчивое внимание вызвано и сменой каналов – аудиальный, кинестетический и конечно визуальный, так как его видно, и контрастными раздражителями по каждому – тихо, громко, шепотом; жестикулировал, ходил, стоял, менял выражения лица; выглядел по-разному, то есть никакой монотонности не наблюдалось.

Хорошим методом является многократное повторение, которое также можно варьировать по разным каналам воздействия. Но при этом надо не допустить наступления эффекта износа информации, ее обесценивания.

Немалое значение для успешного выступления имеет голос говорящего. Это важно не только для аудиалов, а для любой аудитории. Самое важное здесь – достаточная слышимость. И это не только громкость звучания. Это – четкость и внятность речи. Это - ритм, соответствующий особенностям восприятия данной аудитории – более быстрый для хорошо подготовленных людей и менее – для неподготовленных. И это - длина фразы – желательно не более 5-7 ударных слов.

Кроме этих факторов, очень важны полетность голоса и его посыл.

Голосовой посыл – это его адресность, направленность на конкретного слушателя или группу. Он сопровождается глазным контактом, фиксацией взгляда.

Полётность голоса – это направленность на преодоление голосом определенного расстояния, определенных рядов зала. Для этого нужно владение грудным и головным регистрами.

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса — головной и грудной. При громком проговаривании фраз «на публику» возникают достаточно ярко ощутимые вибрации как в области лицевой части головы — головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки – грудной голос. Тембр голоса при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При плохом – это фальцет, «фальшивый» голос. При грудном тембр насыщен, «мясист». В некоторых случаях ощущения вибрации бывают очень сильно ощущаются говорящим человеком.

Для выступающего в аудитории надо помнить, что грудное звучание – для ближних рядов, головное – для дальних.

Конечно, слабый голос можно усилить микрофоном, но надо помнить следующее.

 Микрофон усиливает голос, но снижает степень воздействия на аудиторию.

Основная причина в том, что с микрофоном становится непонятен посылусиленный голос теряет адресность, непонятно, к кому обращается выступающий в каждый конкретный момент. Выразительность голоса уменьшается. Приходится говорить тише, так как усиление большое, но при этом энергетика выступления снижается. Речь, усиленная микрофоном, должна быть четче, медленнее, а фразы – короче, чем в выступлении без микрофона.

 Обратная связь во время выступления

Для аудитории преобладает невербальная обратная связь
Использование обратной связи дает возможность вовремя корректировать речь и другие средства воздействия, повышая таким образом эффективность выступления.

Обратная связь во время выступления перед аудиторией имеет некоторые отличия от обратной связи в случае общения лицом к лицу. Во-первых, готовящийся к выступлению перед аудиторией только при мысли о том, какая же будет обратная связь, волнуется значительно больше. Другое отличие – в соотношении различных видов обратной связи. Для аудитории преобладает невербальная обратная связь. То есть реакцию аудитории выступающий определяет больше по мимике, позам, жестам. А речевая обратная связь - это вопросы и реплики. Они ее, как правило, дополняют.

Есть еще существенное отличие. Часто аудитория ведет себя как единое целое. Это свойство проявляется, когда в ней более десяти-двенадцати слушателей. Меньшее количество людей в аудитории - каждый сам по себе, единства не получается. Это тоже определяет особенность обратной связи. Когда каждый сам по себе, приходится замечать реакцию отдельных слушателей. И очень трудно подстроиться под каждого, так как аудитория получается сильно неоднородной. Когда же аудитория едина, достаточно реагировать на усредненную реакцию на выступление. Тогда и коррективы внести существенно легче.

Главным признаком, свидетельствущим о том, что выступление проходит удачно, является устойчивое внимание большинства в аудитории. Необходимые признаки – наличие глазного контакта и соответствующие выражения лиц, свидельствующие о том, что выступающего внимательно слушают. Куда направлен взгляд, там и внимание. Правда, если у слушателей в руках какие-то материалы, внимание будет переключаться от говорящего к печатным материалам и обратно. Эти движения глаз слушателей можно дополнительно использовать в моменты переключений при возникающей усталости внимания.

Кроме такого признака внимания, который можно кратко охарактеризовать как «смотрят и слушают», есть и другие признаки. Например, кивок головой – признак согласия. Кивки можно вызывать, задавая такие вопросы, на которые достаточно кивнуть: «Видно?» или «Это понятно?».

А вот отведение глаз от говорящего несколько в сторону может означать как несогласие, так и переключение внимание, а также потерю внимания, в частности при наступлении усталости внимания. Касаткин С.Ф. [Мастер общения. Советы практику-
ющего психолога. Изд. Питер, 2002] говорит о том, что при восприятии нужной, но неинтересной информации кризисы внимания возникают каждый следующий раз все чаще: «Первый наступает примерно через 15–20 минут после начала выступления, второй — через 10–15 минут после первого и так далее со все укорачивающимся периодом внимания». А вот в интересном выступлении кризисов внимания может не быть совсем.

Обратная связь показывает образовавшиеся в аудитории области внимания или невнимания и их расположение. В первых рядах, как правило, область внимания образуется даже в случае не очень интересной речи. Сидящие там слушатели воспринимают, осмысливают, записывают, уточняют информацию с помощью вопросов и реплик.

А вот восприятие в средних рядах уже несколько другое. В случае достаточно интересного выступления здесь тоже образуется область внимания, хотя обратная связь несколько сдержаннее. Но как только эмоциональная или информационная насыщенность речи ослабевает, тотчас обратная связь говорит об отсутствии внимания.

На последних рядах область внимания может возникнуть только при самых интересных выступлениях. А в большинстве случаев здесь внимание ослаблено или вовсе отвлечено.

Свободная рассадка людей, входящих в аудиторию, по мнению Касаткина С.Ф., позволяет легче управлять вниманием аудитории. Готовые активно слушать садятся ближе к выступающему. Явная область внимания на первых рядах поддерживает и, в результате отзеркаливания, заражает оратора. От впереди сидящих слушателей активное внимание распространяется и заражает также средние и последние ряды. Они как бы подтягиваются, и тогда аудитория в целом воспринимает выступление с большим вниманием. И в случае свободной рассадки внимание аудитории почти гарантированно.

 Однако свободная рассадка не всегда возможна, в этих случаях выступающий будет сталкиваться со случайными участками внимания-невнимания, что потребует большей работы с обратной связью, придется быстро искать островки внимания и обращаться к ним по очереди, «отзеркаливая» их и заражая остальную часть аудитории.

Хорошей обратной связью, говорящей об успешном ведении аудитории в нужном направлении, являются вопросы, задаваемые слушающими. Это должны быть конструктивные вопросы, действительно четко связанные с излагаемым в данный момент материалом. При этом если ответы на вопросы удовлетворяют слушателей, то они проявляют доверие к выступающему как специалисту в определенной области, высказывают желание продолжать общение.

Эмоциональная реакция аудитории тоже очень важна. Если аудитория не испытала никаких эмоций, выступление скорее всего, нельзя назвать удачным. Выступающий должен вызвать несколько разных эмоциональных состояний у слушающих, а для этого надо не только рассказать что-то соответствующее, но и уметь достоверно изображать нужные эмоции в соответствии с моментом выступления. Для этого нужны соответствующие упражнения и тренинги.

Сформировавшееся мнение аудитории – это тоже признак позитивной обратной связи.

 


Подготовка выступления

Деловое выступление перед аудиторией должно быть хорошо подготовлено.

 Необходимые этапы подготовки:

1. определение темы и цели выступления, разработка плана выступления;

2. оценка аудитории и обстановки, выбор подхода к изложению;

3. подбор материала, построение структуры и логики выступления, при     необходимости корректировка плана, выбор способов визуальной поддержки;

4. психологическая подготовка к выступлению.

Работа на первом и втором этапах носит характер учета и оценки объективных данных, так как тема и цель выступления обычно задаются планом работ, программой переговоров, темой конференции и т.д. Выступающий должен иметь ясное и определенное представление о том, о чем, кому и с какой целью он будет говорить. Если тема выступления затрагивает оратора, вызывает у него глубокий интерес, тогда это, возможно,будет интересно и значимо для других. Однако тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Для этого необходимо изучать свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, это работает на успех.

План выступления должен быть четким и понятным для аудитории. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано убедительное количество фактических материалов и иллюстрирующих примеров.

 Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Но вот изучить нужно значительно больший объем информации, чем тот, который включен в текст. Сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость, помогут ответить на дополнительные вопросы. Кроме того, будет возможность корректировать выступление прямо в его ходе, если потребуется что-то добавить.

Для успешного выступления необходимо составить план, конспект, набор тезисов.

План выступления в самом общем виде можно рекомендовать следующий:

1. Вступительная часть;

2.Основная часть, включающая :

       Информирование; Аргументацию; Ответы на вопросы, нейтрализацию возражений; Достижение цели выступления, например, принятие решения, достижение договоренности, подписание документов, мотивирование к определенным действиям;

3. Заключительная часть.

Вступительная часть. Ее задачи – привлечь внимание, представиться, если выступающего никто не представлял, установить контакт с аудиторией, пробудить интерес к теме выступления.

Чтобы активизировать большую часть аудитории, можно задействовать сразу три канала восприятия. Например, слова «приятно видеть, что …» обращаются к кинестетическому – «приятно» и визуальному - «видеть» одновременно. А вариант «приятно слышать, что…» обращаются к кинестетическому и аудиальному. Помимо вежливости и приглашения к общению такие фразы помогают завладеть вниманием, приоритетный канал обязательно отзовется.

Информирование рекомендуется строить вокруг основной идеи таким образом, чтобы быть предельно конкретным, исключить все лишнее, затрудняющее восприятие, иапример, исключать термины, которые могут быть незнакомы слушателям. Использовать разнообразные приемы удержания внимания со сменой каналов восприятия, ритма речи и интонации, как разобрано в разделе 7.4.

 Конспектом удобно пользоваться во время выступления, а вот сплошное зачитывание текста не рекомендуется, оно не способно долго удерживать внимание. Зачитывать лучше только некоторые тезисы, необходимые для подтверждения идей.

Очень важно понимание, что суть основных тезисов можно и нужно передавать в виде образов.

 Не факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они представлены.

Требования к основному тезису выступления:

- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Затем необходимо спросить себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и, готовить речь для них. Если состав аудитории известен, нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

 - возраст;

 - уровень образования;

- профессия;

- цель прихода людей на выступление;

 - уровень заинтересованности в теме;

 - уровень осведомленности в данном вопросе.

В зависимости от преобладающего состава надо выбрать приоритетный канал воздействия и продумать варианты его использования в соответствии с рекомендациями раздела 7.3.

Возможны различные интонационные окраски: - мажорная; - беспечная или юмористическая; - шутливая; - сердитая или упрекающая; - мрачная; - торжественная; - предостерегающая; - просительная, и различные их комбинации, смена интонаций.

Необходимо избрать способ выступления – говорить «без бумажки», заглядывать в конспект, либо зачитывать тезисы и раскрывать их содержание. Но при этом рекомендуется избегать сплошного чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как при редком заглядывании в материалы речь звучит естественно, слова приходят сами собой. А вот чтение написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и жестко привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и корректировать текст выступления.

Вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, а вот яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Паузы. Очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Аргументация – обоснование идей и предложений
Реакция аудитории. Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей - обратную связь (раздел ). Результатом может стать корректировка выступления. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Может быть, нужны будут дополнительные перерывы или смена ритма, подключение иного канала воздействия, и т.п. (раздел ). Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Аргументация. Подготавливая обоснования своих идей и предложений, надо стараться представлять себе, какие возражения и вопросы могут быть у слушателей, и отвечать на них в своих обоснованиях, или подготовить ответ, но приберечь его до того времени, когда вопрос будет задан.

Некоторые варианты системного построения аргументации:

 - проблемное изложение, направленное на выявление и анализ противоречий, а также рассмотрение путей их разрешения;

- хронологическое изложение;

 - изложение от причин к следствиям, от частного к общему - индуктивное изложение;

- изложение от вывода, итогового тезиса к примерам, его поясняющим или к обоснованиям, от общего к частному – дедуктивное изложение;

- рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями основной идеи.

Убедить – значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача.

При этом важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения и ответов на вопросы.

Ответы на вопросы, нейтрализация возможных возражений. Для удачного проведения этой части особенно важна подготовка. Чем больше материала вы прочитали, чем большим опытом обладаете, тем легче отвечать на вопросы. С возражениями несколько труднее, так как здесь требуется еще и психологический настрой и подготовка, как для конструктивных коммуникаций (раздел 2.2).

Если возражение длительно, слушайте внимательно и уважительно, «отзеркаливая» позы и жесты, используя понимающий взгляд, и делая это искренне. Для этого нужно заранее настроиться соответствующим образом. Даже если собеседник громко возмущается, надо сохранять спокойствие. Можно записывать то, что говорит возражающий, иногда это оказывает успокаивающее действие, особенно на кинестетиков.

Сам выступающий, как правило, не должен говорить запальчиво, более конструктивным является благожелательный тон.

Возражение, которое сразу трудно опровергнуть, лучше сначала пропустить и перейти к другим, а потом, при необходимости, вернуться к нему.

Если удалось достичь планируемую цель выступления, например, достижение согласия, нужно зафиксировать это в виде договоренности. Если слушатели близки к принятию решения, можно немного подтолкнуть их к этому с помощью вопросов, например: «На какие условия вы согласны?», «В какие сроки это было бы возможно?», «Быть может, у вас осталось последнее возражение или сомнение?» Но очень важно на этой стадии не проявить нетерпение, не пытаться «дожать» людей, так как это может вызвать протест и возмущение.

Заключение. Формулирование выводов, подведение итогов, прощание, после которого должно захотеться встретиться снова.

Психологическая подготовка к выступлению

Какие специфические преграды могут возникнуть в процессе подготовки к публичному выступлению?

 Естественное волнение, которое испытывают выступающие перед аудиторией, может вызвать напряженность, скованность, «зажатость», которая мешает захватить внимание аудитории.

Кинестетический канал очень важен для влияния на аудиторию, а он-то как раз при мышечной скованности оказывается заблокирован. Примеры таких ощущений у выступающего приводит Касаткин С.Ф.[ Мастер общения ]: «… все тело напряжено и сковано. Ноги не идут, а буквально волочатся, к ним будто «гири привязаны». Туловище закрепощено…, слова произносятся с трудом.…руки-ноги дрожат. Сердцебиение или учащенное, или, наоборот, замедленное, аритмичное: сердце как бы «замирает». В голове туман, все движения становятся «ватными». …».

Рассмотрим, в каких случаях усиливается это чувство, препятствуя успешному выступлению, а в каких оно преодолевается?

Основная причина возникновения скованности - это психическое воздействие, которое люди оказывают на выступающего взглядами, мимикой, вопросами, когда он находится в центре внимания да еще и в непривычной обстановке. И внешность, и слова, и поведение выступающего, причем малейшие их оттенки, фиксируются и придирчиво оцениваются.

Кроме того, повышенная впечатлительность и чувствительность зачастую приводит к тому, что выступающий болезненно реагирует на внешние раздражители, непривычную обстановку. В результате эти качества могут усилить скованность.

Излишняя напряженность в общении также проявляется, если выступающий плохо знает или умеет то, что предстоит делать в аудитории. Например, вышел читать лекцию, а материалом владеет слабо. Конечно, у большинства изнутри поднимается неуверенность и за ней - скованность. Причем зал очень тонко чувствует это и своим скепсисом еще больше вводит в замешательство. Но если знание материала превосходное, то и «зажатость» преодолеть гораздо легче.

Чтобы преодолеваеть скованность, помните, что легкое волнение помогает выступающему. Оно мобилизует, концентрирует усилия, заставляет внутренне собраться, тщательно подготовиться и заранее продумать все действия. Помогает настроиться! Поэтому не бойтесь его, хотя нужно отслеживать, чтобы оно не усилилось чрезмерно.

 Легкое волнение помогает выступающему, сильное - сковывает

 

Вот что предлагает Дейл Карнеги в книге «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»: «Выпрямитесь во весь свой рост, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что это именно так. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты. Это даст благоприятный для вас психологический эффект».

А вот еще один совет Карнеги неопытному выступающему: «Тебе будет легче избавиться от смущения, если ты сможешь что-то делать перед аудиторией, например взять в руки что-нибудь, написать что-либо на доске, показать какой-нибудь пункт на карте, передвинуть стол, распахнуть окно, переложить с места на место какие-нибудь книги или бумаги. Любое физическое действие, имеющее определенную цель, может помочь тебе почувствовать себя более непринужденно»

И еще - постоянно практиковаться в публичных выступлениях, опыт помогает быстрее преодолевать скованность в общении.

Заранее настраивайтесь на непривычную ситуацию, вызывая у себя более твердое и спокойное отношение к ней. Такой внутренний настрой хорошо помогает.. Рекомендации Дейла Карнеги: «Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себя так, как будто вы уже обладаете этой смелостью… Решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд… Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости. Знаменитый тенор Жан де Решке говорил, что если у вас есть такое дыхание, то вы «можете сесть на него, и волнение исчезнет»».

Но есть еще и внешний инструмент – обаяние. Намного доброжелательнее люди воспринимают обаятельного человека. Поэтому к твердому и спокойному настрою на предстоящую непривычную ситуацию прибавьте все обаяние, на какое способны.

Предварительно полезно освоить пространство, то есть, если возможно, заранее побыть в той обстановке, в которой предстоит выступать. Если невозможно это сделать заранее, осмотритесь непосредственно перед выступлением, освойте пространство хотя бы вглядом.

Есть еще одно правило, которое добавит уверенности, позволит найти внутреннюю опору: постарайтесь хорошо знать и следовать в непривычной обстановке общепринятым нормам и правилам делового поведения.

Резюме

1. Публичная коммуникация имеет свои особенности по сравнению с межличностной. Для успешного выступления необходимо понимать особенности данной аудитории; ощущать настроение и чувства аудитории; быть расположенным к общению.

2. Для вхождения в контакт применяются приемы, которые должны привлечь внимание аудитории к выступающему. Затем необходим смысловой мостик к основной теме выступления.

3.  Нужно определить особенности незнакомой аудитории, выбрать подход к подаче материала и управлению вниманием. Развитие контакта требует сформировать бессознательное доверие аудитории, применяемый метод – отзеркаливание или отражение. Следующий этап – ведение процесса взаимодействия выступающего и слушающих. Об успешности ведения говорит устойчивое внимание аудитории. Две успешно проводимых стадии – отзеркаливание и ведение вместе составляют раппорт, то есть успешный, беспрепятственный контакт с собеседником.

4. Необходим выбор логического подхода к подаче материала. Рассмотрены два похода  – рассуждение от частного к общему или индукция и рассуждения от общего к частному – дедукция.

5. Заключительный этап – выход из контакта и достижение синергии, то есть совместного усиленного действия нескольких факторов. Признаки успешного выступления, достигенутой синергии: конструктивные вопросы слушателей, проявление желания продолжать контакты, взаимное удовлетворение общением, определенное решение проблем слушающих или надежда на это, позитивные эмоции.

6. Во время выступления необходимо учитывать некоторые психологические особенности аудитории, чередовать различные инструменты воздействия, обращение к рациональному мышлению и к эмоциональной сфере, использовать прием навязывания ритма и прием акцентировки внимания. Прием короткой фразы – часть фразы от паузы до паузы должна составлять не более 5-7 ударных слов. Нужна адаптация выступающего к ожиданиям аудитории.

7. Важно учитывать особености значимых для деловых коммуникаций типов аудитории. В конструктивной аудитории выступать нужно коротко и по существу. В конфликтной аудитории надо использовать принципы конструктивных коммуникаций. При выступлении в разнородной аудитории необходимо ориентироваться на более слабых слушателей.

8. Для аудитории наиболее важны три канала восприятия: кинестетический, визуальный, аудиальный. Выступающий должен уметь, проанализировав состав и настроение аудитории, а также преобладание определенного канала восприятия, использовать соответствующие ему средства воздействия, то есть использовать их как канал воздействия.

9. Использование обратной связи дает возможность вовремя корректировать речь, повышая эффективность выступления. Для аудитории преобладает невербальная обратная связь, вербальная в виде вопросов и реплик ее дополняет.

10. Деловое выступление перед аудиторией должно быть хорошо подготовлено. Кроме разработки плана выступления, необходимы оценка аудитории и обстановки, выбор подхода к изложению; подбор материала, построение структуры и логики выступления, выбор способов визуальной поддержки; психологическая подготовка.

 

Для ведения внимания аудитории необходимо создать доверие и наладить взаимопонимание
Коротко о главном:

Для вхождения в контакт с аудиторией необходимы приемы привлечения внимания

 

 

Надо лидировать в позитивных ожиданиях
Отзеркаливание или отражение – это инструмент для формирования доверия

 

Признаки раппорта – устойчивое внимание, согласие, ожидаемые эмоции

Внимание аудитории устает, надо менять приемы, инструменты воздействия

Приемы: навязывания ритма, акцентировки внимания, короткой фразы.

Для аудитории преобладает невербальная обратная связь

Для каждого типа аудитории – свои наиболее эффективные способы выступления

Чтобы быть успешным, выступление должно быть хорошо подготовлено

Вопросы для повторения

1. Каковы особенности выступления перед аудиторией по сравнению с межличностной коммуникацией?

2. Какие можно выделить этапы выступления перед аудиторией, на которые следует обратить внимание?

3. Что должно быть сделано при вхождении в контакт с аудиторией?

4. Какими приемами можно привлечь внимание аудитории?

5. Какие существуют основные подходы подачи материала?

6. Какие Вы знаете приемы управления вниманием аудитории?

7. Как следует готовиться к выступлению в аудитории?

8. Нужно ли выступающему волноваться?

9. Что нужно для правильного настроя на успешное выступление?

 

 Практикум

 

Конкретная ситуация

Вам предстоит провести занятие на курсах повышения квалификации. Изучаемая тема – проведение деловых переговоров. В качестве слушателей могут оказаться как люди, уже знакомые с изучаемой темой и ставящие себе целью узнать все нововведения в данной области, так и люди, впервые изучающие данную тему и ставящие себе цель – изучить все важные моменты с самого начала и потренироваться в ведении трудных переговоров.

Задание. Подготовьте зачин и несколько фраз (4-5) ознакомительной лекции так, чтобы решались следующие задачи:

1. вхождение в контакт и выстраивание мостика к основной теме;

2. анализ аудитории, на основании которого будет осуществляться отзеркаливание;

3. выбор подхода к ведению выступления на основе результата анализа и его реализация на примере одного тезиса из темы «деловые переговоры».

Возможно одновременное решение нескольких задач, например, для вхождения в контакт годится вопрос к аудитории и для проведения анализа тоже нужен как минимум, один вопрос. Возможно, решение этих задач кто-то из учащихся объединит.

Выступите с подготовленным материалом перед учебной аудиторией.

Затем обоснуйте ваш выбор подхода к изложению, ответив на вопросы в конце упражнения.

В конце преподаватель оценивает двумя отдельными оценками вхождение в контакт и ведение выступления с учетом выбранного подхода. Дополнительно оцениваются ответы на вопросы. Можно предложить слушающим поучаствовать в проведении оценки, при этом обязательна аргументация для обоснования ее справедливости.

           

Вопросы к слушающим:

1. Какие приемы были представлены? Какой выбран подход?

2. Чем, по вашему мнению, объясняется выбор данного подхода?

3. Достигался ли раппорт во время выступления? Каковы его признаки?

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 376.