Эмпатия – это понимание эмоций и чувств других людей, готовность сопереживать другим, способность «вжиться» в собеседника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эмпатию можно и нужно развивать для повышения эффективности коммуникаций вообще и в особенности, для выступлений перед аудиторией. Но слишком высокая эмпатийность не должна превратиться в зависимость от психического состояния людей, с которыми надо контактировать, так как в этом случае она может сыграть и отрицательную роль, поставит под угрозу достижение цели коммуникации.

Для вхождения в контакт с аудиторией необходимы приемы привлечения внимания
Первый этап коммуникации с аудиторией – вхождение в контакт. Для вхождения в контакт применяются приемы, которые должны выполнить две функции:

- привлечь внимание аудитории к выступающему;

- ввести в процесс взаимодействия и слушающих, и самого себя в роли выступающего, обозначив тему выступления и справившись с собственным волнением.

Обычно первые фразы, произносимые оратором, служащие для привлечения внимания и установления контакта с аудиторией, называют зачином. Приемы привлечения внимания называют «крючками». Первым употребил этот термин А.Ф.Кони, смысл «крючков» - «зацепить» внимание слушателей.

Приемы привлечения внимания – «крючки» или «зацепки»:

· Вопрос к аудитории, затем может следовать комплимент аудитории.

· Шутка или остроумные замечания.

· Интригующий факт, любая необычная информация.

· Рассказ о свежем впечатлении от бытового сюжета, фильма, передачи, прочитанной книги и т.п., содержащее эмоции и вызывающие сопереживание.

· Использование крылатых выражений, пословиц и поговорок, афоризмов.

· Изложение притч, поучительных историй, легенд.

· Цитирование предыдущих ораторов или любая оригинальная цитата.

· Обращение к непосредственным интересам слушателей.

Полезными приемами привлечения внимания являются еще несколько похожих способов.

Во-первых, это один из приемов, когда выступающий начинает говорить что-то тихо и неразборчиво, и этим провоцирует слушающих сконцентрировать внимание, а потом пользуется этим вниманием, то есть «завлекает» аудиторию.

Во-вторых, прием зрительного контакта, при котором говорящий обводит аудиторию взглядом, фиксирует его на нескольких людях, кивает им, говорит что-нибудь вроде «готовы?» или «здравствуйте, мы с вами уже знакомы» и т.п.

После того, как внимание аудитории привлечено, необходим смысловой мостик к основной теме выступления. Для эффективной коммуникации мостик должен быть не только логическим, но и эмоциональным, тогда легче встретить ответную положительную реакцию слушающих. Часто это удается, если помочь аудитории представить, что некая нежелательная ситуация может быть удачно изменена.

Сознание людей, слушающих оратора, содержит множество различных образов. Каждый образ связан с ощущением или воспоминанием. Если рассказ открывает доступ к тем образам и чувствам внутри сознания слушающих, которые нужны оратору, которые приводят именно к той реакции, которую ждет выступающий, выступление будет удачным. Удачным будет рассказ, который откроет новые перспективы или позволит увидеть неожиданный ракурс проблемы.

Произносить фразы зачина, содержащие «крючки», надо не в пустое пространство, а глядя на какого-то симпатичного для выступающего слушателя, то есть поддерживая зрительный контакт. Как только будет получен в ответ доброжелательный взгляд, нужно перевести взгляд на другого человека и установить контакт с ним, и так несколько раз. Атмосфера в аудитории улучшится, внимание будет привлечено. Если внимание привлечено - первый этап завершен.

Второй этап – определение особенностей незнакомой аудитории, выбор подхода к подаче материала и управление вниманием.

На этом этапе происходит развитие контакта. Теперь нужно создать атмосферу доверия с данной аудиторией. Доверие - необходимый компонент любых отношений. Если нет доверия - нет позитивных отношений. Именно поэтому одна из самых важных задач при обучении коммуникации - создание атмосферы доверия. Она уменьшает напряженность и опасения и создает основу для понимания и поддержки.

Когда мы общаемся с кем-нибудь и хотим, чтобы человек доверился нам, принял нашу точку зрения, или почувствовал то же, что и мы, у нас есть два пути:

- первый путь - формирование сознательного доверия методами убеждения, то есть аргументацией и логикой, этот путь будет применен чуть позже, когда начнется подача основного материала;

- второй путь - формирование бессознательного доверия, применяемый метод – отзеркаливание или отражение.

Формирование сознательного доверия – это длительный процесс. Такое доверие складывается на протяжении некоторого времени, является результатом осмысления ряда взаимодействий.

Для ведения внимания аудитории необходимо создать доверие и наладить взаимопонимание
Но существуют примеры иного возникновения доверия: симпатия с первого взгляда, феномен первого впечатления. Это доверие возникает в течение нескольких десятков секунд и называется бессознательным доверием. Оно является столь мощным и действенным инструментом влияния на других людей, что именно ему в настоящее время уделяется серьезное внимание в процессе обучения деловой коммуникации.

 Ключ к формированию бессознательного доверия содержится в следующем положении: отношение окружающих к нам - это лишь зеркало нашего бессознательного отношения к самому себе и к окружающим.

 

Жители города

Жил на свете один старый человек, каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил: «Что за люди живут в этом городе? Я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться». Старик ответил вопросом: «А какие люди жили в том городе, откуда вы родом?» «Жалкое отродье, - сказал путник, - негодяи, грубияны, жадные, которым ни до кого, кроме самих себя и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который вы смотрите?» Старик ответил: «Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда вы пришли». И путник ушел. А старик опять остался один.

Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой путник с узлами за плечами и спросил то же самое: «Что за люди живут в этом городе? Я ищу, где поселиться». И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родом. «Горько мне вспоминать об этом - они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку. Увы, мне пришлось покинуть этот город, и я очень жалею об этом». Услышав такое, старик улыбнулся и сказал: «Тогда добро пожаловать в наш город. Уверен, найдете вы здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда вы пришли...»

Персональный сайт священника Вячеслава Романова http://www.duhovnik.com/node/3408

 

 

Часто можно услышать высказывания, подобные следующему: «Я не доверяю людям, потому что они не доверяют мне. Как только они ко мне изменятся, я тут же тоже изменюсь». Проблема лишь в том, что окружающие почему-то не меняются. Они и не будут меняться, пока мы не поймем, что первопричина не в них, а в нас самих.

 Отзеркаливание является средством, с помощью которого один человек сообщает другому, или другим, о своем согласии с его или их мнением, взглядами, и разделяет его или их чувства.

 

Отзеркаливание или отражение – это инструмент для формирования доверия
Зеркально отражая собеседников, мы как бы проходим вместе с ними часть коммуникационного пути и демонстрируем понимание, а через него – формируем доверие. Существует два вида отзеркаливания - это вербальное и физическое. Физическое отзеркаливание - это копирование жестов и поз собеседника.

Чтобы пояснить это примером, вспомним, как ведут себя увлеченные беседой люди. Они взволнованы как своими словами, так и словами собеседника. Независимо от того, сидят ли они рядом или друг напротив друга, подаются вперед, один за другим, одинаково скрещивают руки или кивают головой, поднимают брови и улыбаются. Действия эти, как правило, неосознанны. Все внимание направлено на беседу, а всё остальное происходит в подсознании, если люди соглашаются друг с другом. Они повторяют движения друг друга без осознания, почему это происходит.

Вербальное или речевое отзеркаливание  – это описание того, как выглядит и действует собеседник или аудитория в целом. Отзеркаливание может быть и в виде перефразирования слов с пониманием того, что за этим кроется. Например: «Что-то вы сегодня хмурые. Конец квартала, устали?» или «Говорите, что все нормально, а вид огорченный. Есть затруднения?». Оно особенно важно в тех случаях, когда невербальные проявления не соответствуют словам, или противоречат ситуации. Если наше речевое отражение содержит настоящее понимание собеседника, нам удается проявить уважение к нему, обеспокоенность за него и создать атмосферу доверия.

Осознанное применение метода отзеркаливания дает возможность проявить уважение и симпатию к аудитории и дать аудитории ощутить те же чувства в отношении выступающего.

 Отзеркаливание - это инструмент для налаживания взаимопонимания. Если мы похожи на кого-то или кто-то рядом похож на нас, то это создает чувство комфорта, понимания и защищенности, то есть общую атмосферу доверия. «Я вижу, вы готовы услышать интересную информацию», - говорит выступающий с улыбкой и фиксирует взгляд на симпатичном слушателе. В ответ – кивок и отражение улыбки: «Надеемся!». Но если люди пришли против своего желания и недовольны, то отзеркалить нужно их состояние, но при этом проявить дружелюбие, уважение.

Надо лидировать в позитивных ожиданиях
Обычно люди ведут себя соответственно ожиданиям других, поэтому надо лидировать в этих ожиданиях, ожидать от аудитории хорошего расположения, проявить эмпатию, сознательно воспользоваться приемом отзеркаливания. Тогда бессознательное отзеркаливание вашего поведения аудиторией создаст позитивную атмосферу доверия.

Если мы чувствуем, что человек нам не доверяет, мы часто поступаем соответственно его ожиданиям. Если мы чувствуем, что люди доверяют нам, считают, что мы заслуживаем доверия, мы часто такими и бываем.

Аналогично действует отзеркаливание или отражение в группе. В частном случае, если речь идет об аудитории, отзеркаливание включает два аспекта этого комплексного процесса. Первый - межличностно ориентированное отзеркаливание. Второй аспект - через групповое членство - это осознавание и узнавание разделяемых чувств, это следствие взаимодействия личность - группа. Из совокупности этих двух аспектов, этих двух форм отражения формируется третий аспет - понятие организационного отражения (Морис Нитсан Организационное зеркало: групп-аналитический подход к оргконсультированию geshtaltlife.ru).

После установления контакта и атмосферы доверия в аудитории начинается следующий этап – ведение.

Третий этап – ведение процесса взаимодействия выступающего и слушающих.

Ведение процесса взаимодействия выступающего и слушающих - это управление вниманием аудитории.

 

Об успешности ведения говорит устойчивое внимание аудитории, когда на говорящего смотрят и внимательно слушают.

Теперь можно подавать основной материал, но делать это надо с учетом осознанных к этому моменту особенностей аудитории. То есть, изложение должно быть доступным. Для этого продумывается заранее, какие термины и понятия можно использовать. Затем необходим выбор такого подхода к подаче материала, который наилучшим образом способствует сохранению и поддержанию внимания.

Для этого нужна логическая организация речи. Рассмотрим два основных подхода к логической организации подачи материала во время выступления.

Необходим такой подход к подаче материала, который наилучшим образом соответствует данной аудитории
Подход первый – рассуждение от частного к общему или индукция. Рассказываются сначала конкретные аргументы, частные ситуации, реальные практические примеры и на их основе делается вывод в виде короткого тезиса, который фиксируется дополнительным усилением внимания, подчеркиванием и иными средствами, возможно, не только рационального характера, но и с подключением эмоциональной сферы.

При этом осуществляется переход от частностей конкретных рассмотренных примеров или ситуаций к обобщению, представленному в виде итогового тезиса. То есть это - прием применения индукции, логического перехода от частного к общему.

Подход второй – рассуждение от общего к частному или дедукция. Для второго подхода характерно начинать с формулировки основного результирующего положения в виде тезиса, и только потом подкреплять, обосновывать его аргументацией, доказательствами, обоснованиями, примерами. Этот прием логического перехода от общего к частному называется дедукцией.

Каждый из этих подходов имеет свою область наиболее успешного применения. Первый подход – индукцию нужно применять в тех случаях, когда аудитория еще не готова принять выводы раньше рассуждений и обоснований, а это бывает например, тогда, когда излагаемый материал совсем незнаком для аудитории, мало знаком, или аудитория, хотя и знакома с данным материалом, но не принимает изначально тех выводов, которые собирается сделать выступающий.

Также рассуждение от частного к общему следует применять и в случае незнакомой аудитории, так как надежнее будет подготовиться к наихудшему варианту, которым является критически настроенная аудитория.

 

 Ведение процесса взаимодействия выступающего и слушающих:

Первый подход – индукция, рассуждение от частного к общему. Область применения:

1. аудитория незнакома для выступающего;

2. аудитория мало осведомлена о предмете выступления;

Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.