Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программное содержание

Основные задачи коммерческих работников предприятий торговли, направления их деятельности по изучению рынка, прогнозированию рыночных тенденций. Состояние рынка товаров народного потребления в РБ.

Понятие спроса потребителей, их потребностей. Изучение и прогнозирование покупательского спроса как основа коммерческой деятельности торговой организации. Анализ и оценка покупательского спроса, жизненный цикл спроса.

Основные факторы и показатели, характеризующие изменение рынка товаров (демографические, экономические, научно-технические), их особенности и влияние на покупную способность населения, товарную структуру спроса. Содержание конъюнктурного обзора. Использование коммерческой информации о конъюнктуре рынка для принятия коммерческих решений.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо уяснить задачи коммерческих работников, связанные с изучением и прогнозированием товарного рынка, дать оценку состоянию рынка товаров народного потребления в республике. Необходимо знать сущность спроса, его взаимосвязь с потребностями, товарным предложением, жизненный цикл спроса, методы изучения покупательского спроса в розничной и оптовой торговле.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых осуществляет свою деятельность организация на определенном отрезке времени, под влиянием спроса, предложения, цены и конкуренции (ценовой и неценовой).

Конъюнктура рынка постоянно меняется под влиянием различных факторов: спроса, предложения, цены, условий рынка. Необходимо изучить данные факторы и уметь их использовать в практической деятельности.

Для успешной коммерческой деятельности необходимо следить за конъюнктурой торговли. Конъюнктура торговли – это совокупность условий, факторов, определяющих соотношение между спросом и предложением в данный момент времени, и тенденций их развития.

 Для анализа и оценки торговой конъюнктуры в организациях торговли целесообразно вести учет данных о поставках, продаже, запасах и оборачиваемости товаров, количестве и среднем размере покупок. Результаты конъюнктурных наблюдений обобщаются и отражаются в конъюнктурном обзоре. С учетом результатов изучения конъюнктуры рынка торговая организация должна ставить перед поставщиками вопросы об оптимизации ассортимента, прекращении выпуска не пользующихся спросом товаров, изменений моделей, упаковки товаров и др.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные направления деятельности коммерческих работников по изучению и прогнозированию товарного рынка?

2. Дайте определение конъюнктуры рынка и конъюнктуры торговли.

3. Назовите основные факторы и показатели, оказывающие влияние на изменение товарного рынка.

4. Что такое «спрос» и «предложение» и как они взаимосвязаны?

5. Что такое платежеспособный спрос?

6. Укажите методы изучения покупательского спроса в розничной и оптовой торговле.

Литература по теме:

1.  Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.38-42

 

Тема 5. Формирование ассортимента товаров в предприятиях торговли

Программное содержание

Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров. Ассортиментная политика торговых предприятий. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на торговых предприятиях. Факторы, определяющие формирование ассортимента товаров. Принципы и этапы формирования торгового ассортимента в магазинах. Методы формирования ассортимента магазина. Планирование ассортимента товаров в магазинах. Контроль за состоянием ассортимента товаров.

 

Методические указания

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент различен. Различают производственный и торговый ассортимент. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий. При изучении необходимо повторить понятия «ассортимент товаров», «вид товара», «групповой ассортимент», «внутригрупповой ассортимент», «широта ассортимента», «глубина ассортимента». Необходимо изучить, как делятся товары по частоте спроса, выделить группу сезонных товаров, товары стабильного спроса, альтернативного, импульсного, твердо сформулированного и т.д.

На формирование ассортимента оказывают влияние многие факторы. Учет этих факторов дает возможность подобрать товары максимально соответствующие спроса покупателей и увеличить прибыль торгового предприятия. При формировании ассортимента используют различные методы. Необходимо уделить внимание тщательному изучению методов формирования ассортимента на торговых предприятиях.

Ассортиментная политика есть важная часть общей стратегии торгового предприятия. Товароведы осуществляют контроль за наличием на торговом предприятии необходимых товаров, товаров, включенных в ассортиментный перечень и занимаются планированием ассортимента товаров в магазинах.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое ассортимент товаров?

2. Дайте определение понятию «торговый ассортимент».

3. Дайте определение понятию «производственный ассортимент».

4. На какие группы делятся товары по частоте спроса?

5. Что представляет собой процесс формирования ассортимента?

6. Каков порядок формирования ассортимента на розничных торговых предприятиях?

7. Назовите факторы, оказывающие влияние на формирование торгового ассортимента.

8. Назовите этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.

 

Литература по теме:

1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. –с.228-232

2. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.23-87,98-100.

 

Практическое занятие №1

Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.