КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению
для учащихся заочной формы обучения 3 курса
для специальности 2-27 01 01 «Экономика и организация производства »
Составил: Окунева О.А., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии организационно-технических дисциплин
Протокол№ ________ ______ 20__г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии Хмельницкая И.Н.
Минск
2018
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 |
Примерный тематический план………………………………………… | 4 |
Программа………………………………………………………….......... | 6 |
Краткий курс ……………………………………………………………. Введение …………………………………………………………… Тема 1. Сущность и роль коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг …………………………………………………….. | 19 19 19 |
Тема 2. Коммерческая информация……………………………… | 20 |
Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли ……………………………………………. | 21 |
Тема 4. Формирование ассортимента в торговле………………… | 22 |
Тема 5. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров………………………………………………………………. | 25 |
Тема 7. Организация закупочной работы………………………… | 29 |
Тема 8. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров……. | 30 |
Тема 9. Рекламно-информационная работа………………………. | 31 |
Методические рекомендации по выполнению домашней контроль - ной работы……………………………………………………………….. | 33 |
Задания домашней контрольной работы и методические указания по ее выполнению…………………………………………………………… | 36 |
Перечень вопросов для подготовки к ОКР…………………………….. | 43 |
Критерии оценки результатов……………………………………........... | 45 |
Используемая литература……………………………………………….. | 48 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по курсу «Коммерческая деятельность» разработаны для учащихся заочного отделения в помощь самостоятельного изучения ими вопросов, связанных с организацией коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Коммерческая деятельность возникает всегда, когда происходит процесс купли-продажи. Переход к рыночным отношениям требует освоения новых принципов и методов коммерческой деятельности, что значительно повышает роль данной дисциплины при подготовке специалистов для работы в рыночной экономике.
Цель дисциплины – ознакомить учащихся с процессами, совершаемыми при обмене, купле-продаже товаров, дать знания о методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях их подготовки, оформления, этапах исполнения и эффективности их применения.
Задачи изучения дисциплины – освоение учащимися теоретических и прикладных знаний о сущности и содержании коммерческой деятельности, определение путей повышения ее эффективности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать на уровне представления:
- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие коммерческую деятельность;
- систему и основные этапы государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования;
содержание, принципы, задачи коммерческой деятельности;
Знать на уровне понимания:
- структуры и формы коммерческой деятельности ;
- планирование и организацию коммерческой деятельности торгового объекта;
- задачи и функции специалистов коммерческой службы;
- источники и методы получения коммерческой информации;
- методы осуществления коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг;
- организацию хозяйственных связей;
- формирование конкурентоспособного ассортимента в соответствии с позицией и форматом торгового предприятия;
-организацию закупочной работы;
-коммерческую работу по оптовой продаже товаров;
-организацию рекламно-информационной работы торгового объекта.
уметь:
-применять правовые нормы, регламентирующие организацию и ведение коммерческой деятельности;
- организовывать и планировать закупку и сбыт товаров в целях удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
- обосновывать поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для осуществления процесса купли-продажи;
- организовать и управлять продажей-сбытом и сервисом в сфере торгово-посреднического бизнеса;
- прогнозировать и вести оперативный учет рыночных изменений и факторов, влияющих на коммерческую деятельность и запросы потребителей;
-составлять различные виды договорной документации;
- принимать обоснованные решения в ситуациях, реально приближенных к действительности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны быть готовы для выполнения следующих профессиональных функций:
- участвовать в подготовке проектов договоров с поставщиками товаров;
- участвовать в подготовке коммерческих предложений и проектов договоров с покупателями;
- участвовать в проведении маркетинговых мероприятий;
- осуществлять учет и контроль за ходом выполнения договорных обязательств по приобретению и реализации товаров и услуг, оформлять документы, связанные с их поставкой;
- участвовать в осуществлении экономического анализа коммерческой деятельности организации или ее структурного подразделения, подготовки оперативной, статистической отчетности;
- участвовать в подготовке материалов по разрешению хозяйственных споров;
- участвовать в подготовке и формированию баз данных экономической информации;
- участвовать в разработке и внедрении мероприятий по обеспечению режима экономии.
Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Организация и технология торговли», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Экономика организации» и др.
Основным методом изучения курса является самостоятельная работа над учебным материалом. Практические занятия предусматривают решение различных ситуаций с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков по соответствующим темам предмета.
По окончанию изучения учебного материала учащиеся должны выполнить одну домашнюю контрольную работу и сдать экзамен.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине «Коммерческая деятельность»
Специальность 2-27 01 01 «Экономика и организация производства»
Заочное отделение
Раздел | Количество учебных часов | Время на самостоя тельную работу учащихся | ||||
Тема | Дневное | Заочное | В том числе занятия | |||
установо-чные | обзор- ные | практи- ческие | ||||
Введение | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 1. Сущность и роль коммерческой деятельности на на рынке товаров и услуг | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 2. Коммерческая информация | 6 | 2 | 2 | 4 | ||
Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли | 8 | - | 8 | |||
Тема 4. Формирование ассортимента в торговле Практическое занятие №1 Принятие коммерческих решений по формированию ассортимента | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | |
Тема 5. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров Практическое занятие №2 Анализ практических ситуаций, возникающих при поставках товаров народного потребления | 20 | 4 | 2 | 2 | 16 | |
Тема 6. Организация закупочной работы. Практическое занятие№3 Выбор потенциального поставщика товара | 8 | 2 | 2 | 6 | ||
Тема 8. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров | 18 | - | 18 | |||
Тема 9. Рекламно-информационная работа | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
итого | 90 | 16 | 1 | 9 | 6 | 74 |
Филиал Учреждения образования
«Белорусский государственный экономический университет»
«Минский торговый колледж»
УТВЕРЖДАЮ Ректор Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» __________________ В.Н. Шимов «______» _____________ 2016 г. Регистрационный № УД- _______/баз. |
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебная программа по учебной дисциплине
для специальности 2-25 01 10 « Коммерческая деятельность(по направлениям специальности 2-25 01 10 -02 « Коммерческая деятельность»(товароведение)»(специализации 2-25 01 10 -02 32 «Товароведение продовольственных товаров», 2-25 01 10 -02 33 «Товароведение непродовольственных товаров»)
по интегрированному обучению
2016
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Коммерческая деятельность», по специальности 2-25 01 10 « Коммерческая деятельность, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30.04.2009 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
доцент кафедры экономики промышленных предприятий учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
Хмельницкая И.Н. преподаватель высшей категории филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономики промышленных предприятий учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол № _____от _____________)
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол № _____ от ____________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучается учащимися специальности "Коммерческая деятельность" и призвана содействовать формированию специалистов, способных осуществить свою деятельность в условиях рыночной экономики.
Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Организация и технология торговли», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Экономика организации» и др.
Цель дисциплины – ознакомить учащихся с процессами, совершаемыми при обмене, купле-продаже товаров, дать знания о методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях их подготовки, оформления, этапах исполнения и эффективности их применения.
Задачи изучения дисциплины – освоение учащимися теоретических и прикладных знаний о сущности и содержании коммерческой деятельности, определение путей повышения ее эффективности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать на уровне представления:
- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие коммерческую деятельность;
- систему и основные этапы государственного регулирования деятельносту субъектов хозяйствования;
содержание, принципы, задачи коммерческой деятельности;
Знать на уровне понимания:
- структуры и формы коммерческой деятельности;
- планирование и организацию коммерческой деятельности торгового объекта;
- задачи и функции специалистов коммерческой службы;
- источники и методы получения коммерческой информации;
- методы осуществления коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг;
- организацию хозяйственных связей;
- формирование конкурентоспособного ассортимента в соответствии с позицией и форматом торгового предприятия;
-организацию закупочной работы;
-коммерческую работу по оптовой продаже товаров;
-организацию рекламно-информационной работы торгового объекта.
уметь:
-применять правовые нормы, регламентирующие организацию и ведение коммерческой деятельности;
- организовывать и планировать закупку и сбыт товаров в целях удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
- обосновывать поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для осуществления процесса купли-продажи;
- организовать и управлять продажей-сбытом и сервисом в сфере торгово-посреднического бизнеса;
- прогнозировать и вести оперативный учет рыночных изменений и факторов, влияющих на коммерческую деятельность и запросы потребителей;
-составлять различные виды договорной документации;
- принимать обоснованные решения в ситуациях, реально приближенных к действительности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны быть готовы для выполнения следующих профессиональных функций:
- участвовать в подготовке проектов договоров с поставщиками товаров;
- участвовать в подготовке коммерческих предложений и проектов договоров с покупателями;
- участвовать в проведении маркетинговых мероприятий;
- осуществлять учет и контроль за ходом выполнения договорных обязательств по приобретению и реализации товаров и услуг, оформлять документы, связанные с их поставкой;
- участвовать в осуществлении экономического анализа коммерческой деятельности организации или ее структурного подразделения, подготовки оперативной, статистической отчетности;
- участвовать в подготовке материалов по разрешению хозяйственных споров;
- участвовать в подготовке и формированию баз данных экономической информации;
- участвовать в разработке и внедрении мероприятий по обеспечению режима экономии.
Проведение практических занятий должно способствовать закреплению теоретических знаний и развитию умений составлять договоры поставки и другие виды коммерческих документов, анализировать практические ситуации, возникающие в коммерческой работе, составлять планы рекламных мероприятий, рассчитывать эффективность рекламных средств. Практические занятия-экскурсии, включенные в программу, рассчитаны на работу в течение 4 учебных часов и позволяют учащимся увидеть за словом его конкретное содержание, уточняют, дополняют и конкретизируют знания, полученные в аудитории и при самостоятельной работе с учебником.
В программе сформулированы цели изучения каждой темы, на основе характеристики деятельности обучаемого и уровней усвоения содержания изучаемого материала, прогнозируются конкретные результаты достижения этих целей.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема учебной программы | Количество часов | ||
всего | В том числе семинарские, практические занятия |
| ||
1. | Введение | 2 | ||
2. | Сущность и роль коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг | 2 | ||
3. | Коммерческая информация | 6 | 2 | |
4. | Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли | 8 | 4 | |
5. | Формирование ассортимента в торговле | 10 | 4 | |
6. | Организация хозяйственных связей по поставкам товаров | 20 | 10 | |
7. | Организация закупочной работы Обязательная контрольная работа | 7 1 | 2 | |
8. | Коммерческая работа по оптовой продаже товаров | 18 | 8 | |
9. | Рекламно-информационная работа | 16 | 10 | |
Итого | 90 | 40 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
1 | 2 | 3 |
Познакомить со структурой учебной дисциплины, ее задачами и взаимосвязью с другими дисциплинами и ролью на современном этапе. Сформировать представление о предмете, задачах, о понятиях, используемых в коммерческой деятельности. | Введение Предмет и задачи дисциплины «Коммерческая деятельность». Связь её с профилирующими дисциплинами: экономикой торговли, товароведением, маркетингом, менеджментом, бухгалтерским учётом, торговым оборудованием и др. Роль дисциплины в формировании специалиста. Понятие коммерческой деятельности как рыночной категории. | Ориентируется в системе основных понятий и категорий учебной дисциплины. |
КРАТКИЙ КУРС
Введение
Коммерция - это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, который лежит в основе любой цивилизованной экономики.
В настоящее время коммерческие операции все больше становятся объектом труда многих категорий торговых работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых и производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, отделов сбыта производственных и совместных предприятий.
Возрастает роль профессиональной подготовки коммерческих работников, включая умение искусно вести переговоры с партнерами, знание этикета, коммерческого риска и способов его уменьшения, умение активно изыскивать товары, проявлять и развивать коммерческую инициативу, знать способы регулирования хозяйственных взаимоотношений с партнерами, основы рекламного дела, маркетинга и многое другое.
Переход к рыночной экономике обусловил появление нового типа коммерческого работника - инициативного, самостоятельного, предприимчивого.
Методические указания
Основная задача 1 раздела состоит в том, чтобы сформировать четкое представление о сущности и месте коммерческой деятельности в системе производственно-хозяйственных отношений.
Коммерция - это не только умение продавать. Понятие коммерции значительно шире и более глубоко по содержанию и умению эту коммерцию осуществлять. Понятие «коммерция» трактуется в литературе широко. Каждое из них дает дополнительные сведения о коммерческой деятельности, позволяет глубже уяснить сущность и содержание коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность всегда связана и определенным риском, однако необходимо знать способы уменьшения коммерческого риска и методы его определения, что позволит снизить степень риска.
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. В литературе дается система показателей для проведения такого анализа.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение коммерческой деятельности.
2. Тождественны ли понятия «коммерция» и «торговля»?
3. В чем идентичность и различие понятий «предпринимательство» и «коммерция»?
4. На какие два вида по характеру функций, выполняемых в сфере товарного обращения можно подразделить процессы и операции, совершаемые в торговле?
5. Каковы задачи коммерческой деятельности на современном этапе?
6. Кто осуществляет коммерческую деятельность в торговле?
7. Дайте определение понятию «коммерческий риск».
8. Назовите способы уменьшения коммерческого риска.
9. Какими показателями оценивается эффективность деятельности торгового предприятия?
Литература по теме:
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. –с.36-66
2.Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.42-46
Методические указания
Коммерческая информация - это сведения о ситуации, сложившейся на рынке товаров и услуг. Она позволяет торговым фирмам планировать коммерческую деятельность, анализировать ее и осуществлять контроль результатов своей деятельности. В интересах коммерческой деятельности часть сведений предприятие преднамеренно скрывает. Это обусловлено интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности.
При изучении раздела необходимо изучить понятия «коммерческая информация» и «коммерческая тайна», изучить способы и методы защиты коммерческой тайны.
Вопросы для самопроверки:
1. Что представляет собой коммерческая информация?
2. По каким направлениям следует собирать коммерческую информацию, чтобы можно было считать её комплексной?
3. Чем отличается коммерческая тайна от коммерческих секретов?
4. Какими способами можно обеспечить защиту коммерческой тайны?
5. Какие методы используют для защиты коммерческой информации?
Литература по теме:
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. –с.14-22
Методические указания
При изучении данной темы необходимо уяснить задачи коммерческих работников, связанные с изучением и прогнозированием товарного рынка, дать оценку состоянию рынка товаров народного потребления в республике. Необходимо знать сущность спроса, его взаимосвязь с потребностями, товарным предложением, жизненный цикл спроса, методы изучения покупательского спроса в розничной и оптовой торговле.
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых осуществляет свою деятельность организация на определенном отрезке времени, под влиянием спроса, предложения, цены и конкуренции (ценовой и неценовой).
Конъюнктура рынка постоянно меняется под влиянием различных факторов: спроса, предложения, цены, условий рынка. Необходимо изучить данные факторы и уметь их использовать в практической деятельности.
Для успешной коммерческой деятельности необходимо следить за конъюнктурой торговли. Конъюнктура торговли – это совокупность условий, факторов, определяющих соотношение между спросом и предложением в данный момент времени, и тенденций их развития.
Для анализа и оценки торговой конъюнктуры в организациях торговли целесообразно вести учет данных о поставках, продаже, запасах и оборачиваемости товаров, количестве и среднем размере покупок. Результаты конъюнктурных наблюдений обобщаются и отражаются в конъюнктурном обзоре. С учетом результатов изучения конъюнктуры рынка торговая организация должна ставить перед поставщиками вопросы об оптимизации ассортимента, прекращении выпуска не пользующихся спросом товаров, изменений моделей, упаковки товаров и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные направления деятельности коммерческих работников по изучению и прогнозированию товарного рынка?
2. Дайте определение конъюнктуры рынка и конъюнктуры торговли.
3. Назовите основные факторы и показатели, оказывающие влияние на изменение товарного рынка.
4. Что такое «спрос» и «предложение» и как они взаимосвязаны?
5. Что такое платежеспособный спрос?
6. Укажите методы изучения покупательского спроса в розничной и оптовой торговле.
Литература по теме:
1. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.38-42
Методические указания
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент различен. Различают производственный и торговый ассортимент. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий. При изучении необходимо повторить понятия «ассортимент товаров», «вид товара», «групповой ассортимент», «внутригрупповой ассортимент», «широта ассортимента», «глубина ассортимента». Необходимо изучить, как делятся товары по частоте спроса, выделить группу сезонных товаров, товары стабильного спроса, альтернативного, импульсного, твердо сформулированного и т.д.
На формирование ассортимента оказывают влияние многие факторы. Учет этих факторов дает возможность подобрать товары максимально соответствующие спроса покупателей и увеличить прибыль торгового предприятия. При формировании ассортимента используют различные методы. Необходимо уделить внимание тщательному изучению методов формирования ассортимента на торговых предприятиях.
Ассортиментная политика есть важная часть общей стратегии торгового предприятия. Товароведы осуществляют контроль за наличием на торговом предприятии необходимых товаров, товаров, включенных в ассортиментный перечень и занимаются планированием ассортимента товаров в магазинах.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое ассортимент товаров?
2. Дайте определение понятию «торговый ассортимент».
3. Дайте определение понятию «производственный ассортимент».
4. На какие группы делятся товары по частоте спроса?
5. Что представляет собой процесс формирования ассортимента?
6. Каков порядок формирования ассортимента на розничных торговых предприятиях?
7. Назовите факторы, оказывающие влияние на формирование торгового ассортимента.
8. Назовите этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
Литература по теме:
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. –с.228-232
2. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.23-87,98-100.
Практическое занятие №1
Руководитель отдела
Маркетологи – разрабатывают анкету, с помощью которой они будут изучать потребительский спрос.
Коммерсанты – изучают поставщиков, анализируют каналы поставок.
Товароведы – выстраивают структуру ассортимента (групповой и развернутый).
Учащиеся самостоятельно собирают информацию, рассчитывают показатели ассортимента (широту, полноту, стабильность, устойчивость) для анализа его рациональности и предлагают пути управления ассортиментом, то есть разрабатывают ассортиментную политику, выбранную торговой организацией, формируя ассортимент.
Результаты проделанной работы необходимо представить в виде презентации.
Примерная структура презентации:
1. Наименование торгового предприятия, позиция на рынке (слово предоставляется руководителю отдела или предприятия).
2. Краткое описание целевого рынка: социально-демографический портрет покупателя (слово предоставляется руководителю отдела или предприятия).
3. Название и представление отдела (в случае гипермаркета), либо описание ассортиментного профиля для специализированного торгового предприятия (слово предоставляется товароведу).
4. Презентация анкеты по изучению покупательского спроса на товары выбранной категории (слово предоставляется маркетологам).
5. Рекомендации по изучению различных видов спроса для данного торгового предприятия (слово предоставляется маркетологам).
6. Анализ ассортимента по показателям широты, глубины, насыщенности, устойчивости, гармоничности и обновляемости (слово предоставляется товароведам).
7. Анализ качества и потребительских свойств товаров (слово предоставляется товароведам).
8. Характеристика поставщиков данного товара и каналов поставок (слово предоставляется коммерсантам).
9. Анализ товарного портфеля с точки зрения жизненного цикла товаров (слово предоставляется товароведам).
10. Рекомендации по выбору наиболее выгодных поставщиков (слово предоставляется коммерсантам).
11. Рекомендации по формированию спроса и стимулированию сбыта (слово предоставляется маркетологам).
12. Общие выводы по анализу деятельности торгового предприятия (отдела) и формированию ассортимента делает руководитель.
Критерии отметок:
-Слаженность работы команды;
-Качество разработанной анкеты;
-Качество изучения поставщиков;
-Качество исследования ассортимента;
-Практическая значимость коммерческих решений по формированию ассортимента;
-Качество презентации.
Методические указания
Тема призвана вооружить специалиста знаниями рациональной организации и управления хозяйственными связями между поставщиками и покупателями по поставке товаров народного потребления.
Специалисты должны хорошо представлять организацию и технологию заключения договоров купли-продажи с поставщиками и покупателями. Содержание договора поставки и значение отдельных условий договоров; осуществлять постоянный учет и контроль выполнения договоров и на этой основе добиваться их выполнения в интересах покупателей; при необходимости добиваться применения различных форм воздействия на производство, ассортимент и качество товаров.
Указанные знания должны основываться на детальном знании правовой и гражданской законодательной базы Республики Беларусь.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие хозяйственных связей в торговле.
2. Как регулируются хозяйственные связи между поставщиками и покупателями?
3. Какова роль договора поставки в регулировании хозяйственных связей?
4. Охарактеризуйте порядок заключения договора поставки.
5. Какой порядок изменения и расторжения договора поставки?
6. Назовите основные условия договора поставки.
7. Назовите основные разделы «Положения о поставках товаров в Республике Беларусь» и дайте их краткую характеристику.
8. Как изменилась роль заявок и заказов при организации хозяйственных связей в рыночных условиях?
Литература по теме:
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. –с.118-149.
1.Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.133-168.
Практическое занятие № 2
Практическое занятие № 3
Методические указания
Ранее изученная коммерческая работа по закупкам товаров является предпосылкой и условием для успешной работы по реализации товаров, приносящей торговому предприятию прибыль. Она обеспечивает не только получение прибыли, но и удовлетворение спроса конечных потребителей в товарах, т.е. потребностей населения в товарах и услугах.
Коммерческую работу по продаже товаров можно разделить на два этапа:
1) работа по оптовой продаже;
2) работа по розничной продаже.
Необходимо тщательно изучить суть каждого этапа, а также все формы оптовой торговли: ярмарочную, внеярмарочную, биржевую, аукционную и т.д.
Вопросы для самопроверки:
1. На какие этапы можно разделить коммерческую работу по оптовой продаже товаров?
2. В чем состоит содержание коммерческой работы по оптовой продаже товаров?
3. Назовите формы оптовой продажи товаров.
4. Назовите и охарактеризуйте методы оптовой продажи товаров.
5. Раскройте сущность оптовых торговых услуг и их роль в работе опта.
Литература по теме:
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. –с.180-183.
2. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.177-218.
Методические указания
Успех коммерческой деятельности во многом зависит от правильного и своевременного проведения рекламных мероприятий. Реклама - двигатель торговли. Высокий профессиональный уровень рекламных мероприятий требует глубокой практической подготовки. Необходимо знать особенности рекламы в розничной и оптовой торговле, психологические основы рекламы. Требования к составлению рекламных текстов, знать особенности различных рекламных средств, используемых для ознакомления покупателей с товаром. Коммерческие работники должны уметь правильно выбирать рекламные средства и рассчитывать их эффективность, знать технологию их применения с учетом законов восприятия.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие и сущность рекламной деятельности.
2. Роль и задачи рекламной деятельности в современных условиях.
3. Что понимают под классификацией рекламных средств?
4. Дайте характеристику основных рекламных средств.
5. Как рассчитать экономическую эффективность рекламных мероприятий?
6. Как рассчитать психологическую эффективность рекламы?
7. Кто занимается планированием рекламных мероприятий в розничной и оптовой торговле?
Литература по теме:
2. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − с.222-269.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется учащимися заочной формы обучения в межсессионный период и является отчетом о самостоятельной работе над учебной литературой. Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, учащийся должен внимательно прочитать задание согласно своему варианту, уяснить их объем и содержание, затем по учебной литературе тщательно изучить материал по соответствующим вопросам.
Выбор варианта домашней контрольной работы зависит от шифра учащегося.
Варианты контрольных работ содержат два теоретических вопроса и три практических задания. Ответы на теоретические вопросы должны быть конкретными, без лишних отступлений от темы поставленного вопроса, лаконичными. Не следует допускать дословного переписывания материала из учебника и учебных пособий. Ответы на практические задания следует формулировать исходя из изученного теоретического материала, раскрывая при этом суть практической ситуации.
Работу желательно оформлять в тонкой тетради. Её объем не должен превышать 12-14 листов. Писать работу нужно четким разборчивым почерком. Перед каждым ответом необходимо писать номер и формулировку вопроса. На листе следует оставлять поля для замечаний рецензента. В конце работы необходимо оставлять чистый лист для рецензии преподавателя. Контрольная работа, выполненная учащимся не по своему варианту, возвращается учащемуся без проверки не зачтенная. Без проверки могут быть возвращены работы, написанные неразборчивым почерком, оформленные небрежно.
На титульном листе следует привести название учебной дисциплины «Коммерческая деятельность», фамилию, имя, отчество учащегося, специальность, шифр учащегося.
В конце работы необходимо привести список использованной литературы в соответствии с общими правилами оформления библиографических данных. Контрольная работа подписывается учащимся с указанием даты её выполнения.
Выполненная контрольная работа высылается (сдается) в колледж на рецензирование в строгом соответствии с учебным графиком. Качество домашней контрольной работы оценивается словом «зачтено» и зависит от того, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендованная литература. Учащийся, получивший контрольную работу после проверки, тщательно знакомится с рецензией преподавателя и с учетом замечаний, рекомендаций дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний.
Не зачтенная контрольная работа возвращается с рецензией, содержащей рекомендации к устранению недостатков. Повторное выполнение контрольной работы производится в той же тетради, без переписывания правильно выполненной части задания с учетом замечаний и рекомендаций рецензента (либо выполняется повторно по варианту, предложенному в рецензии преподавателем) и высылается (сдается) на проверку вместе с неудовлетворительно выполненной работой.
Зачтенная работа предъявляется экзаменатору во время обязательной контрольной работы. Без зачтенной работы учащийся к обязательной контрольной работе не допускается.
ЗАДАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Сформулируйте содержание договора поставки.
2. Дайте понятие оптовой ярмарки. Классифицируйте ярмарки. Расскажите об организации продажи товаров на оптовых ярмарках.
3. Согласно договору № 67 от 05.01.с.г. оптовое предприятие Гомельского РПС должно поставить магазину «Машеровский» товар на сумму 2 млн. руб. Фактически было поставлено товара на сумму 1 млн. 500 тыс. руб. Проанализируйте, какие права имеет получатель в данном случае? Ответ обоснуйте.
Вариант 2
1. Дайте определение договору поставки, укажите порядок его заключения, изменения и расторжения.
2. Сформулируйте основные задачи развития организационных форм оптовой торговли. Поясните внеярмарочную форму оптовой торговли.
3. Универсаму необходимо провести закупку товаров в текущем году. Коммерческий отдел занимается сбором и обработкой информации, необходимой для закупки товаров. Проанализируйте, какую информацию необходимо собрать торговому предприятию. Какие требования предъявляются к информации?
Вариант 3
1. Охарактеризуйте виды договоров, применяемых торговыми предприятиями при осуществлении коммерческой деятельности.
2. Дайте понятие складской и транзитной формы оптовой продажи товаров, охарактеризуйте их, покажите преимущества и недостатки.
3. Вы являетесь директором крупного торгового предприятия. Ваше предприятие ведет коммерческую работу со многими промышленными предприятиями, с оптовыми предприятиями, зарубежными фирмами. Ассортимент товаров широк и разнообразен, хорошо удовлетворяется спрос покупателей. Предприятие имеет высокие экономические показатели по товарообороту, прибыли. С целью защиты своих коммерческих интересов вы решили засекретить ряд сведений. Проанализируйте, какие сведения можно отнести к коммерческой тайне? Как можно обеспечить защиту коммерческой тайны?
Вариант 4
1. Дайте понятие хозяйственных связей в торговле. Классифицируйте хозяйственные связи. Укажите основные нормативные документы, применяемые при установлении хозяйственных связей.
2. Проанализируйте основные этапы оптовых закупок. Охарактеризуйте факторы, учитываемые при оптовых закупках товаров.
3. Универмаг «Беларусь» в целях изучения покупательского спроса проводит рекламные мероприятия. Поясните, какие методы изучения покупательского спроса могут использовать работники универмага для изучения различных видов спроса.
Вариант 5
1. Сформулируйте роль и функции торговых переговоров, укажите основные стадии переговорного процесса.
2. Поясните, какие услуги могут оказывать оптовые предприятия розничной торговой сети.
3. Торговое предприятие планирует увеличить товарооборот на 30%. Для этой цели необходимо провести дополнительную закупку товаров. На совещании зам. директора по коммерческой работе поручил товароведам провести комплексное исследование рынка. Укажите, по каким направлениям следует вести сбор информации.
Вариант 6
1. Укажите и охарактеризуйте заключения договора поставки на основе свободного волеизъявления сторон.
2. Расскажите о планировании рекламно-информационной деятельности на торговом предприятии.
3. Универсам согласно договору № 125 от 10.02 с.г. должен получить в октябре с.г. 100 наборов для пикника по цене 25 тыс. рублей. В набор входят: 4 вилки, 4 ложки чайные, 4 ложки десертные, 4 ножа, 8 тарелок, бумажная скатерть 1,5х2 метра, упаковка бумажных салфеток, 4 стакана. Все товары, входящие в комплект должны быть упакованы в плетеную корзинку. 11 ноября по накладной № 00015 от 11.11.с.г. в магазин поступило 100 наборов по цене 25 тыс. рублей. При приемке товара установлено, что в наборах отсутствуют скатерти. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Укажите, какие права имеет потребитель в данном случае? Ответ обоснуйте.
Вариант 7
1. Укажите функции и задачи, стоящие перед коммерческим отделом.
2. Расскажите о выборе поставщиков и каналов продвижения товаров на рынок.
3. Торговое предприятие находится в центральном районе города. Магазин реализует в основном группу продовольственных товаров и товары бытовой химии. За последние 3 года в районе деятельности магазина построено 6 жилых домов, школа и спортивный центр. Следует ли задуматься об изменении ассортимента? Определите, какие факторы будут оказывать влияние на изменение товарного рынка в данном районе и проанализируйте их.
Вариант 8
1. Дайте понятие коммерческой тайны. Укажите сведения, составляющие коммерческую тайну, и сведения, которые не относятся к коммерческой тайне. Сформулируйте способы защиты коммерческой тайны.
2. Дайте понятие закупочной работы. Расскажите о значении и содержании закупочной работы в оптовой торговле. Назовите источники оптовых закупок.
3. За последние 3 месяца в супермаркете на 20% снизился спрос на товары, что привело к увеличению товарных запасов, снижению товарооборота и прибыли. Торговому отделу поручено найти пути увеличения объема товарооборота. Найдите пути решения данной проблемы.
Вариант 9
1. Поясните, какую информацию о конкурентной среде следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
2. Поясните организацию продажи товаров на оптовых рынках. Укажите роль и функции торговых домов в организации оптовой продажи товаров.
3. Торговое предприятие получило от фирмы «Торекс» предложение (оферту) на поставку определенной партии товара. Проанализируйте ситуацию, укажите, какие условия должна содержать твердая оферта. Как поступит торговое предприятие, если оно согласно с условиями оферты? Ответ обоснуйте.
Вариант 10
1. Поясните, какую информацию о требованиях рынка к товару следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
2. Раскройте простую и сложную структуру заключения договора поставки на основе Госзаказа.
3. Универмаг к Новому году проводит рекламную акцию. На совещании у коммерческого директора товароведам поручено разработать план рекламных мероприятий. Разработайте такой план. Охарактеризуйте основные рекламные средства, которые на Ваш взгляд смогут принести предприятию дополнительные прибыли.
Вариант 11
1. Дайте анализ информации о потенциальных возможностей торгового предприятия при комплексном исследовании рынка.
2. Расскажите, как происходит обоснование объемов и структуры оптовых закупок.
3. Согласно договору №52 от 12.09.2010 в отдел «Хозяюшка» универсама должны в первом квартале 2010 поставить следующие товары:
- изделия из пластмассы на суммы 1 млн. руб.;
- посуда металлическая в ассортименте на сумму 2 млн. руб.
По накладной №12387 от 20.03.2010 поставлено изделий из пластмассы на сумму 3 млн. руб. Укажите, какие нарушения допустил поставщик в данном случае? Какие права имеет покупатель в данном случае? Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий договора?
Вариант 12
1. Поясните, какую информацию о покупателях и мотивах покупок следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
2. Дайте понятие об ассортименте и торговой номенклатуре. Классифицируйте торговый ассортимент. Поясните, в чем состоит отличие торгового ассортимента и производственного.
3. Универмаг ЦУМ «Минск» заключает договор с ЧП Ивановым И.Р. на поставку ряда товаров производства республики Польша на сумму 25 миллионов рублей. Разработайте основные условия договора.
Вариант 13
1. Дайте понятие коммерческой информации, и укажите требования к ней. Классифицируйте коммерческую информацию.
2. Сформулируйте методы изучения спроса розничными торговыми предприятиями.
3. Универмаг имеет с предприятием «Торгтрест» договор на поставку товара в текущем году. 06.06.с.г. поставлен товар на сумму 4,5 млн. руб. При приемке товара установлено, что товар на сумму 2 млн. рублей имеет истекший срок годности. Проанализируйте ситуацию и определите, какие права имеет в данном случае покупатель.
Вариант 14
1. Сформулируйте систему показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
2. Дайте определение рекламы. Классифицируйте рекламу по психологическому воздействию.
3. Универсаму необходимо провести закупку товаров в текущем году. Коммерческий отдел занимается сбором и обработкой информации, необходимой для закупки товаров. Проанализируйте, какую информацию необходимо собрать торговому предприятию. Какие требования предъявляются к информации?
Вариант 15
1. Поясните, когда возникает коммерческий риск. Охарактеризуйте виды риска и укажите способы его уменьшения.
2. Классифицируйте виды и средства рекламы, дайте им краткую характеристику.
3. База «Торгодежда» сотрудничает со многими розничными предприятиями Минска и Минской области. Однако в последнее время товарооборот оптового предприятия значительно снизился. На совещании у коммерческого директора было решено расширить сферу услуг розничной торговой сети. Укажите, какие услуги может предложить оптовая база «Торгодежда» розничным торговым предприятиям?
Вариант 16
1. Проанализируйте факторы, определяющие коммерческий успех.
2. Сформулируйте методы изучения спроса розничными торговыми предприятиями.
3. Промышленное предприятие «Бонус» и Гродненский ОПС заключают договор на поставку товара в следующем календарном году. Предприятие «Бонус» направило Гродненскому ОПС проект договора. В пункте 3 «Сроки и порядок поставки» указано:
3.1. Отгрузка товара осуществляется железнодорожным транспортом 1 раз в квартал.
3.2. Минимальная норма отгрузки 1 вагон.
3.3. Поставка товара в количестве менее минимальных норм не осуществляется.
Гродненский ОПС данная редакция п.3 не устраивает, так как более целесообразно получать товар равномерно, с разбивкой по месяцам, кроме того, следует учесть, что облпотребсоюз имеет свой транспорт и может получать товар самовывозом. Разработайте протокол разногласий по данному пункту.
Вариант 17
1. Перечислите этапы коммерческой деятельности. Раскройте их содержание.
2. Охарактеризуйте основные документы, применяемые при исполнении договоров поставки.
3. Универмаг заключил договор с изготовителем на поставку партии товара во втором квартале. При приемке товара на складе получателя установлено, что 50 % товара по качеству не соответствует требованиям нормативно-технической документации. Укажите, какие права имеет покупатель в данном случае? Ответ обоснуйте.
Вариант 18
1. Проанализируйте принципы и тенденции развития коммерческой работы при рыночных отношениях.
2. Поясните, как осуществляется контроль исполнения договора поставки.
3. Товаровед магазина «Горизонт-2000» планирует закупку телевизоров на следующий календарный год у промышленного предприятия «Горизонт». Составьте схему основных этапов процесса оптовых закупок у поставщика.
Вариант 19
1. Дайте понятие хозяйственных связей в торговле. Классифицируйте хозяйственные связи. Укажите основные нормативные документы, применяемые при установлении хозяйственных связей.
2. Поясните, как осуществляется планирование рекламной деятельности торговых предприятий. Охарактеризуйте способы оценки эффективности рекламных мероприятий.
3. В старом районе, после ремонта открывается магазин по продаже различных групп товаров. Товароведам необходимо сформировать ассортимент товаров. Какие методы формирования ассортимента Вам известны? Проанализируйте, какие из них должны применить товароведы при формировании ассортимента в данной ситуации?
Вариант 20
1. Дайте понятие об ассортименте и торговой номенклатуре. Классифицируйте торговый ассортимент. Поясните, в чем состоит отличие торгового ассортимента и производственного.
2. Сформулируйте задачи, решаемые при оформлении витрин. Укажите принципы оформления витринной выставки.
3. Универсам согласно договору № 125 от 10.02 с.г. должен получить в октябре с.г. 100 наборов для пикника по цене 25 тыс. рублей. В набор входят: 4 вилки, 4 ложки чайные, 4 ложки десертные, 4 ножа, 8 тарелок, бумажная скатерть 1,5х2 метра, упаковка бумажных салфеток, 4 стакана. Все товары, входящие в комплект должны быть упакованы в плетеную корзинку. 11 ноября по накладной № 00015 от 11.11.с.г. в магазин поступило 100 наборов по цене 25 тыс. рублей. При приеме товара установлено, что в наборах отсутствуют скатерти. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Укажите, какие права имеет потребитель в данном случае? Ответ обоснуйте.
Вариант 21
1. Сформулируйте факторы, определяющие формирование ассортимента торговых предприятий.
2. Проанализируйте значение витрин в рекламной деятельности магазинов. Классифицируйте витрины.
3. Универсам по договору № 0076 от 12.05.с.г. должен получить в марте текущего года от базы «Хозторг» следующие товары:
- порошок «Дося» на сумму 500 тыс. руб.;
- пасту «Пемолюкс» на сумму 700 тыс. руб.;
- усилитель порошка «Босс» на сумму 300 тыс. руб.;
- жидкое мыло для посуды на сумму 200 тыс. руб.
На 01.04.с.г. поставлено:
- усилитель порошка «Босс» на сумму 700 тыс. руб.;
- паста «Пемолюкс» на сумму 700 тыс. руб.
Проанализируйте ситуацию и укажите, какие права имеет покупатель в данном случае? Ответ обоснуйте.
Вариант 22
1. Сформулируйте принципы и этапы формирования ассортимента.
2. Укажите основные виды покупательского спроса, дайте им характеристику.
3. Минский РПС получил от фирмы «Чинар» предложение (оферту) на поставку товаров народного потребления в текущем году. Как должны поступить работники коммерческого отдела РПС? Примечание: следует рассмотреть все возможные варианты.
Вариант 23
1. Дайте понятие коммерческой тайны. Перечислите способы защиты коммерческой тайны на торговых предприятиях.
2. Проанализируйте методы формирования ассортимента розничными торговыми предприятиями. Укажите преимущества и недостатки каждого из них.
3. При анализе эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия было выявлено, что необходимо повысить его конкурентоспособность. Укажите, по каким направлениям следует вести сбор информации для того, чтобы обеспечить предприятию стабильное положение на розничном рынке.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Дайте понятие коммерческой деятельности. Определите сущность и задачи коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
2. Назовите этапы коммерческой деятельности. Раскройте их содержание.
3. Дайте понятие коммерческого риска. Рассмотрите виды риска и назовите способы его уменьшения.
4. Дайте понятие коммерческой информации. Классифицируйте коммерческую информацию и назовите требования, предъявляемые к ней.
5. Проанализируйте, какую информацию о покупателях и мотивах покупок следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
6. Проанализируйте, какую информацию о требованиях рынка к товару следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
7. Проанализируйте, какую информацию о конкурентной среде следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
8. Проанализируйте, какую информацию о спросе и предложении следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
9. Проанализируйте, какую информацию о потенциальных возможностях торгового предприятия следует собрать коммерческим работникам при комплексном исследовании рынка.
10. Дайте понятие коммерческой тайны. Рассмотрите способы защиты коммерческой тайны.
11. Проанализируйте основные факторы и показатели, характеризующие изменение рынка товаров (демографические, экономические, научно- технические, бытовая и потребительская культура населения, социально-психологические).
12. Дайте понятие спроса. Охарактеризуйте виды покупательского спроса.
13. Назовите и охарактеризуйте методы изучения спроса розничными торговыми предприятиями.
14. Дайте понятие об ассортименте и торговой номенклатуре. Охарактеризуйте факторы, определяющие формирование ассортимента.
15. Назовите методы формирования ассортимента товаров, дайте их характеристику. Проанализируйте недостатки и преимущества каждого из методов.
16. Дайте понятие хозяйственных связей. Классифицируйте хозяйственные связи в торговле. Охарактеризуйте источники закупки товаров в торговле.
17. Проанализируйте содержание договора поставки.
18. Расскажите о порядке заключения договора поставки на основе инициативы и обоюдного согласия сторон.
19. Проанализируйте, как осуществляется контроль исполнения договора поставки.
20. Назовите и охарактеризуйте основные документы, применяемые при исполнении договоров поставки.
21. Дайте понятие закупочной работы. Расскажите о значении и содержании закупочной работы в оптовой торговле. Назовите источники оптовых закупок.
22. Проанализируйте особенности продажи товаров со склада. Назовите преимущества и недостатки данного метода.
23. Проанализируйте особенности продажи товаров через аукционы.
24. Дайте понятие оптовой ярмарки. Классифицируйте ярмарки. Расскажите о порядке организации продажи товаров на оптовых ярмарках.
25. Дайте понятие оптового рынка. Расскажите о порядке продажи товаров на оптовых рынках.
26. Дайте понятие торгового дома. Охарактеризуйте функции торговых домов.
27. Дайте понятие рекламы в торговле. Назовите основные задачи рекламы и рассмотрите виды рекламы по психологическому воздействию.
28. Охарактеризуйте основные виды и средства рекламы.
29. Дайте понятие торговой витрины. Классифицируйте витрины и расскажите об особенностях их устройства и оформления.
30. Проанализируйте экономическую и психологическую эффективность рекламы. Расскажите об особенностях планирования рекламной деятельности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. − 2-е изд.− Минск: Выш. шк., 2008. − 352 с.
2. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. − Минск: БГЭУ, 2009. − 317 с.
3. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина Т.К. − М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. − 580 с.
4. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 248 с.
Дополнительная:
1. Бузукова, Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. — СПб.: Питер, 2007. —176 с.
2. Бузукова, Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / под ред. С.В. Сысоевой. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
3. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, — Минск: Выш. шк., 2010. — 286 с.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь. — 3-е изд., с изм. и доп. — Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2006.
5. Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» от 13 июля 2012 г.№ 419-З.
6. Положение «О поставках товаров в Республике Беларусь» - Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь" от 08.07.1996 г. № 444 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.10.2011г. №1357).
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению
для учащихся заочной формы обучения 3 курса
для специальности 2-27 01 01 «Экономика и организация производства »
Составил: Окунева О.А., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии организационно-технических дисциплин
Протокол№ ________ ______ 20__г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии Хмельницкая И.Н.
Минск
2018
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 |
Примерный тематический план………………………………………… | 4 |
Программа………………………………………………………….......... | 6 |
Краткий курс ……………………………………………………………. Введение …………………………………………………………… Тема 1. Сущность и роль коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг …………………………………………………….. | 19 19 19 |
Тема 2. Коммерческая информация……………………………… | 20 |
Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли ……………………………………………. | 21 |
Тема 4. Формирование ассортимента в торговле………………… | 22 |
Тема 5. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров………………………………………………………………. | 25 |
Тема 7. Организация закупочной работы………………………… | 29 |
Тема 8. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров……. | 30 |
Тема 9. Рекламно-информационная работа………………………. | 31 |
Методические рекомендации по выполнению домашней контроль - ной работы……………………………………………………………….. | 33 |
Задания домашней контрольной работы и методические указания по ее выполнению…………………………………………………………… | 36 |
Перечень вопросов для подготовки к ОКР…………………………….. | 43 |
Критерии оценки результатов……………………………………........... | 45 |
Используемая литература……………………………………………….. | 48 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по курсу «Коммерческая деятельность» разработаны для учащихся заочного отделения в помощь самостоятельного изучения ими вопросов, связанных с организацией коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Коммерческая деятельность возникает всегда, когда происходит процесс купли-продажи. Переход к рыночным отношениям требует освоения новых принципов и методов коммерческой деятельности, что значительно повышает роль данной дисциплины при подготовке специалистов для работы в рыночной экономике.
Цель дисциплины – ознакомить учащихся с процессами, совершаемыми при обмене, купле-продаже товаров, дать знания о методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях их подготовки, оформления, этапах исполнения и эффективности их применения.
Задачи изучения дисциплины – освоение учащимися теоретических и прикладных знаний о сущности и содержании коммерческой деятельности, определение путей повышения ее эффективности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать на уровне представления:
- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие коммерческую деятельность;
- систему и основные этапы государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования;
содержание, принципы, задачи коммерческой деятельности;
Знать на уровне понимания:
- структуры и формы коммерческой деятельности ;
- планирование и организацию коммерческой деятельности торгового объекта;
- задачи и функции специалистов коммерческой службы;
- источники и методы получения коммерческой информации;
- методы осуществления коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг;
- организацию хозяйственных связей;
- формирование конкурентоспособного ассортимента в соответствии с позицией и форматом торгового предприятия;
-организацию закупочной работы;
-коммерческую работу по оптовой продаже товаров;
-организацию рекламно-информационной работы торгового объекта.
уметь:
-применять правовые нормы, регламентирующие организацию и ведение коммерческой деятельности;
- организовывать и планировать закупку и сбыт товаров в целях удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
- обосновывать поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для осуществления процесса купли-продажи;
- организовать и управлять продажей-сбытом и сервисом в сфере торгово-посреднического бизнеса;
- прогнозировать и вести оперативный учет рыночных изменений и факторов, влияющих на коммерческую деятельность и запросы потребителей;
-составлять различные виды договорной документации;
- принимать обоснованные решения в ситуациях, реально приближенных к действительности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны быть готовы для выполнения следующих профессиональных функций:
- участвовать в подготовке проектов договоров с поставщиками товаров;
- участвовать в подготовке коммерческих предложений и проектов договоров с покупателями;
- участвовать в проведении маркетинговых мероприятий;
- осуществлять учет и контроль за ходом выполнения договорных обязательств по приобретению и реализации товаров и услуг, оформлять документы, связанные с их поставкой;
- участвовать в осуществлении экономического анализа коммерческой деятельности организации или ее структурного подразделения, подготовки оперативной, статистической отчетности;
- участвовать в подготовке материалов по разрешению хозяйственных споров;
- участвовать в подготовке и формированию баз данных экономической информации;
- участвовать в разработке и внедрении мероприятий по обеспечению режима экономии.
Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Организация и технология торговли», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Экономика организации» и др.
Основным методом изучения курса является самостоятельная работа над учебным материалом. Практические занятия предусматривают решение различных ситуаций с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков по соответствующим темам предмета.
По окончанию изучения учебного материала учащиеся должны выполнить одну домашнюю контрольную работу и сдать экзамен.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине «Коммерческая деятельность»
Специальность 2-27 01 01 «Экономика и организация производства»
Заочное отделение
Раздел | Количество учебных часов | Время на самостоя тельную работу учащихся | ||||
Тема | Дневное | Заочное | В том числе занятия | |||
установо-чные | обзор- ные | практи- ческие | ||||
Введение | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 1. Сущность и роль коммерческой деятельности на на рынке товаров и услуг | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 2. Коммерческая информация | 6 | 2 | 2 | 4 | ||
Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли | 8 | - | 8 | |||
Тема 4. Формирование ассортимента в торговле Практическое занятие №1 Принятие коммерческих решений по формированию ассортимента | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | |
Тема 5. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров Практическое занятие №2 Анализ практических ситуаций, возникающих при поставках товаров народного потребления | 20 | 4 | 2 | 2 | 16 | |
Тема 6. Организация закупочной работы. Практическое занятие№3 Выбор потенциального поставщика товара | 8 | 2 | 2 | 6 | ||
Тема 8. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров | 18 | - | 18 | |||
Тема 9. Рекламно-информационная работа | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
итого | 90 | 16 | 1 | 9 | 6 | 74 |
Филиал Учреждения образования
«Белорусский государственный экономический университет»
«Минский торговый колледж»
УТВЕРЖДАЮ Ректор Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» __________________ В.Н. Шимов «______» _____________ 2016 г. Регистрационный № УД- _______/баз. |
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебная программа по учебной дисциплине
для специальности 2-25 01 10 « Коммерческая деятельность(по направлениям специальности 2-25 01 10 -02 « Коммерческая деятельность»(товароведение)»(специализации 2-25 01 10 -02 32 «Товароведение продовольственных товаров», 2-25 01 10 -02 33 «Товароведение непродовольственных товаров»)
по интегрированному обучению
2016
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Коммерческая деятельность», по специальности 2-25 01 10 « Коммерческая деятельность, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30.04.2009 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
доцент кафедры экономики промышленных предприятий учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
Хмельницкая И.Н. преподаватель высшей категории филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономики промышленных предприятий учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол № _____от _____________)
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол № _____ от ____________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучается учащимися специальности "Коммерческая деятельность" и призвана содействовать формированию специалистов, способных осуществить свою деятельность в условиях рыночной экономики.
Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Организация и технология торговли», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Экономика организации» и др.
Цель дисциплины – ознакомить учащихся с процессами, совершаемыми при обмене, купле-продаже товаров, дать знания о методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях методах и подходах организации коммерческих операций, особенностях их подготовки, оформления, этапах исполнения и эффективности их применения.
Задачи изучения дисциплины – освоение учащимися теоретических и прикладных знаний о сущности и содержании коммерческой деятельности, определение путей повышения ее эффективности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать на уровне представления:
- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие коммерческую деятельность;
- систему и основные этапы государственного регулирования деятельносту субъектов хозяйствования;
содержание, принципы, задачи коммерческой деятельности;
Знать на уровне понимания:
- структуры и формы коммерческой деятельности;
- планирование и организацию коммерческой деятельности торгового объекта;
- задачи и функции специалистов коммерческой службы;
- источники и методы получения коммерческой информации;
- методы осуществления коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг;
- организацию хозяйственных связей;
- формирование конкурентоспособного ассортимента в соответствии с позицией и форматом торгового предприятия;
-организацию закупочной работы;
-коммерческую работу по оптовой продаже товаров;
-организацию рекламно-информационной работы торгового объекта.
уметь:
-применять правовые нормы, регламентирующие организацию и ведение коммерческой деятельности;
- организовывать и планировать закупку и сбыт товаров в целях удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
- обосновывать поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для осуществления процесса купли-продажи;
- организовать и управлять продажей-сбытом и сервисом в сфере торгово-посреднического бизнеса;
- прогнозировать и вести оперативный учет рыночных изменений и факторов, влияющих на коммерческую деятельность и запросы потребителей;
-составлять различные виды договорной документации;
- принимать обоснованные решения в ситуациях, реально приближенных к действительности.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны быть готовы для выполнения следующих профессиональных функций:
- участвовать в подготовке проектов договоров с поставщиками товаров;
- участвовать в подготовке коммерческих предложений и проектов договоров с покупателями;
- участвовать в проведении маркетинговых мероприятий;
- осуществлять учет и контроль за ходом выполнения договорных обязательств по приобретению и реализации товаров и услуг, оформлять документы, связанные с их поставкой;
- участвовать в осуществлении экономического анализа коммерческой деятельности организации или ее структурного подразделения, подготовки оперативной, статистической отчетности;
- участвовать в подготовке материалов по разрешению хозяйственных споров;
- участвовать в подготовке и формированию баз данных экономической информации;
- участвовать в разработке и внедрении мероприятий по обеспечению режима экономии.
Проведение практических занятий должно способствовать закреплению теоретических знаний и развитию умений составлять договоры поставки и другие виды коммерческих документов, анализировать практические ситуации, возникающие в коммерческой работе, составлять планы рекламных мероприятий, рассчитывать эффективность рекламных средств. Практические занятия-экскурсии, включенные в программу, рассчитаны на работу в течение 4 учебных часов и позволяют учащимся увидеть за словом его конкретное содержание, уточняют, дополняют и конкретизируют знания, полученные в аудитории и при самостоятельной работе с учебником.
В программе сформулированы цели изучения каждой темы, на основе характеристики деятельности обучаемого и уровней усвоения содержания изучаемого материала, прогнозируются конкретные результаты достижения этих целей.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема учебной программы | Количество часов | ||
всего | В том числе семинарские, практические занятия |
| ||
1. | Введение | 2 | ||
2. | Сущность и роль коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг | 2 | ||
3. | Коммерческая информация | 6 | 2 | |
4. | Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры торговли | 8 | 4 | |
5. | Формирование ассортимента в торговле | 10 | 4 | |
6. | Организация хозяйственных связей по поставкам товаров | 20 | 10 | |
7. | Организация закупочной работы Обязательная контрольная работа | 7 1 | 2 | |
8. | Коммерческая работа по оптовой продаже товаров | 18 | 8 | |
9. | Рекламно-информационная работа | 16 | 10 | |
Итого | 90 | 40 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
1 | 2 | 3 |
Познакомить со структурой учебной дисциплины, ее задачами и взаимосвязью с другими дисциплинами и ролью на современном этапе. Сформировать представление о предмете, задачах, о понятиях, используемых в коммерческой деятельности. | Введение Предмет и задачи дисциплины «Коммерческая деятельность». Связь её с профилирующими дисциплинами: экономикой торговли, товароведением, маркетингом, менеджментом, бухгалтерским учётом, торговым оборудованием и др. Роль дисциплины в формировании специалиста. Понятие коммерческой деятельности как рыночной категории. | Ориентируется в системе основных понятий и категорий учебной дисциплины. |
Тема 1. Сущность и роль коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Дата: 2019-02-02, просмотров: 318.