Понятие, задачи и виды ревизии финансово-хозяйственной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время формируется концепция государственного финансового контролях. Она должна восполнить правовые пробелы в определении понятий и требований к порядку проведения ревизии и проверки и оформления их результатов. Вместе с тем определение понятия ревизии должно быть единым и им обязаны руководствоваться все контролирующие органы. Одним из форм финансового контроля является ревизия. Значение ревизии определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются со значительными нарушениями. Поэтому без проведения ревизии задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.

    Р евизия – как формы бюджетного контроля, представляющей собой комплекс взаимосвязанных методов проверок, оценку состояния финансовой дисциплины, сохранности государственной собственности, определение достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для выявления нарушений и хищений в финансовой деятельности ревизуемого объекта

Термин «ревизия» в научных публикациях рассматривается с позиции техники проведения ревизии. Это лишь одна сторона ревизии. Следует отметить, что методика проведения ревизии подгонялась к законодательству и менялась в соответствии с изменениями в нормативно-правовых актах.

Стандарты ревизии регламентируют её технику, определяя методику ревизии в строго определённых границах. В свою очередь граница ревизии рождает обвинительный характер.

Ревизия является инструментом принуждения объекта к выполнению действий. Ревизия в процессе проведения либо на заключительном этапе должна дать объекту обоснованные рекомендации.

Термин «ревизия» целесообразно рассматривать как комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности, в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, содержащая рекомендации по эффективному и целевому распределению и использованию денежных и материальных ресурсов федерального бюджета.

Цель ревизии – это определение правомерности нормативно-правовым актам, эффективности и экономичности, целевого использования средств федерального бюджета, а также материальных ценностей.

Основные задачи ревизии представлены ниже (см. схему)

 

Основные задачи ревизии
 
– проверка правомерности и рациональности использования денежных средств, товарно-материальных ценностей, получаемых за счет федерального бюджета;
– выполнение обязательств перед государственным бюджетом, налоговыми и финансовыми органами;
– разработка предложений по более эффективному и экономному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, сокращения непроизводительных расходов и потерь;
– выявление и профилактика хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей, их порчи, утрат, бесхозяйственности, других негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
– проверка соответствия требованиям нормативно правовых актов документального оформления хозяйственных и финансовых операций, постановка и ведения бухгалтерского учета, достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
– принятие мер по привлечению должностных лиц, виновных в причинении ущерба, к ответственности и возмещении ими причиненного ущерба, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Схема: основные задачи ревизии

Функции ревизии представлены далее (см. схему)

Не вызывает сомнения, что функции и задачи финансово-экономической ревизии, обуславливают цель ревизии.


ФУНКЦИИ

 

1) информационная; с её помощью ревизор своевременно получает сведения о состоянии процесса выполнения принятых решений);
2) аналитическая; (ревизия влияет на оценку складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки);
3) организационная; (заключается в том, что с помощью ревизии и на основе ее результатов осуществляются необходимые меры по устранению выявленных недостатков).

    Схема: функции ревизии в системе МВД России

Объектами ревизии является финансово-хозяйственная деятельность организации.

    Субъектами ревизии выступают контролирующие органы.

Большое значение при этом имеет правильная классификация ревизий, позволяющая качественно и эффективно организовывать ревизию. Правильная классификация ревизии предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования субъектов ревизии.

Классификация ревизий рассмотрена многими авторами, такими как М.И. Баканов, Н. Ильичева, Е.А., Н.И. Химичева, А.А. Шеремет.

Исходя из субъектов и характера контрольной деятельности, выделяется ведомственная и вневедомственная ревизия. Несмотря на то, что деятельность контрольно-ревизионных органов, в основном происходит в рамках ревизии бюджетных организаций. Исходя из характера контрольной деятельности, вневедомственная ревизия имеет место быть, и является неотъемлемой частью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации (например: оказание помощи в проведении ревизии взаимодействующим организациям).

По полноте охвата хозяйственной деятельности
субъекта различают ревизии полные и выборочные, комплексные. М.Е. Каратонов считает, что проверка может быть только выборочной по отдельным вопросам в финансовой и хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов (например, проверка целевого использования бюджетных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности) Мы придерживаемся позиции, что полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии различают полные и выборочные, комплексные. Полные ревизии предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, выборочная – отдельных сторон или участков этой деятельности либо определенных статей затрат, например, проверка материально-товарных ценностей. Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии, которые включают проверку всех участков и сторон деятельности ревизуемой организации. Комплексная ревизия невозможна без привлечения узкоспециальных специалистов с целью взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации при участии в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике
деятельности организации по широкому кругу вопросов.

По отношению к плану выделяют плановые и внеплановые ревизии. Плановые ревизии предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности подразделениях и финансовой дисциплины, злоупотреблениях, и проводятся только на основание предписания непосредственного руководителя.

По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Сплошные ревизии предполагают проверку всех операций и данных на определенном объекте деятельности ревизуемого учреждения и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии обычно подвергаются кассовые операции и банковские.

Нам хотелось бы отметить, что сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет выявить большее количество недостатков и нарушений, чем выборочная. При выборочных ревизиях проверяется часть документов на выборку за определенный период. Обычно проверке подвергаются наиболее проблемные финансово-хозяйственные операций: последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, проверка госконтрактов, материальных ценностей. Мы считаем, что сплошная и выборочная ревизия взаимосвязаны, выборочная ревизия при значительных финансовых нарушениях перестаёт в сплошную ревизию.

По очередности исследования одних и тех же документов, различают первичные и повторные ревизии.

По характеру проверяемого материала ревизия может быть фактической и документальной. Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. Фактическая ревизия предполагает проверку не только документов, но и наличия денег, ценных бумаг и материальных ценностей. В процессе фактической ревизии проводится инвентаризация материальных ценностей, проверяется состояние материальных и вещевых складов, производятся подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные обмеры на строительстве, выполняются другие необходимые действия.

Для проведения фактической ревизии главное – фактор внезапности. Поскольку невозможно получить объективные данные, например, при инвентаризации складских помещений или кассы, если должностные лица будут информированы заранее о готовящейся ревизии. Кроме того, нельзя провести одно и то же контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос и т.д.) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени. При повторной проверке результат будет другим, и она уже будет не повторной (как при документальной ревизии), а новой, что лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.

Обобщив вышесказанные, мы считаем обоснованным сказать, что, имеющий место факт отсутствия законодательного закрепления классификации ревизии, что дает простор развитию противоречий между субъектами ревизии, в данном случае самодеятельности в организации ревизии. С помощью изучения вопросов классификации ревизии субъектам ревизии при проведение ревизии понимается сущность ревизии, её свойства и особенности, а в последствии достигается цель ревизии, по обеспечению правомерного, целевого и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, профилактики бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и имущества, формирования достоверной и полной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России.

 




Планирование проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности

Планирование ревизии происходит на основание годового плана. Годовой план формируется в конце отчетного года следующим за текущим.

Годовой план составляются на предстоящий календарный год и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Годовой план характеризуются большой детализацией. Годовой план составляется ежеквартально. Присоставлении годового плана должен учитывается график отпусков, список работников, направляемых на курсы повышения квалификации, планы проведения совещаний, семинаров.

При планировании контрольно-ревизионной работы следует предусмотреть равномерную загрузку работников ревизионного аппарата. В среднем на одного ревизора планируется около 8 ревизий (примерно две трети рабочего времени), остальное время отводится на подготовку к ревизиям, учебу, участие в семинарах и др.

Годовые планы составляются в общепринятом порядке и утверждаются руководителем, в непосредственном подчинении которого находится штатное ревизионное подразделение.

Составлению годовых планов ревизий должно предшествовать типовое решение относительно периодичности выполнения ревизий. Например, согласно ведомственному стандарту периодичность ревизии в подразделениях МВД России составляет один раз в два года.

 Практика показывает, что указанную периодичность можно варьировать. Например, для подразделений, зарекомендовавших себя в течение многих лет с положительной стороны, целесообразно продлить периодичность ревизий до трех лет. Это позволит высвободить рабочее время для проведения ревизий проблемным процессам, что, в свою очередь, обеспечит повышение результативности ревизионной деятельности. Кроме того, целесообразно дополнить годовой план внезапными ревизиями, что также будет способствовать повышению качества ревизий. Качественный уровень планирования ревизионной деятельности можно заметно повысить, если привлечь к этой работе специалистов службы собственной безопасности, поскольку упомянутая служба может располагать оперативной специальной информацией о предполагаемых хищениях и финансовых нарушений в использовании бюджетных средств. В таблице 2 приведен пример годового плана ревизий финансово-хозяйственной деятельности.

 

 


«Утверждаю»

Начальник организации

 

«____» ____________ 2016 года

 

 

Годовой план

проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности

на 2017 год

 

№ п/п Наименование организаций, подлежащих проверке Подлежащей проверке объем финансирования Дата последней ревизии Кем проводилась последняя ревизия Контрольно-ревизионное подразделение, производящее ревизию Примечание
1 2 3 4 5 6 7

1 квартал

1 Волгоградская бюджетная организация   01.06.14 01.10.15   КРО  
2 Средневолжская бюджетная организация   01.01.15   КРО  

2 квартал

3 Казанская бюджетная организация   01.08.15   КРО  
4 Чувашская бюджетная организация   01.04.15   КРО  
5 Ижевская бюджетная организация   01.09.15   КРО  

 

Продолжение таблицы

3 квартал

6 Нижегородская бюджетная организация   01.12.14 01.07.15   КРО  
7 Приволжская бюджетная организация   01.02.16   КРО  
8 Астраханская бюджетная организация   01.08.15   КРО  
9 Сызранская бюджетная организация   01.12.15   КРО  

4 квартал

10 Уфимская бюджетная организация   01.07.16   КРО  
11 Владимирская бюджетная организация   01.04.15   КРО  
12 Пензенская бюджетная организация   01.12.15   КРО  

 

Начальник КРО

 

«___» декабря 2016 года

 

 




Подготовка к проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности

Подготовка к проведению ревизии включает два этапа:

– предварительная подготовка к проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности;

– подготовка к проведению ревизии.

В процессе предварительной подготовкик проведению сначала решаются методические вопросы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.

Методические вопросы.

Необходимо изучить практический опыт ревизующего органа по аналогичным актам ревизии. Как правило, в контрольных подразделениях накапливаются материалы всех ревизий. Нужно внимательно просмотреть материалы предыдущих ревизий данной организации. Материалы ревизий должны храниться в проверяемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых нарушений, что поможет ревизорам обнаружить аналогичные нарушения при проведении данной ревизии. Ценную информацию можно получить донесений проверяемой организации.

Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень

действующих законодательных нормативных актов и имеющиеся методические рекомендации

Организационные вопросы.

Составляется список необходимой оргтехники, пломбиров, печатей, штампов и др. Разрабатываются макеты объяснений, запросов.

Подбираются участники ревизии. Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизионной группы обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизиипрактическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии,представительствует в соответствующих службах и организациях.

Следующий шаг в процессе организации ревизии — это непосредственное знакомство с объектом ревизии. Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомление со структурой управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учетного и финансового органов, органов управления. В ходе предварительного знакомства следует уяснить, себе систему документооборота. Следует ксерокопировать приказы о создании инвентаризационных. Ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов.

Подготовка к проведению ревизии включает в себя подготовку следующих документов:

– предписание на проведении ревизии;

– задания на проведении ревизии;

– план на проведении ревизии.

Предписание на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности подписывается руководителем организации в подчинение которого находится контрольно-ревизионный отдел и содержит следующие разделы:

•название бюджетной организации проверяемого подразделения;

•вопросы финансово-хозяйственной деятельности, подлежащие проверке;

• сроки исполнения;

• состав участников ревизии.

Срок ревизии не может превышать 40 суток, при выявлении хищениях в организациях может быть продлен.

Задания на проведении ревизии утверждается руководителем, назначившим ревизию и подписывается руководителем ревизионной группы. В задание перечисляются вопросы подлежащие проверки финансово-хозяйственной деятельности, исполнители, отметка о выполнении задания. В практике ревизионной деятельности каждый исполнитель, как правило, включается в задание после окончания ревизии без сроков и конкретного вопроса финансово-хозяйственной деятельности. Такое положение недопустимо, поскольку снижается ответственность конкретных исполнителей за качественное выполнение своего задания. Правомерно выдавать персональное задание каждому члену ревизионной бригады под роспись.

Ревизии по обращению следственных органов необходимо выполнять по отдельным заданиям с соответствующим уточнением вопросов ревизионных процедур.

Задание на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности приведён в таблице 5.3

Таблица 5.3 – Примерное задание на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности

Вопросы финансово-хозяйственной деятельности, входящие в ревизионную процедуру ФИО Исполнителя дата, роспись Срок исполнения
1 2 3 4
1 Целевое использование выделенных бюджетных ассигнований. Соответствие фактических расходов денежных средств их назначениям и бюджетной классификации. Ревизор 1 21.11.2016г. 01.12.2016г. 04.12.2016г.
2 Наличие дебиторской и кредиторской задолженности и применяемые меры по их сокращению Ревизор 2 21.11.2016г. 01.12.2016г. 02.12.2016г.
3 Соблюдение штатной дисциплины и принимаемые меры по рациональному использованию средств, выделяемых на содержание штатной численности Ревизор 3 21.11.2016г. 01.12.2016г. 05.12.2016г.
4 Правильность начисления, заработной платы, социальные выплаты. Ревизор 3 Ревизор 1 21.11.2016г 05.12.2016г. 10.12.2016г.
5 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Ревизор 2 21.11.2016г. 03.12.2016г. 04.12.2016г.
6 Обоснованность затрат на оплату услуг связи и коммунальных услуг. Соответствие норм, тарифов и цен, по которым производилась оплата коммунальных услуг, категориям потребителей (бюджетные, хозрасчетные организации, жилой фонд). Ревизор 2 21.11.2016г. 04.12.2016г. 05.12.2016г.
7 Использование средств, выделенных на ремонтно-строительные работы. Ревизор 2 21.11.2016г. 06.12.2016г. 14.12.2016г.
8 Обоснованность приобретения и списания автотранспортных средств. Порядок ведения путевых листов, учёт и обоснованность списания ГСМ, списания агрегатов, узлов, двигателей, аккумуляторов, автошин, запасных частей и расходных материалов. Ревизор 3 21.11.2016г. 13.12.2016г. 18.12.2016г.
9 Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49. Обеспечение сохранности материальных ценностей, своевременность и качество внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей. Ревизор 1 21.11.2016г. 11.12.2016г. 12.12.2016г.
10 Состояние бухгалтерского учета и отчетности, их достоверность. Ревизор 2 21.11.2016г. 15.12.2016г. 18.12.2016г.
11 Исполнение подразделениями полномочий администраторов доходов бюджетов и расходов бюджетной системы Российской Федерации. Ревизор 1 21.11.2016г. 14.12.2016г. 16.12.2016г.

 

Задания на выполнение ревизии закрепляет персональную ответственность работников ревизионного аппарата за качество работы, исключает всякую возможность сокрытия выявленных финансовых нарушений, в том числе исключения информации о выявленных нарушениях при оформлении акта ревизии, самовольного изменения или изменения под давлением заинтересованных лиц, выявленных ревизией финансовых и других нарушений.

    На основе задания составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре се управления. План подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа. Структура плана и вопросы подлежащие проверки финансово-хозяйственной деятельности дублируются исходя из задания на проведение ревизии, но более конкретизируется.

План ревизии должен обладать определенными характеристиками.

Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизоров.

Конкретность. Вопросы задания, подлежащие проверке, в плане

конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, заданием предусмотрено

проверить состояние хранения готовой продукции;

Вопрос задания в плане может быть отражен следующим образом.

1. Проверить обеспеченность организации складскими помещениями и их состояние.

2. Выявить нарушения в движении первичных документов и заполнении регистров бухгалтерского учета.

3. Проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции.

4. Выявить факты порчи готовой продукции на складах.

5. Выявить факты хранения готовой продукции вне складов.

6. Выявить факты хранения неучтенной продукции.

Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возможностей

выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается возможность привлечения к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести проверку материальных ценностей без привлечения рабочих, по мере пересчета переносящих ценности в помещении.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 468.