Одним из современных способов оптимизации финансового контроля является использование информационных систем, которые позволяют в автоматизированном режиме осуществлять проверку использования бюджетных средств, выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, соблюдения учета и
1. Государственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов РФ (далее – ГИАС КСО) создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2011 г. № 926-р «О создании, развитии, обеспечении функционирования государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации» и Приказом Председателя Счетной палаты РФ от 10 октября 2011 г. №100, утвердившим Положение о ней.
ГИАС КСО представляет собой совокупность содержащейся в базах данных контрольно-счетных органов РФ информации о результатах деятельности таких органов, обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В соответствии с Положением о ГИАС КСО с ее помощью обеспечиваются обработка, систематизация, анализ и хранение информации, касающейся:
– планируемых контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий и результатов их проведения контрольно-счетными органами РФ;
– бюджетного процесса и основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;
– стандартов финансового контроля Счетной палаты РФ и нормативных (методических) документов по проведению государственного и муниципального финансового контроля;
– иной информации, связанной с деятельностью контрольно-счетных органов РФ.
Данные сведения используются для выполнения задач информационно-аналитического обеспечения контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов РФ, а также для осуществления ими эффективного взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и другими участниками бюджетного процесса.
В целях обеспечения информационного взаимодействия помимо контрольно-счетных органов РФ в число участников ГИАС КСО также входят государственные органы и организации, подключенные к системе на основании соглашений, заключенных в порядке, установленном распоряжением Счетной палаты РФ от 8 декабря 2011 г. № 158-р.
ГИАС КСО является территориально-распределенной автоматизированной системой, информация в которой организована по трем уровням:
1) федеральный, в рамках которого обеспечиваются сбор, обработка, хранение и распространение информации, поступающей со всех уровней ГИАС КСО и других информационных систем;
2) региональный, содержащий сведения контрольно-счетных органов субъектов РФ, участников бюджетного процесса субъектов РФ и других информационных систем;
3) муниципальный, основу которого составляют данные контрольно-счетных органов муниципальных образований и участников бюджетного процесса муниципальных образований.
2. Автоматизированная информационная система "Финансы" (далее – АИС "Финансы") создана на основании решения Министерства финансов РФ от 11 ноября 1998 г. N 10-2.
АИС "Финансы" представляет собой интегрированную базу данных, обеспечивающую автоматизацию функций и полномочий, возложенных на Министерство финансов РФ.
В рамках данной информационной системы организуется взаимодействие подразделений Министерства финансов РФ, других федеральных органов исполнительной власти, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, и финансовых органов субъектов РФ.
АИС "Финансы" позволяет Министерству финансов РФ реализовывать следующие полномочия:
– составление проекта федерального бюджета, ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
– управление государственным долгом Российской Федерации, учет информации о долговых обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований;
– организация перечисления межбюджетных трансфертов, обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
– организация мониторинга бюджетного сектора, методическое руководство бюджетным планированием.
Работа с подсистемами АИС "Финансы" регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ. Например, учет операций по поступлениям в бюджетную систему РФ, а также их распределения между бюджетами осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 27 декабря 2006 г. N 568 "Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по администрированию поступлений в федеральный бюджет по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которым внесение сведений в АИС "Финансы" допускается только с применением соответствующих документов и форм регистров бюджетного учета: выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, расчетных документов, извещения о направлении дополнительных поступлений, отчетов, справок, расшифровок по некассовым операциям.
Одной из ключевых задач финансового контроля, решаемой с помощью АИС "Финансы", является автоматизация процесса сбора, учета, контроля и анализа сведений главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета, поступающих от Федерального казначейства, а также представления в Федеральное казначейство сведений о помесячном распределении поступлений в федеральный бюджет. Данная система обеспечивается с помощью подсистемы "Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году" .
3. Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (далее – АИС ФНС России) включает в себя автоматизированную информационную систему "Налог" (далее – АИС "Налог") и автоматизированную информационную систему "Налог" ФНС России нового поколения (далее – АИС "Налог-3").
В соответствии с Положением, утвержденным Приказом ФНС России от 18 июня 2014 г. N ММВ-7-6/323@, АИС ФНС России представляет собой единую информационную систему, обеспечивающую сбор и анализ информации, статистических данных и иных сведений, необходимых для принятия управленческих решений налоговыми органами.
В качестве основной подсистемы АИС ФНС России функционирует АИС "Налог", представляющая собой автоматизированную систему, информация в которой распределена по трем уровням:
1) федеральный, включающий информационные массивы ФНС России и межрегиональных инспекций;
2) региональный, содержащий данные подразделений ФНС России по субъектам РФ и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам;
3) местный, объединяющий информационные ресурсы инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекций ФНС России межрайонного уровня.
Вместе с тем в настоящее время происходит развертывание АИС "Налог-3" – новейшей системы, объединяющей все данные налогового администрирования в единой централизованной базе данных федерального уровня. Таким образом, создается целостный массив актуальной информации, для формирования которого отсутствует необходимость в межуровневом обмене данными, приводящем к их дублированию и ошибкам.
4. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП) является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе
ГИС ГМП представляет собой централизованную информационную систему, в рамках которой с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечиваются получение и передача информации о платежах между администраторами доходов бюджета и организациями по приему платежей. Формирование, развитие и обслуживание ГИС ГМП возложены на Федеральное казначейство.
Основными целями ГИС ГМП являются сбор и передача сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и иных платежах в бюджетную систему РФ гражданам и организациям (в целях их информирования о числящихся за ними обязательствах перед бюджетами бюджетной системы РФ), а также органам власти (для предоставления государственных (муниципальных) услуг без истребования с заявителя документов, подтверждающих их оплату).
5. Электронный бюджет – государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами.
Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Согласно Концепции целью создания системы "Электронный бюджет" является необходимость оптимизации государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Внедрение данной системы позволит обеспечивать прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль с применением современных информационных технологий.
Реализация Концепции направлена на решение задач по осуществлению действенного финансового контроля за деятельностью публично-правовых образований (в том числе ведением бухгалтерского учета, финансовой и иной отчетности); результатами реализации государственных программ и оказания государственных услуг; процессами составления и исполнения бюджетов; закупками товаров, осуществлением работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и др.
Кроме того, подсистема предназначена для осуществления федеральными органами исполнительной власти анализа финансовой деятельности подведомственных им учреждений.
При этом Концепция для удобства пользователей предусматривает на едином портале бюджетной системы РФ обеспечение доступа к информации, размещенной на других официальных сайтах, в том числе:
– о выполнении государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) заданий и об использовании закрепленного за ними имущества;
– о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);
– о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров (www.torgi.gov.ru);
– о государственных и муниципальных услугах (www.gosuslugi.ru) и др.
Из сказанного можно сделать вывод, что рассмотренные информационные системы, используемые в целях осуществления финансового контроля, кардинально отличаются от ранее применяемых средств контроля. Потенциал, заключенный в автоматизации процессов сбора огромного массива финансовой информации, ее обобщения, структурирования, анализа, производимых в режиме реального времени, позволяет не только обеспечить скорейшее достижение результата и эффективность контроля, но и открывает новые перспективы оптимизации данного направления управленческой деятельности и повышения качества принимаемых решений в этой сфере.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 781.