Деление на однозначное число.
В качестве подготовки к введению приемов деления многозначных чисел следует повторить и обобщить ранее изученный материал. Рассмотреть на конкретных примерах, как связано деление с умножением: разделить 81 на 27 — это значит найти такое число, при умножении которого на делитель 27 получится делимое 81; это число 3, значит, 81:27=3. Это знание необходимо для нахождения цифр частного. Повторить свойство деления суммы на число, распространив его на сумму более чем двух слагаемых. Пусть ученики проверят, что сумму трех (четырех и более) слагаемых, как и сумму двух слагаемых, можно делить на число двумя способами, если каждое из слагаемых делится на данное число, например:
(10+15 + 5) :5=30:5=6
(10+15+5) :5= 10:5+15:5+5:5=2 + 3 + 1 = 6
Выполняя такие упражнения, ученики делают вывод, что деление суммы нескольких слагаемых на число можно вычислить двумя способами: можно вычислить сумму и разделить ее на число, а можно разделить на число каждое слагаемое и полученные частные сложить.
Необходимо также повторить приемы внетаблнчного деления и деления с остатком.
В период подготовки следует выполнить ряд упражнений по нумерации, которые помогут ученикам устанавливать число цифр в частном, например:
Сколько цифр будет в записи числа, если высший разряд этого числа — сотни (тысячи, десятки тысяч и т. д.)?
Какой высший разряд трехзначного (четырехзначного, пятизначного и т. д.) числа?
Сколько всего десятков (сотен, тысяч и т. д.) в числе 38 421?
Что обозначает число, записанное одной (двумя, тремя) цифрой высшего разряда числа 86 307? (8 дес. тыс., 86 тыс., 863 сот.)
Сначала вводятся устные приемы деления на однозначное число. Они сводятся к приемам внетабличного деления, изученным в предыдущем концентре, поэтому учащиеся могут сами выполнять соответствующие объяснения.
Прием для случаев вида 8408:4 и 365:5 основывается на свойстве деления суммы на число: делимое заменяют суммой удобных слагаемых, каждое слагаемое делят на делитель и полученные частные складывают. Развернутую запись дети выполняют так:
8408 : 4 = (8000 + 400 + 8) : 4 = 8000 : 4 + 400 : 4 + 8 : 4 = 2000 + 100 + 2 = 2102
Рассуждение ведется по тому же плану, что и в концентре «Сотня» (заменяю ..., читаю пример ..., решаю ...), позднее ведется краткая запись и краткое рассуждение. В первом, примере удобными оказались, разрядные слагаемые числа. Бо втором примере в качестве удобных слагаемых выделяли наибольшее число единиц каждого разряда, которое делится на делитель (35 дес. и 15 ед.). При делении удобных слагаемых и в том и в другом случае получались разрядные слагаемые частного. Последнему случаю надо уделить особое внимание, так как он непосредственно подводит к письменному приему деления.
Прием для случаев вида 360000:9 сводится к табличному делению, т. е. к делению числа десятков, сотен, единиц тысяч и т. д. на однозначное число (в приведенном примере надо 36 дес. тыс. разделить на 9, получится 4 дес. тыс., или 40 000). При решении таких примеров, как только будет найдена цифра высшего разряда частного (4 дес. тыс.), надо спрашивать детей, сколько цифр будет в частном (5 цифр).
При письменном делении выполняют следующие операции:
образуют первое неполное делимое
устанавливают число цифр частного,
неполное делимое делят на делитель, чтобы найти соответствующую цифру частного;
найденную цифру частного умножают на делитель, для того чтобы узнать, сколько единиц соответствующего разряда разделили;
полученное произведение вычитают из неполного делимого, для того чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось разделить;
проверяют, правильно ли найдена цифра частного, сравнив полученную разность с делителем.
При ознакомлении с приемом письменного деления на однозначное число целесообразно сначала выполнить деление устно с развернутой записью и подробным объяснением. Так, предлагается решить пример 956:4. Ученики выделяют удобные слагаемые и выполняют деление:
956:4= (800 + 120 + 36) :4 = 800:4 +120:4 + 36:4 =
= 200 + 30 + 9 = 239
Учитель объясняет, что решение этого примера можно выполнить письменно и записать его в столбик. Показывает запись и дает такое объяснение:
Делимое 956, делитель 4. Первое неполное делимое —9 сот., значит, в частном будет три цифры. Узнаем, сколько сотен будет в частном: разделим 9 на 4, получится 2. Узнаем, сколько сотен разделили: умножим 2 на 4, получится 8. Узнаем, сколько сотен осталось разделить: вычтем 8 из 9, получится 1. Одну сотню нельзя разделить на 4 так, чтобы получить сотни, значит, цифра 2 найдена правильно.
Образуем второе неполное делимое: 1 сот.— это 10 дес, к 10 дес. прибавим 5 дес, получится 15 дес. (или 1 сот. и 5 дес.— это 15 дес). Узнаем, сколько десятков будет в частном: разделим 15 на 4, получится 3 и т. д. Частное 239.
В случаях, когда число единиц высшего разряда нельзя разделить на делитель так, чтобы получить единицы этого разряда, то первым неполным делимым будет двузначное число, записанное двумя цифрами высших разрядов. Например, при делении 657 на 9 рассуждение будет таким: образуем первое неполное делимое: 6 сот. нельзя разделить на 9 так, чтобы получить сотни, берем 65 дес, значит, в частном будет двузначное число и т. д.
Усвоению приема письменного деления помогает использование памятки с заданиями, записанными на карточках или в виде плаката, выполнение которых в указанном порядке приводит к нахождению частного. Приводим задания памятки:
Прочитай и запиши пример.
Выдели первое неполное делимое и установи число цифр в частном.
Раздели неполное делимое на делитель и найди цифру частного.
Умножь цифру частного на делитель и узнай, сколько единиц этого разряда разделили.
Вычти полученное произведение из неполного делимого и узнай, сколько единиц этого разряда осталось разделить.
Проверь, правильно ли подобрана цифра частного.
Образуй следующее неполное делимое и продолжай деление так же до конца.
При объяснении приема письменного деления этой памяткой руководствуется учитель. Затем ею пользуются ученики: сначала проговаривают вслух каждое задание и ответ на него, затем задания читают про себя, а выполнение комментируют вслух, далее про себя выполняют и рассуждение.
Постепенно сокращается объяснение и запись письменного деления.
При работе над первыми примерами на деление полезно после их решения выписать неполные делимые и удобные слагаемые. Надо при этом пронаблюдать, что в частном всегда получается столько цифр, сколько неполных делимых, что сумма удобных слагаемых равна делимому, если деление выполняется без остатка, и что деление сводится к делению суммы на число.
Известно, что при решении таких примеров некоторые учащиеся пропускают нули в частном. Чтобы предупредить эти ошибки, используют следующие приемы: устанавливают число цифр в частном до выполнения деления {можно на месте цифр частного ставить точки), а после выполнения деления проверяют, получилось ли столько цифр в частном; проверяют решение и с помощью умножения (частное умножают на делитель) ; анализируют неправильные решения, устанавливая, какая допущена ошибка (например: 3645:9=45, здесь в частном должно быть трехзначное число, а не двузначное, пропущен нуль в записи частного, частное 405).
Рассматриваются не только случаи деления на однозначное число без остатка, но и с остатком. Рассуждение при делении с остатком ведется так же, как и при делении без остатка. В записи решения таких примеров остаток подписывается под последней чертой, например:
Одновременно с делением натуральных чисел рассматривается деление величин, выраженных в метрических единицах, сначала на однозначное число, а позднее на двузначное и трехзначное. Величину, выраженную в единицах двух наименований, выражают в единицах одного наименования, затем выполняют деление как с натуральными числами и результат деления выражают в единицах двух наименований.
Выполняют также деление двух однородных величин. В этом случае величины выражаются в единицах одного и того же наименования, после чего выполняется деление. При этом частное покажет, сколько раз одна величина содержится в другой.
Запись деления выполняется так:
6 руб. 75 коп. : 5 = 1 руб. 35 коп.
Можно рассуждать и так: десятки разделились все, единицы в делимом отсутствуют, поэтому не будет их и в частном, пишем на месте единиц нуль.
Постепенно запись можно сократить: преобразование чисел выполнять устно.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 632.