внетабличным случаям умножения и деления относятся случаи:
- умножение и деление двузначного числа на однозначное 40 • 2, 48 : 4, 90 : 3, 13 • 5, 70 : 5
- деление двузначного числа на двузначное
75 : 15, 80 : 20.
При изучении внетабличных случаев умножения и деления предстоит рассмотреть соответствующие вычислительные приемы.
Первыми рассматриваются случаи умножения и деления круглых десятков на однозначное число, где вычисления основаны на знании нумерации и таблицы умножения и деления.
40 •2 90 : 3
4 дес. • 2 = 8 дес. 9 дес.: 3 = 3 дес.
Затем рассматриваются случаи умножения двузначных чисел на однозначное. Вычислительный прием здесь основан на применении правила умножения суммы на число. Это правило изучается (методику изучения правила смотри выше).
При рассмотрении умножения двузначного числа на однозначное подводим детей к выполнению следующих шагов: первый множитель надо представить в виде суммы разрядных слагаемых и применить правило умножения суммы на число.
31 • 2 = (30 + 1) • 2 = 30 • 2 + 1 • 2 = 60 + 2 == 62.
Следует отметить, что такие рассуждения особых трудностей у детей не вызывают. Однако ошибки встречаются чаще всего из-за непрочного знания таблицы умножения. Постепенно, по мере овладения вычислительным приемом, рассуждения детей в ходе вычислений становятся более свернутыми, и их следует подводить к такому виду рассуждений: чтобы умножить двузначное число на однозначное, надо умножить на это число вначале десятки, а затем единицы и полученные результаты сложить.
Вычислительный прием для внетабличных случаев деления двузначного числа на однозначное основан на применении правила деления суммы на число, суть которого детям раскрывается с использованием соответствующих средств обучения (методику изучения правила смотри выше).
Сами случаи деления двузначного числа на однозначное рассматриваются не все вместе, а постепенно. Вначале берутся наиболее легкие для детей, когда делимое представляется в виде суммы разрядных слагаемых, т.е. такие, где количество десятков и количество единиц делится на делитель.
48 : 4 = (40 + 8): 4 = 40 : 4 + 8 : 4 = 10 + 2 = 12,
69 : 3 = (60+9):3 = 60: 3 + 9:3 = 20 + 3 = 23.
При решении таких примеров следует обращать внимание детей на следующие моменты:
- при делении двузначного числа на однозначное получаем двузначное число;
- при делении двузначного числа на однозначное делим вначале десятки, получаем первую цифру частного, затем делим единицы, получаем вторую цифру частного.
Затем рассматриваются случаи, когда делимое представляется в виде суммы удобных слагаемых. Например:56 : 4. Для этого надо учить детей представлять число в виде суммы двух других чисел, делящихся на данное. Эту работу следует проводить заблаговременно.
Следует подвести детей к тому, что мы должны получить двузначное число, значит надо иметь какое-то число десятков и единиц. Но делать так, как делали раньше, нельзя. Значит надо число 56 представлять в виде суммы двух чисел, делящихся на 4, но одно из них должно оканчиваться нулем.
56 : 4 = (40 + 16) : 4 = 40 : 4 + 16 : 4 = 10 + 4 = 14.
Последним из случаев внетабличного деления рассматривается деление двузначного числа на двузначное.
Этот вычислительный прием основан на применении зависимости между компонентами и результатом действия деления, на умении проводить проверку действия деления умножением.
При рассмотрении этого случая важно показать детям некоторые приемы подбора частного. На первых порах мы учим детей находить частное, перебирая по порядку числа 2, 3, 4, ..... Постепенно количество проб должно уменьшаться, но это при условии, если детей этому учить. Например:
96 : 24, 84 : 14.
Надо предложить детямне сразу приступить к перебору, а подумать над тем, что получится.
Если взяли 2, то предложить детям сравнить результат 24 • 2 = 48 с числом 96. И после этого попытаться дать ответ.
Следует учить их использовать знание таблицы умножения.
Например,68 : 17. Вспомните, при умножении 7 на какое число получится число, оканчивающееся цифрой 8.
В своей практике учителя часто встречаются со случаями, когда дети путают приемы деления двузначного числа на однозначное и приемы деления двузначного на двузначное.
Чтобы предупредить ошибки такого характера, следует прибегать к использованию приема сопоставления, т.е. эти приемы рассматривать в сравнении (68 : 4, 68 : 17) и указывать сходства и главные отличия:
1)при делении двузначного числа на однозначное получается двузначное число,
2) при делении двузначного числа на двузначное получается однозначное число.
Чтобы оказать детям помощь в усвоении ими хода рассуждений при выполнении умножения и деления рассмотренных нами случаев, целесообразно использовать соответствующие схемы-опоры.
I. Устное умножение и деление в пределах 1000.
1. Умножение и деление круглых сотен.
Умножение и деление круглых сотен основывается на знании учащимися нумерации, а также табличного умножения и деления. Поэтому, прежде чем знакомить учащихся с умножением и делением круглых сотен, необходимо повторить табличное умножение и деление, а также раздробление сотен в единицы и наоборот. Например: «Сколько содержит 1 сотня единиц? Сколько единиц в 5, 7, 10 сотнях? Сколько сотен составляют 300 единиц? 500 единиц?» И т. д. Объяснение умножения и деления должно сопро-
вождаться операциями с наглядными пособиями и дидактичес|| материалом.
Покажем объяснение умножения, а потом деления.
Например, надо 200-2. Рассуждаем так: 200 — это 2 соТ|
Возьмем 2 сотни палочек и еще 2 сотни палочек. Будет 4 сот!
или 400. Запишем: 2 сот.-2=4 сот.=400, 200-2=400. ?,
При делении 200:2 рассуждаем так: 200 — это 2 сотни. Воз! мем 2 сотни палочек. Если разделить их на две равные части, -т в каждой части получится по одной сотне, или по 100 единим Запишем: 2 сот.:2=1 сот. = 100, 200:2=100. Полезно сопоставим, умножение и деление единиц, десятков и сотен:
ц итков). Делим 18 десятков на 3. Получим 6 десятков, или 60. щишем: 18 дес. :3=6 дес. =60, 180:3=60». Процесс деления ;но показать и на палочках, и на брусках. Сначала учащиеся г. подробную запись, заменяя единицы десятками, затем запись _!ртывается. От учащихся требуется лишь устное объяснение. [яконец, свертывается и объяснение. Учащиеся записывают лишь
т.
Такое же объяснение проводится и при знакомстве с умножением и делением круглых десятков на однозначное число. Решети- подобных случаев сводится к внетабличному умножению и |и чению. Поэтому приведем лишь подробную запись решения:
3-3= 9
30-3= 90
300-3=900
8:4= 2
80:4= 20
800:4=200
120-4=?
12 дес. -4 дес.=48 дес.=480 120-4=480
480:4=?
48 дес.:4= 12 дес.= 120 480:4=120
3. Умножение и деление трехзначных чисел на однозначные без перехода через разряд (123x3, 486:2). Решение таких примеров подготовлено рассмотрением всех предыдущих случаев умножения и деления. Успех выполнения действий здесь зависит от умения учащихся раскладывать числа на разрядные слагаемые. Поэтому предварительно полезны упражнения вида 253=200+50+3, 300+60+4=364. Рассуждения проводятся так:
Такая развернутая запись постепенно свертывается: 1) 123-3=369 2) 123-3=369 3) 123-3=369
Рассуждения проводятся устно. Аналогичное свертывание записи происходит и при делении.
Действия умножения и деления надо сопоставлять, проверяя каждое обратным действием: 400x2=800, 800:2=400.
2. Умножение и деление круглых десятков на однозначное число.
а) Рассматриваются случаи умножения и деления круглых де
сятков, которые сводятся к табличному умножению и делению:
60-3, 180:3. |
б) Рассматриваются случаи, которые сводятся к внетабличному|
умножению и делению без перехода через разряд: 120-3, 480:4.
Перед умножением и делением круглых десятков с учащимися необходимо повторить табличное и внетабличное умножение и деление (4-6, 24-2, 36:6, 36:3), а также определение общего количества десятков в числе («Сколько всего десятков в числе 120, 180, 360, 720?») и количества единиц в десятках («7 десятков. Сколько это единиц?»; «Сколько единиц з 2 десятках? 5 десятках? 10 десятках? 52 десятках?»).
При объяснении проводятся следующие рассуждения: «60-3=? 60 — это 6 десятков, 6 дес.-3=18 дес. 18 десятков — это 180, значит, 60-3=180». Можно показать учащимся на брусках арифметического ящика, пучках палочек, связанных десятками, что результат будет тот же. Для этого учитель берет по 6 брусков 3 раза. Получает 18 брусков, или 18 десятков. Это число 180.
При знакомстве с делением ход рассуждения аналогичен: «180:3=? Узнаем, сколько десятков содержится в числе 180 (18 200
123-3=?________
123 = 100+20+3 100-3=300 20-3= 60 3-3= 9 300+60+9=369
123=100+20+3 100-3=300 20-3= 60 3-3= 9 300+60+9=369
486:2 = ?________
486=400+80+6 400:2=200 80:2= 40 6:2= 3 200+40+3=243
100-3=300 20-3= 60 3-3= 9 300+60+9=369
4. Умножение 10 и 100, умножение на 10 и 100.
В пределах 1000 рассматривается умножение однозначного двузначного числа на 10 и 100 и соответствующие случаи дел* ния:
8-100=800
8- 10= 80
80- 10=800
10- 3 3- 10 80: 10
100- 8 8-100 800:100
25-100 Ю- 25 250: 10
Умножение числа 10 учитель объясняет, опираясь на понятии умножения как сложения равных чисел.
10-3=10+10+10=30 10-3=30
10-5=10+10+10+10+10=50 10-5=50
Рассматривается еще несколько примеров. Сравниваются отве ты. Учащиеся убеждаются, что при умножении числа 10 на любой множитель к нему справа приписывается нуль.
Затем решаются примеры на умножение однозначного числа ня 10. Решение примера 3x10=? также производится приемом заме ны умножения сложением одинаковых слагаемых:
3-10=3+3+3. . .+3=30 10 раз
Умножение и деление многозначных чисел изучается в такой последовательности:
1) умножение на однозначное число (426�3);
2) деление на однозначное число (792:2);
3) умножение числа на произведение и на этой основе умножение на числа, оканчивающиеся нулями (621�30);
4) деление числа на произведение и на этой основе деление на числа, оканчивающиеся нулями (480:60);
5) умножение числа на сумму и на этой основе умножение на двузначное и трехзначное число (46�73, 428�263);
6) деление на двузначное и трехзначное число.
Изучение этих вопросов вперемежку улучшает усвоение каждого действия и связей между умножением и делением. Учащиеся должны усвоить эти основные устные и письменные приемы умножения и деления.
1. Умножение многозначного числа на однозначное начинается с подготовительной работы, при котором выполняются упражнения вида:
1) представить в виде суммы разрядных слагаемых число 48, 245, 14257;
2) заменить умножение 18�3 сложением и сложением 15+15+15+15 умножением;
3) выполнить умножение: 40�2, 400�2, 4000�2;
4) сформулируйте правило умножения суммы на число и примеры (9+4)�2, (9+4+3)�2 решите двумя способами.
Введение приема умножения учитель проводит используя аналогию. После решения примера 18�3=(10+8)�3=54 пишет впереди цифру 4 и предлагает решить пример 418�3. Учащиеся без труда справляются: 418�3=(400+10+8)�3=400�3+10�3+8�3=1200+30+ +24 =1254.
Рассматривается после внетабличных случаев умножения и деления. Но рассматриваются только те случаи деления с остатком, которые сводятся к таблице.
Этапы:
Раскрытие конкретного смысла деления с остатком
Решение задачи с помощью операций с предметами. Дети убеждаются, что не всегда возможно разбиение на равновозможные подмножества.
Установление отношений между остатком и делителем
Знакомство с приёмом деления с остатком.
Разделить 14 тетрадей 4 ученикам. Сколько тетрадей будет у каждого ученика? (практическим способом). Осталось 2 тетради.
14:4=3(ост.2)
Ещё одна задача (решение с помощью наглядности)
13:3=4(ост.1)
Закрепление
- Какие числа в остатке могут получиться при делении на 4,6,9?
- Какой наибольший остаток может быть получен при делении на 8,12,88?
- Может ли при делении на 10 получиться остаток 5,9,10,11?
- Какие числа от 5 до 50 делятся без остатка на 7? А какие с остатком 1?
- 47:5=8(ост.7) – вини-пух, 47:5=9(ост.2) – пятачок
Особое внимание: делимое меньше делителя:
3:7=0(ост.3)
Рассуждения: сколько раз по 7 содержится в 3? Нисколько. Как это записать? 0. сколько остаётся? 3. Проверка: 0*7+3=3
Дата: 2019-02-02, просмотров: 2071.