Методика обучения младших школьников решению простых задач на сложение и вычитание. Классификация простых задач. Методика обучения решению, оформлению.
Классификация:
Простые задачи на сложение и вычитание делятся на 3 группы:
1)задачи, раскрывающие конкретный смысл действия сложения и вычитания. В этой группе выделим 2 типа задач:
задача на нахождение суммы (н-р, в гараже было 5 легковых машин и 3 грузовых)
задача на нахождение разности или остатка(н-р, в гараже было 8 машин)
2)задачи,раскрывающие связь между компонентами и результатами арифметических действий сложения и вычитания.
задача на нахождение неизвестного слагаемого
задача на нахождение неизвестного уменьшаемого(н-р, после того, как из гаража уехало 5 машин, 3 машины осталось.Сколько машин было в гараже?)
задача на нахождение неизвестного вычитаемого(н-р,было 8 машин.После того, как несколько машин уехало, их осталось 3.Сколько машин уехало из гаража?)
3)задачи, раскрывающие смысл отношения «больше на», «меньше на»
задача на увеличение числа на несколько единиц(+)Эта задача в прямой форме.А еще есть в косвенной форме( н-р, в гараже было 5 легковых машин, и это на 3 машины меньше, чем грузовых.Сколько грузовых машин было в гараже?)
задача на уменьшение числа на несколько единиц( н-р, в гараже было 8 грузовых машин, а легковых на 3 меньше.Сколько легковых машин было в гараже?)
задача на разностное сравнение( в гараже было 8 грузовых машин и 5 легковых машин.На сколько грузовых машин больше, чем легковых?).
Методика обучения решению простых задач,раскрывающих конкретный смысл действий:
Задачи этого типа-первые задачи, с которыми встречаются школьники в первом классе.Любой новый тип задач изучается предметным способом( н-р, в вазе лежало 3 яблока и 2 груши.Сколько фруктов лежало в вазе?)
арифметический способ: 3 яблока + 2 груши получаем 5=>2+3=5(ф.)
Ответ: в вазе 5 фруктов.
Вычитание:
Эта задача вводится одновременно с первым типом(было.....убрали.....сколько осталось......)н-р, на катке было 7 детей, 3 ушло.Сколько детей осталось на катке?Ответ: 4 ребенка осталось на катке.Затем мы делаем краткую запись.
Было-7
ушло-3
7
осталось-?
3
?
Чтобы у учащихся не сложилось ошибочного мнения о том, что выбор действия зависит от ключевого слова, необходимо предлагать им задачи следующего вида:Утром из гаража выехало 8 машин, а после обеда выехало 5 машин.Сколько машин выехало из гаража?
МО решения задач на нахождение неизвестного слагаемого.
Введение начинается с решения задач предметным способом.
1 этап:(н-р,у Сережи было 3 марки.На день рождения ему подарили еще несколько марок.Стало 8 марок.Сколько марок подарили всего сереже?)
Выкладываем 3 марки
8 раскладываем на 2 кучки( сколько было и сколько подарили?)Сколько было?Сколько стало? 8-3=5 Ответ:5 марок.
2 этап:Далее решаем задачу без предметных действий
было-3
подарили-?
Стало-8 8-3=5
3 этап:Деи могут решать с помощью составления уравнения
было-3
подарили-X
стало-8 3+x=8,x-неизвестное слагаемое.Как найти неизвестное слагаемое?(нужно из суммы вычесть известное слагаемое)8-3=5(м.)Ответ:5 марок подарили Сереже.
МО задач на нахождение неизвестного уменьшаемого.
1)практическая работа. (Сережа подарил Юре 3 марки и у него осталось 2 марки.Сколько марок было у Сережи? Подарил
Осталось
Объединить что подарили и что осталось 3+2=5
2)решение через краткую запись
было-?
Подарили-3
осталось-2
3)уравнением было-х
подарили-3
осталось-2
Решение:х-3=2
х=2+3
х=5 (х-неизвестное уменьшаемое.Нужно к разности+вычитаемое)
Ответ:5 м.было у Сережи.
МО решения задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
1)практ.действие.(У Сережи было 8 марок.Несколько марок он подарил Юре.И у него осталось 5 марок.Сколько марок Сережа подарил Юре?
8-5=3
Ответ: 3 марки Сережа подарил Юре.
2)было-8
подарил-?
Осталось-5 8-5=3
3)уравнением было-8, подарил-х, осталось-5
8-х=5
х=8-5
х=3 (х-неизвестное вычитаемое.Нужно из уменьшаемого вычесть разность.)
Методика обучения решению простых задач,раскрывающих связь между компонентами и результатами арифметических действий.
Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий изучается по традиционной программе в 3 классе.
2 слагаемое
сумма
1 слагаемое
7 + 2 = 9
Если из суммы вычесть 1 слагаемое= 2 слагаемое и т. д.
уменьшаемое
вычитаемое
разность
10 - 8 = 2
Если к разности + вычитаемое = уменьшаемое и т. д.
Методика обучения решению простых задач,раскрывающих отношение «меньше на», «больше на».
1)на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме.Для решения задач необходимо,чтобы учащиеся четко осознали понятия = > < .Понимание этих понятий идет с первых уроков мат-ки.Полезны следующие упражнения:
отсчитайте 5 красных кружков и 3 синих кружка.Разложи их так,чтобыпод кружком одного цвета лежал кружок другого цвета.Какие кружки остались без пары?Каких кружков не хватает?Каких больше?Меньше?Сколько красных кружков остались без пары?Красных на ск-ко больше,чем синих
положите 6 красных кружка,под каждый из них положите по синему кружку.Сколько синих кружков положили?
2)задачи на разностное сравнение.Основная сложность:объяснить уч-ся почему задача,в котором спрашивается на сколько больше решается вычитанием?(выставляются 3 красных кружка и 5 синих.)Каких кружков больше?Каких меньше?На ск-ко синих больше,чем красных?На ск-ко красных меньше,чем синих?На ск-ко 1 число больше,чем другое?=>нужно от большего вычесть меньшее.(н-р:Маша нашла 8 грибов, а Миша-6 грибов)8-6=2 (г.) Маша на 2 гриба собрала больше,чем Миша.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 707.