Для структуры национальных систем права в послевоенный период характерны адаптация к явлениям государственного вмешательства во многие сферы общественной жизни, а также возникновение новых, например таких, как патентное, авторское право, банковское, природоохранное, детское право, космическое и др.
Для послевоенной истории стало характерным регулирование деятельности суперобъединений предпринимателей и промышленных корпораций, которые получили особое распространение после Второй мировой войны. С помощью рычагов финансового и административного контроля эти суперорганизации становятся монополистами в области не только производства, но также сбыта. Были установлены санкции в виде денежных штрафов и тюремного заключения, однако эти меры оказались малоэффективными.
Признание равноправия мужчины и женщины в правовом общении было закреплено в послевоенных конституциях как бы в две волны: сразу после окончания войны — Франция (1946 г.), Италия (1947 г.), Япония (1947 г.), ФРГ (1949 г., в 1957 г. принят специальный Закон о равноправии мужа и жены) — и затем в 70-е гг. Португалия (1976) (записала в своей Конституции положение о равной гражданской и политической правоспособности супругов и о равных обязанностях в отношении содержания и воспитания детей), Испания (1978) (в Конституции зафиксировала положение о юридическом равноправии сторон, пребывающих в браке). Таким образом, к концу 70-х гг. дискриминация женщин в ряде европейских стран имела уже не формально-юридический, а социальный характер.
Основные изменения в карательной политике и праве на законное возмездие связаны с новациями в системе наказаний, пересмотром степени тяжести отдельных преступлений.
Новыми направлениями в наказательно-исправительной политике можно считать следующие:
• более полная индивидуализация ответственности преступника и выносимого ему наказания;
• учет смягчающих обстоятельств;
• учет рецидивности преступления, предоставление простой отсрочки наказания;
• условное освобождение;
• разрешение временно покидать исправительные учреждения во время отбывания срока наказания;
• предоставление каждому осужденному возможности иметь специальный, более мягкий ("полусвободный") режим отбывания наказания;
• введение практики отсрочки вынесения наказания;
• гуманизация наказания:
- отмена членовредительских наказаний;
- отмена каторги;
- отмена смертной казни;
- к тюремному заключению и штрафу добавили наказание в виде общественно полезного труда
• включение новых разновидностей составов преступлений с увеличением ответственности. Среди них — торговля наркотиками, терроризм, общественно опасные транспортные преступления, посягательства на окружающую среду, преступления в области информатики и компьютерной технологии;
• очищение кодекса от устарелых (недействующих) норм за деяния религиозного и нравственного характера (святотатство, адюльтер).
Трудовое законодательство сегодня выражает совокупность требований, относящихся к общению между нанимателем и его платными работниками. Оно включает в себя требования и правила трудового договора, коллективного соглашения, а также перечень условий и способы осуществления права на создание профсоюза, на проведение забастовки и др.
Современное социальное законодательство, предстает разновидностью защиты и обеспечения пользования правом на жизнь, на достойное человека «существование, обеспечиваемые и самим человеком, и различными человеческими общностями (семья, трудовой коллектив, благотворительные фонды и т. д.), включая государство. Государство делает это с помощью организованного сбора различных средств и распределения их в виде тех или иных благ, а также законодательного регулирования сферы труда, отдыха, образования, культуры, медицинского обслуживания и охраны окружающей среды.
Суды так или иначе подразделяются на высшие и низшие (в сложно устроенном государстве — еще на федеральные и земские суды).
На нижнем этаже судебной иерархии наиболее часто встречается деление на уголовные и гражданские суды, а также на суды общей юрисдикции (и уголовной, и гражданской), суды специальной юрисдикции (например, суды по делам несовершеннолетних, административные суды для чиновников).
Суды присяжные продолжают функционировать в большинстве стран либерально-демократической ориентации. Суд присяжных, будучи независимым, обеспечивает не только баланс властей, но и препятствует всяческому произволу и несправедливости.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.