Методы и приемы обучения русскому языку и методы исследования. Их классификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы исследования в методике преподавания русского языка — это пути, способы, с помощью которых осуществляется познание закономерностей обучения русскому языку.

Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, обшей методологической ориентации, конкретных целей и задач. Применяемые методы должны:

· обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы;

· улавливать динамику развития определенных качеств;

· предполагать необходимое педагогическое влияние;

· позволять анализировать ход педагогического процесса, его результаты и условия функционирования.

Основные типы методов исследования:

· наблюдение;

· эксперимент;

· опрос; тестирование;

· научные исследования;

· математические и статистические методы.

Наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании. Чаше всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Для повышения эффективности наблюдение должно быть:

· длительным;

· систематическим;

· разносторонним;

· объективным;

· массовым.

Изучение, анализ и обобщение опыта работы школы и лучших учителей, опыт и практика могут служить надежным критерием для проверки правильности выводов, сделанных теоретической методикой. Изучение продуктов деятельности учащихся может дать необходимые сведения о достигнутом уровне умений и навыков.

Особую роль играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Этапы эксперимента:

· теоретический — постановка проблемы; определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

· методический — разработка: методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

· собственно эксперимент — создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом, измерение реакций испытуемых;

· аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученный фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Виды эксперимента:

· естественный — в условиях обычного образовательного процесса;

· лабораторный — создание искусственных условий;

· констатирующий;

· формирующий — направленный на формирование определенных навыков и умений.

Методы опроса:

· беседа — проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения;

· интервью — исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности;

· анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Результаты беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависят от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Тестирование — целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерять характеристики и результаты обучения, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.

Используются тесты:

· успеваемости;

· элементарных умений;

· для диагностики уровня обученности и развития.

Научные исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей педагогический процесс.

Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, планы учителей, конспекты уроков и т. п.

Исследовательская работа включает в себя:

· изучение методического наследства;

· анализ соответствующей литературы в смежных областях.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Для более эффективных результатов обучения необходимы нестандартные, творческие формы уроков, внимание к которым современных ученых, методистов и учителей-практиков все более возрастает. Творческие уроки не исключают традиционных основ, но осуществляются более живо, интересно, и обнаруживают более эффективные результаты.

(По Текучеву). Среди методов обучения различают:

· методы, которые являются общими для всех школьных предметов и описываются дидактикой;

· методы, составляющие предмет частных методик обучения отдельным учебным предметам.

Совокупность методов обучения РЯ – предмет методики РЯ.

Методы могут классифицироваться по тому или иному их признаку:

· по источнику получения учениками знаний;

· по степени и характеру участия учащихся в учебном процессе (активные, пассивные методы, методы, различаемые по степени самостоятельности школьников во время выполнения заданий);

· по характеру и месту работы учеников (работы устные или письменные, работы классные, домашние, контрольные и т.д.);

Основа классификации методов обучения – источник получения знаний учащимися. К таким методам относятся: 1) слово учителя, 2) беседа, 3) анализ языка (наблюдения над языком, грам. разбор, анализ художественного текста), 4) упражнения, 5) использование наглядных пособий (схемы, таблицы), 6) работа с учебной книгой, 7) экскурсия.

В зависимости от характера участия ученика в уч. процессе условно разделяются методы:

· активные (беседа, гр. разбор, упражнения в конструировании предложений, классификации слов и т.д.) – требуют от учащихся напряжения сил, самостоятельности, использования творческих способностей;

· пассивные – рассчитаны лишь на подражание или механическое копирование чего-л. (например, при списывании с готового текста).

Методы м. различаться по психологическим основаниям, в зависимости от того, какие способности у учащихся тренируются – слух, зрение, память, внимание, воля.

Методы м. различаться в следующем – какой путь познания явлений, какие способы мышления и законы логики лежат в основе их классификации: индукция и дедукция; аналогия, сопоставление и противопоставление; анализ и синтез.

Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать и применить наиболее эффективный с т.з. возможных результатов, экономный по времени, удобный в пользовании метод.

Не существует универсального метода обучения РЯ. Только совокупность методов в виде определенной системы может обеспечить надежное усвоение учащимися программного материала.

 

Урок – основная форма учебной работы в школе. Подготовка учителя к уроку.

Общая характеристика классно-урочной системы. Классной она называется потому, что все учащиеся сгруппированы по классам, соответственно возрасту и уровню знаний. Урочной называется потому, что учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд разделов, а те, в свою очередь, на ряд последовательных, равномерно идущих один за другим урокам. Попытки модернизировать классно-урочную систему или вовсе отойти от нее продолжаются, но она до сих пор остается самой массовой системой обучения в мире благодаря своим преимуществам.

Преимущества урока перед другими формами: 

1. Простая организация и управление. 

2. Четкость и последовательность работы. 

3. Экономичность, так как учитель одновременно работает с большой группой учеников. 

4. Стимулирующее воздействие на учеников со стороны классного коллектива. 

5. Возможность сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. 

В современной школе основная форма организации учебной работы - урок, имеющий следующие признаки: 

· урок проводится в соответствии с учебным планом, программой, определяющей содержание обучения; 

· урок – органическая часть в системе уроков по теме, разделу, курсу, на котором осуществляется закрепление, повторение ранее изученного материала, подготовка к овладению материалом по следующей теме; 

· на уроке сочетается индивидуальная, групповая, коллективная форма работы, разнообразные методы обучения, создаются благоприятные условия для активного общения детей, коллективной работы; 

· в учебно-воспитательной работе на уроке создается атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся (при ведущей роли педагога);

· точно установленная продолжительность (40-45 минут), но в 1 классе 30-35 минут. 

Урок проводится по определенному расписанию с группой детей постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки; на уроке осуществляется систематическая проверка и оценка ЗУН учащихся. уроки различных типов имеют свою чётную структуру, которая представляет все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Главное в каждом уроке – это то, что он обеспечивает непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого идёт овладение ЗУН (знание, умение, навык). Урок является достаточно законченным этапом процесса обучения и выполняет важную функцию - обеспечивает достижение дидактической цели. В каждом уроке есть своя логическая структура, определяемая дидактической целью, методами и средствами обучения. Главное при подготовке урока - определение его цели.

Типы уроков. В основе классификаций традиционных и творческих уроков: цели и задачи уроков, содержание изучаемого материала, этапы обучения и т.д.

Типы уроков РЯ (традиционные):

1. уроки изучения нового материала

2. уроки закрепления знаний, умений и навыков;

3. повторительно-обобщающие уроки;

4. комбинированные уроки;

5. контрольные уроки;

6. уроки развития речи;

7. уроки исправления ошибок и их анализа.

Уроки по содержанию м.б.: по грамматике, по фонетике, по словообразованию, по орфографии, по пунктуации и по развитию речи.

Подготовка учителя к уроку. Включает в себя:

· определение темы урока и точное ограничение ее объема;

· ознакомление с научно-лингвистической и методической литературой по данному вопросу, изучение соответствующего материала учебника, выяснение возможных трудностей учащихся, степени объема изложения и соответствия упражнений намеченной цели;

· составление плана урока.

Планы уроков по типам см. в методичке.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 363.