Философия. Методика преподавания русского языка как отрасль педагогической науки развивается в тесной взаимосвязи с философией, являющейся для нее методологической основой. Философия исследует наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления.
Язык и мышление — два неразрывно связанных вида общественной деятельности. Мышление осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
Язык является:
· важнейшее средство познания и общения;
· непосредственная действительность мысли (К. Маркс);
· практическое действительное сознание;
· знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.
Психология. Методика преподавания русского языка связана с психологией, изучающей закономерности развития психики человека, поскольку опирается на исследование таких психологических проблем:
· восприятие учебного материала;
· его запоминание и воспроизведение;
· развитие мышления и речи школьников;
· формирование умений и навыков правописания;
· усвоение языковых понятий;
· активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;
· развитие их познавательных интересов; индивидуальные и возрастные особенности и др.
Использование учителем данных психологии способствует успешному усвоению учащимися знании и навыков по русскому языку.
Дидактика (часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования). Методика преподавания русского языка связана также с дидактикой, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Дидактика изучает разные формы проявления взаимодействия компонентов обучения и на основе выявленных закономерностей разрабатывает определенные системы обучающих воздействии. Эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, раскрываемом в учебных планах, учебных программах и учебниках; реализуются соответствующими методами и средствами обучения в определенных организационных формах.
Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».
Языкознание. Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку в целом определяется прежде всего языкознанием (A.B. Текучев) и конкретизируется в виде описания:
· звуковой системы;
· грамматического строя;
· грамматических, лексических и правописных норм современного русского языка.
Важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа:
· социальная функция,
· связь с сознанием,
· уровни (фонетический - лексический - морфемный - словообразовательный - морфологический - синтаксический - уровень текста),
· а также специфика его разделов. Например, свойства русского правописания рассматриваются как основа методики его преподавания, выбор методики определяется типом орфограммы.
Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и в текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы.
Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель "языковой личности". Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. В основу модели "языковой личности" положен "социальный заказ", т.е. сложившееся в современном обществе представление об его активном члене.
Школьная и научная грамматика в своих методологических основах должны быть едины.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 420.