Методика преподавания РЯ как наука, ее предмет и задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика преподавания РЯ как наука, ее предмет и задачи.

Общее понятие о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

(Задача школы и научной методики - сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека).

Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения – языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.

Задачи методики. Методика решает четыре задачи: sпервая - "зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; sвторая - "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. sТретья задача - "как учить": разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. sЧетвертая - "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

(По Баранову)

Новое в методике РЯ. Инновационные технологии. (доработать)

Методика как наука очень чутка к новым появляющимся и развивающимся лингвистическим теориям. Так, за последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться следующие новые языковые теории: теория словообразования, что дало основу для включения соответствующей темы в школьный курс русского языка; теория типов текста уже прочно вошла в методику сочинения и школьную практику; все глубже проникает в методику синтаксис целого текста и связей внутри компонента текста (ССЦ); делаются попытки применить в методике русского языка теорию актуального членения предложения, фонемную теорию орфографии. Создание трудов по функциональной грамматике русского языка стимулирует адекватный функциональный подход в методике.

Урок – основная форма учебной работы в школе. Подготовка учителя к уроку.

Общая характеристика классно-урочной системы. Классной она называется потому, что все учащиеся сгруппированы по классам, соответственно возрасту и уровню знаний. Урочной называется потому, что учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд разделов, а те, в свою очередь, на ряд последовательных, равномерно идущих один за другим урокам. Попытки модернизировать классно-урочную систему или вовсе отойти от нее продолжаются, но она до сих пор остается самой массовой системой обучения в мире благодаря своим преимуществам.

Преимущества урока перед другими формами: 

1. Простая организация и управление. 

2. Четкость и последовательность работы. 

3. Экономичность, так как учитель одновременно работает с большой группой учеников. 

4. Стимулирующее воздействие на учеников со стороны классного коллектива. 

5. Возможность сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. 

В современной школе основная форма организации учебной работы - урок, имеющий следующие признаки: 

· урок проводится в соответствии с учебным планом, программой, определяющей содержание обучения; 

· урок – органическая часть в системе уроков по теме, разделу, курсу, на котором осуществляется закрепление, повторение ранее изученного материала, подготовка к овладению материалом по следующей теме; 

· на уроке сочетается индивидуальная, групповая, коллективная форма работы, разнообразные методы обучения, создаются благоприятные условия для активного общения детей, коллективной работы; 

· в учебно-воспитательной работе на уроке создается атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся (при ведущей роли педагога);

· точно установленная продолжительность (40-45 минут), но в 1 классе 30-35 минут. 

Урок проводится по определенному расписанию с группой детей постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки; на уроке осуществляется систематическая проверка и оценка ЗУН учащихся. уроки различных типов имеют свою чётную структуру, которая представляет все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Главное в каждом уроке – это то, что он обеспечивает непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого идёт овладение ЗУН (знание, умение, навык). Урок является достаточно законченным этапом процесса обучения и выполняет важную функцию - обеспечивает достижение дидактической цели. В каждом уроке есть своя логическая структура, определяемая дидактической целью, методами и средствами обучения. Главное при подготовке урока - определение его цели.

Типы уроков. В основе классификаций традиционных и творческих уроков: цели и задачи уроков, содержание изучаемого материала, этапы обучения и т.д.

Типы уроков РЯ (традиционные):

1. уроки изучения нового материала

2. уроки закрепления знаний, умений и навыков;

3. повторительно-обобщающие уроки;

4. комбинированные уроки;

5. контрольные уроки;

6. уроки развития речи;

7. уроки исправления ошибок и их анализа.

Уроки по содержанию м.б.: по грамматике, по фонетике, по словообразованию, по орфографии, по пунктуации и по развитию речи.

Подготовка учителя к уроку. Включает в себя:

· определение темы урока и точное ограничение ее объема;

· ознакомление с научно-лингвистической и методической литературой по данному вопросу, изучение соответствующего материала учебника, выяснение возможных трудностей учащихся, степени объема изложения и соответствия упражнений намеченной цели;

· составление плана урока.

Планы уроков по типам см. в методичке.

Развитие речи в системе уроков РЯ. Содержание этой работы. (объединить с 46)

(По Баранову) Учитель должен следить за речью учащихся, объяснять значения новых слов, оценивать последовательность и выразительность ответа и т.п.

На уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

Для определения уровня развития связной речи школьников используются такие показатели, как:

1. объем высказывания (он характеризуется, как правило, путем подсчета лексем и предложений);

2. количество подтем (микротем), их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развернутости (устанавливается путем выделения смысловых компонентов высказывания и определения их объема);

3. наличие определенных языковых средств (например, выражающих причинно-следственные отношения, сравнения и т.д.);

4. разнообразие словаря, синтаксических конструкций и т.д.;

5. среднее число слов в предложении; количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок и недочетов;

6. темп высказывания; количество случаев прерывистости устной речи, их характер и некоторые другие.

Ученики овладевают умением вести беседы (диалог) по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с обучением в школе. Специальное, хотя и недостаточное, внимание уделяется обучению монологической речи и в значительно меньшей степени - культуре бытового общения, словесной вежливости в процессе устной диалогической речи.

Для устной монологической речи в процессе овладения ею учащимися характерны: а) прерывистость, которая проявляется в остановках, в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в "срывах" начатого слова или предложения; б) интонационная нерасчлененность речи, т.е. произношение отдельных словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга; в) отсутствие интонации целого текста, которое обычно связано с отсутствием определенного замысла высказывания; г) интонационный монотон.

В развитии письменной речи учащихся наблюдаются следующие тенденции: рост объема и структурное усложнение синтаксических конструкций; расширение сферы использования слов, имеющих сложный морфологический состав; рост разнообразия используемых языковых средств. Вместе с тем в развитии речи наблюдается и тенденция унификации, проявляющаяся в преимущественном использовании учениками IX-XI классов отдельных языковых средств (из ряда соотносительных): абстрактных имен существительных, сложноподчиненных предложений со словами что, который и т.д. Унификация отражает не только определенную бедность речи, но и особенности книжного стиля, которым пользуются старшеклассники в своих устных ответах и письменных сочинениях.

Большую роль играет школа в становлении и совершенствовании стилистических разновидностей речи учащихся. К моменту поступления в школу дети в основном овладевают разговорным стилем (устной формой литературного языка). Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи. Постигая в школе основы наук, дети пользуются учебно-научной разновидностью книжной речи, когда на уроках кратко или развернуто отвечают на вопросы учителя, выступают с сообщениями и докладами (на темы изучаемых предметов). В школе также начинает складываться публицистический стиль речи.

Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. Такие темы программы родного языка, как "Стили", "Текст", "Тема", "Основная мысль высказывания" и др., – собственно речеведческая часть курса русского языка.

Указанные в программе требования отражают содержание понятийной части общей программы: этап введения определенных речеведческих знаний (в том числе и о способах речевой деятельности) и начальный этап формирования соответствующих умений.

К общим коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:

· - умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;

· - умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);

· - умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;

· - умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;

· - умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).

Специфические умения устной речи учащихся:

· умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.), различными приемами подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения,

· умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления и т.д.),

· а также овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.

 

Развитие речи в школьном курсе РЯ. Содержание этой работы.

(По Текучеву) целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся — вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.

Содержание этой работы. Основные компоненты нашей речи – звук, слово, словосочетание, предложение и сочетание предложений (связная речь). Методика РЯ охватывает все стороны языка.

Со звуком методика развития речи имеет дело в его устном варианте. Устная речь подчиняется определенным нормам (литературное произношение). Совокупность этих норм составляет отрасль линг. науки – орфоэпии.

Слово, словосочетание, предложение – компоненты языка, находящиеся между собой в сложных, но строго нормированных отношениях. Служат основой для связной речи.

Так, слово – составная часть словосочетания, словосочетания в совокупности составляют предложения, совокупность предложений составляет связную речь.

Связная речь охватывает все стороны языка. В ней существует внутренняя логическая связь между ее частями. При этом имеется в виду связь между предложениями, не только рядом стоящими, но и значительно удаленными друг от друга. Здесь логическая связь устанавливается путем многоступенчатых переходов от одного логического «шага» к другому.

Связная речь должна основываться на богатом словаре и фразеологии учащихся, на навыках пользования разными синтаксическими конструкциями, на умении различать стилистические особенности словосочетаний и предложений и т.д.

Развитие речи осуществляется в трех направлениях:

1. обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой в связи с различ. упражнениями, изложениями, сочинениями;

2. овладение нормами РЛЯ;

3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устном и письменном виде.

 

Содержание и формы внеклассной работы по РЯ.

Виды внеклассных работ:

Кружок по РЯ – одна из самых эффективных форм внеклас. работы. Занятия ведутся систематически, по определенному плану, при более или менее постоянном составе учащихся. Участие в кружке добровольное.

Содержание работы в кружке – соблюдение общепедагогического принципа перехода от простого к сложному. Содержанием занятий кружка м.б. любые вопросы, связанные с тем или иным разделом программы или видом занятий по РЯ.

Кружок по РЯ м.б. и кружком по литературе.

Одно из ответвлений в деятельности кружка – краеведческая работа (ознакомление учащихся с местами района, города, села, связанными с именами писателей прошлого или настоящего; изучение диалектных особенностей и борьба с диалектизмами в речи учащихся; собирание местных слов и их пояснение и т.д.).

Работа по развитию речи и выразительному чтению занимает особое место в общей системе внеклассной работы. Это м.б. и отдельные кружки или такие работы м.б. включены в план кружка по РЯ. Навыки выразительного чтения находят применение буквально во всех занятиях по РЯ. Занятия по развитию речи будут способствовать совершенствованию навыков устной речи вообще и навыков художественного рассказывания в частности.

Школьная стенгазета. Кружком РЯ м.б. подготовлены специальные тематические выпуски газеты, посвященные РЯ как предмету изучения в школе, вопросам повышения культуры речи учащихся, борьбе с различного рода речевыми недочетами.

В числе вопросов-задач желательно помещать такие, ответы на которые будут предупреждать повторение стилистических, орфографических или пунктуационных ошибок.

Школьный журнал. Цель – повышение культуры речи учащихся, воспитание уважения и любви к языку.

Здесь могут помещаться статьи, посвященные знаменательным датам из жизни русских и зарубежных писателей, статьи о работе писателей над языком, наиболее удачные сочинения учащихся, исторические справки о происхождении слов и выражений и т.д.

Экскурсии. В работе внеклассного изучения РЯ мало применимы.

Ученические конференции, посвященные вопросам РЯ. На этих конференциях выступают учащиеся с небольшими докладами. Выступления с выразительным чтением отрывков худ. произведений прозы и стихотворений.

Олимпиады. Массовая проверка результатов классной и внеклассной работы учащихся. М.б. районного и общегородского масштаба. Задания на олимпиадах не должны выходить за пределы школьной программы.

 

Сочинение по картине. Требования к его структуре и содержанию. Методический анализ урока.

План сочинения.

Вступление:

· справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);

· справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

· сюжет картины;

· описание переднего и заднего планов;

· описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);

· детали;

· цветовая гамма;

· роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

· собственное мнение о картине;

· общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

–Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.

–Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).

–Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.

–Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

 

 

Методика преподавания РЯ как наука, ее предмет и задачи.

Общее понятие о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

(Задача школы и научной методики - сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека).

Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения – языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.

Задачи методики. Методика решает четыре задачи: sпервая - "зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; sвторая - "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. sТретья задача - "как учить": разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. sЧетвертая - "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

(По Баранову)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 581.