Под национальным стилем делового общения, как правило, понимают наиболее типичные, наиболее вероятные особенности восприятия, поведения и мышления человека. Это не значит, что эти особенности будут обязательными для всех представителей данной страны или культуры. Так, можно встретить эмоциональных эстонцев или финнов и, наоборот, неторопливых испанцев или итальянцев. Подчеркнем, что универсального описания стиля делового общения какой-либо национальности не существует, ведь каждый человек индивидуален. Однако стереотипы национальных черт тех или иных народов, которые уже описаны, достаточно хорошо «работают» и помогают лучше представить, как действовать в определённой ситуации. Например, готовясь к деловой встрече с представителем Финляндии, мы должны понимать, что скорее всего он будет медлителен и молчалив. Если же нам предстоит встреча с итальянцем, то мы должны быть готовы к тому, что это будет человек эмоциональный, харизматичный и разговорчивый. Словоохотливый финн и «закрытый» итальянец в данном случае будут восприниматься скорее как исключение, если, конечно, мы имеем в виду специфические национальные черты.
Известный во всем мире специалист в области межкультурного общения Ричард Д. Льюис выделяет три типа деловых культур в соответствии со способом восприятия человеком и организации им реальности: моноактивные, полиактивные и реактивные.
Представители моноактивных культур планируют свои действия. Они всегда следуют составленному расписанию, решают поставленные задачи только в определённой последовательности. Им привычно в данный момент заниматься одним делом, по завершении которого они приступают к другому. Типичными представителями таких культур являются англосаксы: американцы, англичане, немцы, датчане, шведы, швейцарцы и др.
Представители полиактивных культур, подвижны, словоохотливы, эмоциональны. Они способны одновременно делать несколько дел, причем первыми будут решаться те задачи, которые наиболее привлекательны или значимы для них. Однако таким образом не всегда все дела доводятся до конца. К типичным представителям полиактивных народов можно отнести арабов, латиноамериканцев, испанцев, итальянцев и других представителей южной Европы.
Китайцы, японцы, финны – классические представители реактивных культур. Им свойственны молчаливость, спокойствие, осторожность и закрытость. В реактивных культурах особое место отводится вежливости и уважению к собеседнику и партнёру.
При столкновении различных культур, как правило, возникает конфликт, так как традиции и обычаи представителей разных культур порой прямо противоположны. Результатом этого становится взаимное раздражение. Ричард Д. Льюис в своей книге «Деловые культуры в международном бизнесе от столкновения к взаимопониманию» приводит такой пример: «Моему другу, продюсеру Би-би-си, приходилось часто бывать в Европе, чтобы увидеться с представителями корпорации в других странах. В Дании и Германии такие встречи никогда не вызывали осложнений, но в Греции он всегда испытывал затруднения. Греческий агент был популярным в Афинах человеком и каждый день встречался с таким количеством людей, что постоянно сдвигал свой график. Мой друг обычно пропускал назначенную встречу или по три-четыре часа ждал, пока тот не появится. В конце концов после нескольких поездок продюсер адаптировался к полиактивной культуре. Он просто приходил поздним утром к секретарю агента и узнавал его план на этот день. Если грек проводил большинство встреч в номерах отелей и барах, то продюсер Би-би-си поджидал его в холле гостиницы или перехватывал его, мчащегося с одной встречи на другую. Полиактивный грек был счастлив видеть его и без всяких колебаний уделял ему полчаса, опаздывая из-за этого на свою следующую встречу».
Задача любого участника межнационального делового общения – добиваться результативной коммуникации, обходить конфликты и учитывать особенности разных культур.
Обратимся к описанию национальных особенностей переговорных стилей. Однако следует помнить, что наличие национальных особенностей не означает, что именно соответственным образом будут вести себя на переговорах представители той или иной стороны. Это лишь наиболее вероятные особенности ведения переговоров, характерные для представителей той или иной стороны, и не следует считать их обязательными.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 333.