Этап II. Написание текста выступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Второй этап подготовки – непосредственное написание текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия.

Вспомним о том, что слово красноречие означает умение говорить и писать грамотно, красиво, убедительно и увлекательно.

На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать 1) изобразительные возможности, или богатство языка, а также 2) явления, «засоряющие» речь. Первые необходимо развивать, а вторых – избегать в своей речи.

Богатство языка

Нередко нам приходится слышать фразы: «Какой богатый язык!» или «У него язык такой бедный…». Чем же отличается богатая речь от бедной?

Количество слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20 тысяч слов, а известная героиня Ильфа и Петрова Эллочка Щукина «легко и свободно обходилась тридцатью». Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы. В нашем родном языке широко распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

Смеяться – хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, катать­ся от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

Любить – быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности русского языка!

Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы.

Д. Карнеги в книге «Как вырабатывать уверенность в себе и вли­ять на людей, выступая публично» дает разные сравнения, например, к слову холодный: холодный, как … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками).

Главное условие правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Небрежные в речи ораторы могут искажать состав фразеологизмов. Например: На безрыбье и окунь рыба (правильно: … и рак рыба); Он идет в одну ногу со временем (правильно: … в ногу со временем); Он начал лить свои крокодиловы слезы (правильно: … лить крокодиловы слезы).

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь

У косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, «засоряющими» речь. В их числе:

1) «заезженные» формулировки: более-менее, нормально,
ничего
;

2) слова-паразиты: так-сказать, типа, типа того, чисто
кон­кретно, как бы, прикинь!;

3) сленговые формы: отпад! круто! классно! прикол! тащусь!

4) сокращения слов: коммуналка, Б МБ-ушка, видак, телик;

5) фонетические стяжения: тыща, щас, воще, чё?

6) иноязычные «вкрапления»: о'кей, ноу-проблем, вау!

7) орфоэпические ошибки: *кат лог, инциндент.

Названные явления недопустимы в речи оратора.

Отметим что, начинающему оратору написать целиком текст выступления очень полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенность.

Этап III. Окончательная подготовка выступления

На завершающем этапе идет работа с текстом выступления. желательно пользоваться маркерами, выделяя цветом ключевые фразы текста (разметка). Советуем поменьше зачеркиваний и надписываний. Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты.

Далее желательно прорепетировать выступление. Лучше всего, если у вас есть живой слушатель, в другом случае, можно использовать магнитофон. Запишите свою речь на пленку, а затем прослушайте. Вы, возможно, будете удивлены: речь покажется невыразительной, монотонной, и даже скучной. Значит, есть над чем поработать!

Второй совет – произнесите речь перед зеркалом! Приветливое ли у вас выражение лица? Уместны ли жесты? Нет ли затяжных пауз?

В заключение отметим, что мастерство публичного выступления приходит с опытом. Используйте любую возможность, чтобы выступить: ответ на семинаре, интересный рассказ в кругу друзей, даже красивый и оригинальный тост! Умение говорить на публике не раз пригодится вам в жизни!

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 311.