Понятие об ораторском искусстве. Из истории науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термины «ораторское искусство» и «риторика» античного происхождения. В древнегреческом языке был глагол rheo, который имел значение «говорю». Производное от него rhetor означало «оратор», – оно и дало название науке – rhetorike, т.е. искусство (мастерство) ораторской речи. Этому слову есть латинское соответствие oratoria и русское – красноречие.

Риторика – одно из самых древних знаний на земле. Этой науке насчитывается более 2500 лет, если принять за точку отчета V–IV вв. до н.э. – период ее возникновения и расцвета в Древней Греции, где риторику называли «царицей всех наук».

На протяжении тысячелетий в понятие «риторика» люди вкладывали разные смыслы.

Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». Монологическая речь, по мнению Платона и Сократа, Аристотеля и других древнегреческих философов, призвана обратить слушающих в свою веру.

Важное место в жизни древнегреческих городов занимал суд.

Вспомним Афины (IV в. до н.э.) – самый крупный экономический, политический и культурный центр Древней Греции. Там был установлен строй рабовладельческой демократии. Каждые десять дней афинские граждане собирались на главной площади города и обсуждали важные государственные дела: объявление войны/мира, избрание на должность и т.д.

Любой гражданин мог принять самое активное участие в народном собрании, в суде. Он мог возбудить или опровергнуть обвинение. Однако в Греции не было адвокатов, и подсудимый должен был защищать себя сам! Поэтому, естественно, умение говорить, убеждать, отстаивать свою точку зрения публично, т.е. владение ораторским искусством считалось первой необходимостью для греков.

В Древней Греции ораторское искусство было также неразрывно связано с политикой. Все крупны­е политические деятели Древней Греции известны как знаменитые ораторы (Перикл, Демосфен).

Во времена расцвета римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». «Искусство» здесь означало и воздействие речи на слушателя, и ее эстетическую характеристику. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон). Цицерону принадлежит известное изречение: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора».

В эпоху Средневековья и начальный период Возрождения ритори­ка стала трактоваться как «искусство украшения речи». Таким обра­зом, убеждение (мысль) отделилось от выражения (языка).

Искусство русского красноречия берет начало со времен введения христианства на Руси (988 г.). Первые риторические знания пришли на Русь вместе с сочинениями христианско-византийских ученых. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука. Старинному русскому красноречию было присуще глубокое уважение к книжному слову.

В Древней Руси начиная с XII в. разрабатывались следующие виды красноречия:

1) политическое красноречие – выступление на народном собрании, вече;

2) военное красноречие – обращение князей к войску с призывом стойко сражаться;

3) дипломатическое красноречие – переговоры русских князей с иноземными государствами;

4) торжественное красноречие – речи на пирах, тризнах;

5) духовное красноречие – церковные проповеди.

Большая заслуга в развитии русской риторики XVIII–XIX веков принадлежала крупным ученым В.К. Тредиаковскому, М.В. Ломоносову, Н.Ф. Кошанскому.

 

Современная риторика

Сегодня в понятия «риторика», «ораторское искусство», «красноречие» вкладывают следующие смыслы: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на оратор­ских приемах; 3) высокая степень мастерства публичного выступления.

Современная риторика – это теория и мастерство эффективной, целе­сообразной речи.

Предмет риторики – общие закономерности речевого поведения и практические техники использования их для то­го, чтобы сделать речь эффективной.

Современная риторика – это теоретическая и прикладная наука о логических, эстетических и этических качествах публичной речи.

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программах школ и университетов по всему миру. Она рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в различных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают и как теорию культуры речи, и как историю ораторского искусства, и как технику устного публичного выступления, и как стилистику текста, и как методику обучения эффек­тивному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике.

Новая русская риторика постоянно развивается, что обусловлено практическими задачами общества, так как в настоящее время каждый че­ловек заинтересован в том, чтобы говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать эффективные отношения с людьми в семье и в общественной жизни. Риторика оказалась востребованной в практической деятельности представителям многих профессий: бизнесменам, менеджерам, преподавателям, юристам, поли­тикам и др., именно им приходится общаться с людьми, консультировать, выступать публично.

На рубеже ХХ–ХХI веков в России происходит возрождение риторики. Это вызвано рядом причин:

- культурно-историческими (развитием демократии, свободы личности, свободы слова);

- коммуникативными (расширением сфер обучения, повышением роли речи в обществе);

- социально-политическими (появлением потребности убеждать людей);

- экономическими (конкуренцией, необ­ходимостью создания науки о рекламе и завоевании покупателей).

В настоящее время термин «риторика» употребляется в двух основных значениях:

в теоретическом:

- как теория речи, описывающая процедуру порождения (создания) текстов;

- как инструментарий для стилистического анализа текстов;

в прикладном:

- как наука об эффективном общении;

- как мастерство публичной речи, руководство по организации коммуникации;

- как развитие индивидуально-речевых способностей для макси­мально убедительного воздействия на адресата.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 355.