Уровни ораторского мастерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выделяют три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»). Каждый из уровней включает несколько составляющих компонентов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Уровень искусства оратора Составляющие компоненты
I.  Владение материалом  
(что говорить) 1. Грамотность речи 2. Словарный запас 3. Композиция (построение речи)  
II. Владение собой  
(как говорить) 1. Естественность поведения оратора 2. Техника речи 3. Контакт с аудиторией
III. Образ оратора  
(кто говорит) 1. Одежда 2. Положение (сидя или стоя) 3. Выражение лица 4. Жесты

Рассмотрим подробнее эти уровни и их составляющие.

Владение материалом («что говорить»)

Грамотность речи – одна из главных составляющих данного уровня. Она предполагает соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка (см. тему 1).

Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью правильно выражать свои мысли. Словарный запас делится на активный (слова, активно используемые в речи) и пассивный. Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного.

Задача оратора – увеличивать свой активный словарный запас. Этого можно достичь, если регулярно слушать лекции, смотреть телепередачи, и, конечно же, читать книги. Пополнение словарного запаса происходит за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.

Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека: речь должна строиться так, чтобы слушателям было удобно ее воспринимать.

Речь состоит из трех частей: 1. Вступление, 2. Основная часть, 3. Заключение. Их основное назначение таково (см. табл. 2).

Таблица 2

Назначение частей речи

Часть речи Назначение
Вступление Привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету
Основная часть Сообщить информацию; обосновать ее
Заключение Суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию

Выступление всегда очень важно. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:

ü изложение плана предстоящей речи;

ü актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;

ü история вопроса.

При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы переход от одного вопроса к другому был плавным, логически обоснованным.

В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное на полуслове, слишком краткое заключение придает речи незавершенность, недосказанность.
С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, в меру кратким и вытекать из содержания.


Владение собой («как говорить»)

Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

Естественность поведения

Естественность поведения оратора – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение «оторваться» от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение оратора сразу же «считывается» аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.

Техника речи

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда «хорошо слышно и все понятно». Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

1. Дикция (от лат. dictio – «произнесение») – это произнесение звуков. Дикция очень важна для ораторов. Ведь если «страдает» дикция (например, вследствие дефекта речи либо нечёткого произнесения слов), аудитория не воспримет информацию.

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – «время») – это скорость речи, то время, за которое мы произносим текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп («строчит как из пулемета») или замедленная речь («вымученная», «нудная», «как воду цедит»). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же что-то произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3. Интонация (от лат. intonare – «громко произносить») – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например:

1) Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?)

2) Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?)

3) Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?)

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке.

Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.

Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука («громко» – «тихо») для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. таблицу 3).

Таблица 3

Дата: 2019-02-02, просмотров: 674.