Образ оратора («кто говорит»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:

60% – КТО оратор, что он из себя представляет;

30% – КАК оратор говорит;

10% – ЧТО он говорит.

Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Общее впечатление, производимое оратором, зависит от многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.

1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой. Предпочтение отдается классическому стилю.

2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако в большой аудитории следует стоять во время выступления.

3. Выражение лица. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.) Необходимо также улыбаться. Это создает дружеский настрой в аудитории.

4. Жесты. Все люди используют жесты в своей речи в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Однако частая жестикуляция будет мешать восприятию речи.

 

Подготовка публичного выступления

Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо заранее правильно подготовиться к речи.

Подготовка публичной речи осуществляется в три этапа. Этап I. Подготовка содержания речи. Этап II . Написание текста выступления. Этап III . Окончательная подготовка выступления.

На каждом этапе у будущего оратора образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас. Рассмотрим эти этапы.

Этап I. Подготовка содержания речи

На самом первом этапе определить тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться составлением плана, сбором материала и обдумыванием структуры речи.

Тема выступления

Итак, на начальном этапе подготовки речи нужно выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления во многом зависит от отношения и интереса автора к теме. Интересно выступать на новую («неизбитую») тему.

Если же вам приходится говорить на давно известную тему, постарайтесь внести в нее что-то новое, что-то свое (найдите новые примеры, выразите личное отношение). Посмотрите на предмет выступления «разумом новичка». Кроме того, тема должна вам нравиться.

Итак, новизна темы и ваш интерес к ней – залог успеха.

Цель речи

Следующий шаг подготовки – определение цели речи. По цели речи делятся на воспитательные, развлекательные, информационные, агитационные и др. У информационной речи, например, главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию, а развлекательная речь ставит задачей развлечь аудиторию, вызвать ее смех.

Важно также отдавать себе отчет в том, какова субъективная (личная) цель вашего выступления. Выступление можно готовить для того, чтобы получить отличную оценку на семинаре, а можно для того, чтобы понравиться аудитории (или одному конкретному человеку).

Рабочий план

Третий шаг подготовки к выступлению – составление предварительного рабочего плана. Он состоит из 5–6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении. Так, например, если вы хотите сделать доклад на тему «Заимствования в современном русском языке», то ваш рабочий план может быть таким:

1.   Причины заимствований.

2.   Заимствования из славянских и неславянских языков в разные периоды истории.

3.   Заимствования конца XX – начала XXI века.

4.   Отношение к заимствованиям: положительные и отрицательные результаты заимствований.

5.   Языковые признаки заимствованных слов.

6.   Исконно славянская лексика в русском языке.

Сбор материала

Следующий, четвертый, шаг работы над будущей речью – сбор материала. Существует несколько полезных советов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала – это 1) сбор информации, 2) вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор материала на последние один-два дня.

На этапе сбора материала очень важно прочесть несколько источников информации по теме. Психологи утверждают, что читать и записывать информацию лучше за письменным столом (за компьютером), а вот обдумывать тему лучше во время прогулки, ходьбы. Тогда мышцы тела активизируются и процесс обработки информации проходит гораздо эффективнее. (Во время прогулки по парку или немноголюдной улице также хорошо проводить и репетицию речи.)

Структура речи

После завершения подготовки содержания выступления необходимо тщательно продумать структуру речи: последовательность частей и вопросов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Как было сказано выше, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение. Структура речи может не соответствовать первоначальному рабочему плану. Сравните:

Рабочий план Структура речи
1. Причины заимствований. 2. Заимствования из славянских и неславянских языков в разные периоды истории. 3. Заимствования конца XX – начала XXI века. 4. Отношение к заимствованиям: положительные и отрицательные результаты заимствований. 5. Языковые признаки заимствованных слов. 6. Исконно славянская лексика в русском языке. I. Вступление Заимствования конца XX – начала XXI века. II. Основная часть 1. Заимствования из славянских и неславянских языков в разные периоды истории. 2. Причины заимствований. 3. Исконно славянская лексика в русском языке. III. Заключение Отношение к заимствованиям: положительные и отрицательные результаты заимствований.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.