Бенедикт Спиноза (1632–1677) не был ни дуалистом, ни материалистом, ни идеалистом. Он развивал двухаспектную теорию. Преодолевая дуализм Декарта, Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является и единственной реальностью. Спиноза действительно пытается взглянуть на человека как на целостное существо. Философ считает: нельзя сказать, что «человек состоит из души и тела» или что «человек представляет собой исключительно тело или исключительно душу». Сознание и тело – лишь два аспекта одного и того же существа. Выдвинув этот тезис, Спиноза избежал и еще одной проблемы: ему стало не нужно объяснять, как взаимодействуют сознание и тело. Идея единства и целостности субстанции не только важна для понимания целостности духовно-телесной сущности человека, но и становится основополагающей в подходе Спинозы к проблемам познания.
Из бесконечной полноты природы логически должно проистекать бесконечное количество ее атрибутов, каждый из которых выражает некоторую сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом – под другим» (цит. по [Ждан, 1990]). Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: протяжение и мышление. Таким образом, душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе. Поэтому порядок и связь идей таковы же, как порядок и связь вещей. Соответственно, познавая природу или познавая себя, мы познаем одну и ту же связь причин, один и тот же порядок или закон. Таким образом, Спиноза утверждал принципиальную познаваемость мира. Сущность же человеческой души состоит именно в познавательной деятельности.
В его психологическом учении отметим два аспекта. Во-первых, он признает три ступени познания, или три вида идей.
Низшей ступенью является чувственное отражение окружающего мира, мнение или воображение. Это знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта. Они не являются истинными, поскольку субъективны и не отражают внутреннюю природу вещи Такое познание недоказуемо и недостоверно.
Вторая ступень – деятельность разума. Знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений. Это общие понятия (прежде всего математические), адекватные идеи, ясные и отчетливые. На этой ступени человеческая душа постигает внутреннее сходство и различие вещей.
Наивысшая ступень познания – интуитивное знание – истинное, объективное знание о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной (интеллигибельной) интуиции.
Согласно воззрениям Спинозы, «познание второго и третьего рода необходимо истинно», только с его помощью мы можем отличить истинное от ложного. Это адекватное познание рассматривает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая законы мира, субстанции.
Во-вторых, Спиноза рассуждает о движущих силах поведения человека. Это проблема свободы воли иприроды человеческих чувств. Постановка указанных вопросов и подходы к их решению в работах Спинозы неразрывно связаны с его теорией познания. Чувства он стремился понять на основании законов природы. Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, поскольку он – часть природы. Он не может не подчиняться ее порядкам и законам и бессилен перед ними. Спиноза подчеркивал непреодолимую силу, которую страсти приобретают над людьми, раскрывал ошибочность утверждения о том, что люди сами выбирают свои страсти. Это бессилие человека перед своими страстями Спиноза называл рабством: «...мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе». Таким образом, поведение человека, по мысли Спинозы, жестко детерминировано аффектами, причем эта детерминация внешняя, а не внутренняя. Люди осознают свои желания, но не знают истинных причин своих поступков, поэтому, считал Спиноза, свобода воли является фикцией, вымыслом и как таковая не существует. Душа не может быть абсолютной причиной своих действий - к тому, чтобы хотеть или не хотеть, она должна побуждаться какой-либо внешней причиной. Под волей Спиноза подразумевал способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего-либо, а не способность желания. Поскольку сущность души составляют идеи или понятия, которые содержат в себе утверждение или отрицание, Спиноза утверждал: «Воля и разум – одно и то же».
Однако, отрицая свободу воли, Спиноза утверждал возможность свободы человека, связывая ее с необходимостью и противопоставляя принуждению, насилию. Свободу Спиноза связывал с безграничными возможностями человеческого познания. Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным.
Активность человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются радость (удовольствие), печаль (страдание) и влечение (желание). Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека.
О них Спиноза пишет в своем главном труде «Этика». В основе личности, полагает философ, лежит желание. Оно представляет собой усилие, нацеленное на поддержание существования индивида. Чувства соответственно возникают при увеличении или уменьшении этого основополагающего желания. Когда стремление к самосохранению реализуется в большей степени, человек испытывает удовольствие. И наоборот, когда человек узнает об уменьшении своей способности к существованию, им овладевает печаль. Желание, радость и печаль являются, таким образом, тремя врожденными аффектами, которые всегда проявляются как формы любви и ненависти.
Задача человека состоит в том, чтобы познать свои аффекты, которые при этом теряют свою разрушающую силу. Спиноза говорит о том, что аффекты ведут к вражде между людьми, а разум обеспечивает гармонию в обществе. При этом душа подвержена аффектам, только пока продолжает существовать тело, а после гибели последнего от нее остается нечто вечное.
Кроме указанных трех, Спиноза не признавал других аффектов, считая все остальные производными от них. Он утверждал, что видов аффектов столько, сколько существует видов объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию. Отсюда аффект (как и страсть), в понимании Спинозы, это пассивное , страдательное состояние, связанное с неадекватными или смутными идеями. Разницу между страстью и аффектом он видел в степени их интенсивности. Поскольку все, что способствует самосохранению, необходимо вызывает удовольствие, полезно и не может быть не нравственно, то все радостные чувства облегчают человеческое существование, в то время как огорчения и страдания затрудняют его. Отсюда Спиноза делал вывод: человек активен и естественным образом стремится к тому, что вызывает удовольствие, и отвращается от всего, что причиняет ему страдание.
Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные сактивным состоянием души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания.
Вот что, к примеру, пишет Спиноза о конкретных аффектах. Веселость не может быть чрезмерной, но всегда хороша, и наоборот – меланхолия всегда дурна. Приятность, любовь и желание может быть чрезмерной и дурной. Также он пишет о том, что души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием. Но для этого необходимы искусство и бдительность, поскольку люди бывают различны (так как живущие по предписанию разума встречаются очень редко), и однако большей частью они завистливы и скорее склонны к мести, чем к сочувствию. Поэтому требуется особенная сила духа для того, чтобы с каждым обходиться сообразно с собственным характером и удерживаться от подражания его аффектам. Наоборот, те, которые умеют только бранить людей, более порицать их пороки, чем учить добродетелям, и не укреплять дух людей, а сокрушать его, те служат в тягость и себе самим и другим.
Таким образом, в концепции Спинозы можно выделить три основных положения – это понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление; рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину; распространение механистических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли. Отметим также, что Спиноза отвергал креационизм.
Если говорить о том влиянии, которое Спиноза оказал на развитие психологии, нельзя не упомянуть Выготского, который полагал, что именно Спиноза впервые логически обосновал возможность существования психологии как науки.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 585.