Материалистическая психология Томаса Гоббса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Томас Гоббс (1588–1679), первый представитель англий­ской философии и психологии собственно Нового времени, в своем учении попытался соединить ра­ционализм и эмпиризм. Он полагал, что сознание – всего лишь эпифеномен. Это значит, что оно является не отдель­ной сущностью, а всего лишь параллельно возни­кающим процессом при движе­ниях тела. Психическое, таким образом, становится состоянием движущейся материи. Гоббс характеризует это состояние как противодействие внешнему действию. Он считал, что сознание представляет собой совокупность двух процессов: познавательных и эмоционально-волевых. Если противодействия происходят в мозге, это приводит к возникнове­нию познавательных процессов (начиная от ощущений и заканчивая мыслями). Если противодействия распространяются на сердце, возникают эмоции, которые Гоббс сводит к состояниям удовольствия (влечение) и неудовольствия (отвращение).

Началом познания является ощущение, ослабленный образ которого – представление, относящееся к сфере воображения. Память – это совокупность представлений прошлого, а мышление представляет собой оперирование представлениями и образами. Последний процесс Гоббс сводил к арифметическим операциям вычитания и сложения: например, сумма представлений «че­тырехугольник», «прямоугольный», «равносторон­ний» приводит к возникновению представления «квадрат». Эта идея близка к ассоциативной психологии, хотя отметим, что сам Гоббс понятие «ассоциация» не использует.

Рассуждать – значит то же самое, что складывать и вычитать. В качестве примера мыслительных актов выступают следующие рассуждения: а) «человек = живое существо + разумное»; б) «живое существо = человек – разумное». Ум выступает как своеобразная счетная машина и тем самым предвосхищаетсякибернетический подход.

Интересен и механизм сновидений в теории Гоббса. Он считает, что если ощущения начинаются как противодействия воздействиям извне каких-то объектов на наши органы чувств, то сновидения – как противодействия возбуждению внутренних частей тела. Таким образом, сновидение – это ощущение наоборот. Отчетливость сновидений Гоббс объяснял тем, что «ночные представления возникают без конкуренции более ярких ощущений» [Шабельников, 2003. C. 215].

Что касается чувств, то Гоббс развивает здесь идею удовольствия – неудовольствия. Человек может находиться или в состоянии притяжения, когда он движется в сторону объекта, или отталкивания, когда удаляется от него. Дессуар отмечает, что «Гоббс различал в душевной жизни врожденные состояния притяжения (удовольствие, любовь и желание) и три состояния отталкивания (боль, отвращение, страх)» [Дессуар, 2002. C. 91]. Заметим, что любовь философ трактует как желание. Отличие он видит только в том, что если желание возникает, когда объект отсутствует, то любовь – в присутствии объекта. Некоторые объекты, однако, могут вызывать амбивалентное состояние (притягивать и отталкивать одновременно, вызывая то чувство притяжения, то чувство отталкивания). Тогда человек должен совершить выбор какого-либо одного действия, и «последнее желание в акте обдумывания и размышления, примыкающее непосредственно к действию, было названо Т. Гоббсом волей» [Якунин, 1998. С. 166].

Оценки психологических воззрений Гоббса могут быть диаметрально противоположными. Так, Якунин положительно отзывается о Гоббсе и пишет, что «его идеи ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях» [Якунин, 1998. C. 167]. Шабельников же дает Гоббсу крайне негативную оценку: «Можно сказать, что его трудами были забиты главные гвозди в крышку гроба психологии души и посажены ростки новой психологии – психологии без души» [Шабельников, 2004. С. 211]. Очевидно, что отношение к Гоббсу зависит от методологических воззрений самого историка психологии, и автор склонен солидаризироваться в этом вопросе с позицией Якунина.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.