Томас Гоббс (1588–1679), первый представитель английской философии и психологии собственно Нового времени, в своем учении попытался соединить рационализм и эмпиризм. Он полагал, что сознание – всего лишь эпифеномен. Это значит, что оно является не отдельной сущностью, а всего лишь параллельно возникающим процессом при движениях тела. Психическое, таким образом, становится состоянием движущейся материи. Гоббс характеризует это состояние как противодействие внешнему действию. Он считал, что сознание представляет собой совокупность двух процессов: познавательных и эмоционально-волевых. Если противодействия происходят в мозге, это приводит к возникновению познавательных процессов (начиная от ощущений и заканчивая мыслями). Если противодействия распространяются на сердце, возникают эмоции, которые Гоббс сводит к состояниям удовольствия (влечение) и неудовольствия (отвращение).
Началом познания является ощущение, ослабленный образ которого – представление, относящееся к сфере воображения. Память – это совокупность представлений прошлого, а мышление представляет собой оперирование представлениями и образами. Последний процесс Гоббс сводил к арифметическим операциям вычитания и сложения: например, сумма представлений «четырехугольник», «прямоугольный», «равносторонний» приводит к возникновению представления «квадрат». Эта идея близка к ассоциативной психологии, хотя отметим, что сам Гоббс понятие «ассоциация» не использует.
Рассуждать – значит то же самое, что складывать и вычитать. В качестве примера мыслительных актов выступают следующие рассуждения: а) «человек = живое существо + разумное»; б) «живое существо = человек – разумное». Ум выступает как своеобразная счетная машина и тем самым предвосхищаетсякибернетический подход.
Интересен и механизм сновидений в теории Гоббса. Он считает, что если ощущения начинаются как противодействия воздействиям извне каких-то объектов на наши органы чувств, то сновидения – как противодействия возбуждению внутренних частей тела. Таким образом, сновидение – это ощущение наоборот. Отчетливость сновидений Гоббс объяснял тем, что «ночные представления возникают без конкуренции более ярких ощущений» [Шабельников, 2003. C. 215].
Что касается чувств, то Гоббс развивает здесь идею удовольствия – неудовольствия. Человек может находиться или в состоянии притяжения, когда он движется в сторону объекта, или отталкивания, когда удаляется от него. Дессуар отмечает, что «Гоббс различал в душевной жизни врожденные состояния притяжения (удовольствие, любовь и желание) и три состояния отталкивания (боль, отвращение, страх)» [Дессуар, 2002. C. 91]. Заметим, что любовь философ трактует как желание. Отличие он видит только в том, что если желание возникает, когда объект отсутствует, то любовь – в присутствии объекта. Некоторые объекты, однако, могут вызывать амбивалентное состояние (притягивать и отталкивать одновременно, вызывая то чувство притяжения, то чувство отталкивания). Тогда человек должен совершить выбор какого-либо одного действия, и «последнее желание в акте обдумывания и размышления, примыкающее непосредственно к действию, было названо Т. Гоббсом волей» [Якунин, 1998. С. 166].
Оценки психологических воззрений Гоббса могут быть диаметрально противоположными. Так, Якунин положительно отзывается о Гоббсе и пишет, что «его идеи ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях» [Якунин, 1998. C. 167]. Шабельников же дает Гоббсу крайне негативную оценку: «Можно сказать, что его трудами были забиты главные гвозди в крышку гроба психологии души и посажены ростки новой психологии – психологии без души» [Шабельников, 2004. С. 211]. Очевидно, что отношение к Гоббсу зависит от методологических воззрений самого историка психологии, и автор склонен солидаризироваться в этом вопросе с позицией Якунина.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.