Развитие ассоциативной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Джордж Беркли (1685–1753) – философ, который впервые предположил, что весь мир представляет собой не более чем некое субъективное (психическое) явление. Его знаменитый тезис гласит: «быть – значит быть в восприятии». Он абсолютизировал тезис Локка о том, что все наши знания проистекают из опыта. Если, по Локку, мы воспринимаем нечто реально существующее, то, согласно Беркли, воспринятый нами объект – это всего лишь сочетание различных ощущений, и нам доподлинно не известно, существует ли он как вещь.

Отметим, что Беркли разделял идеи и души . Первые – это воспринимаемые нами качества. Но поскольку существование идей заключается в том, что их кто-то воспринимает, значит, эти «кто-то» существуют. Они, души, в отличие от идей активны и деятельны. При этом идеи (страсти и мысли, ощущения и желания) могут существовать только в душах, и если для идеи существовать означает восприниматься, то для души – воспринимать. Интересной у Беркли является и его концепция зрительного восприятия, изложенная в труде «Опыт новой теории зрения» (1709). Являясь представителем феноменализма, он не может сказать, что предмет видится нами удаленным, потому что он находится далеко от нас. Не может Беркли сослаться и на врожденную идею расстояния, поскольку он не признает существования врожденных идей. Поэтому Беркли объясняет дистантное зрение исключительно при помощи мускульных движений глаз. Так, он считает, что когда мы наблюдаем за приближающимся или удаляющимся объектом, мы изменяем расположение наших глаз, увеличивая или уменьшая расстояние между зрачками. Именно эти мускульные движения и сопровождаются ощущениями, которые создают идею большего или меньшего расстояния. Не указывая на все недостатки этой зрительной теории (так, почему Беркли, который не признает существования материальных объектов, признает существование материальных глаз?), отметим, что его теория в известной степени предвосхитила современные представления об аккомодации и конвергенции. И еще один момент: по мнению Беркли, «мы воспринимаем трехмерные изображения благодаря предшествующему опыту, проводя ассоциации данного ощущения с другими зрительными ощущениями, которые мы имели прежде, рассматривая этот предмет с различных расстояний» [Шульц, Шульц, 1998. C. 58].

Продолжателем идеалистической линии Беркли стал Дэвид Юм (1711–1776), который также пользуется практически исключительно интроспективным подходом. Локк и Беркли считали, что сложную идею всегда можно разложить на простые составляющие, и соответственно в свойствах простого объяснить сложное. Юм же считал, что объединение идей порождает нечто качественно иное. Он хотел показать, что анализ составляющих не всегда может объяснить то, что они составляют. Целое – не просто сумма частей, считает философ. Это выводит на первое место важность не составляющих, но характера ассоциации, связи. Именно Юм впервые четко выделил два закона ассоциации:

· закон сходства (подобия);

· закон смежности (во времени и пространстве).

Исходным пунктом своей психологии Юм избрал понятие «впечатление». Впечатления – это наши восприятия, не только чувственные, но и возникающие, когда мы любим, ненавидим, желаем и т. д. Вслед за Локком Юм развел «впечатления рефлексии» и «впечатления ощущения». Разум может снимать копию с первоначально­го впечатления, и тогда образуется идея. То есть идеи отличаются от впечатлений по своей силе: идея – это «менее живое», как писал Юм, впечатление. Отрицая, как и прочие ассоцианисты, врожденные идеи, философ полагал, что личность – это всего лишь совокупность впечатлений, которые постоянно сменяют друг друга.

Интересной составляющей психологии Юма является его теория ощущений. Аффекты и иные эмоции, сходные с ними, философ относил к впечатлениям рефлексии. Классифицируя эмоции, Юм выделяет две их разновидности: спокойные и бурные(важно то, что «спокойные» вовсе не означает «слабые», а «бурные» – «сильные»). К спокойным, например, относятся чувства прекрасного и отвратительного, испытываемые при восприятии произведения искусства или внешних объектов. К бурным аффектам Юм причисляет любовь и гордость (приятные аффекты), а также ненависть и униженность (неприятные аффекты).

Помимо разделения на спокойные и бурные Юм делил эмоции на прямые и кос­венные. Прямые непосредственно вызываются страданием или удовольствием. Это желания, отвращение, печаль, радость, надежда, страх, отчаяние и уверенность. К косвенным он относит гордость, униженность, тщеславие, любовь, ненависть, зависть, сострадание, злорадство, великоду­шие и все производимые от них аффекты.

Очень важным понятием в психологии Юма является понятие «симпатия» – «са­мое замечательное из всех качеств человеческой природы». Юм гово­рит о склонности симпатизировать другим людям и вос­принимать посредством сообщения их наклонности и чув­ства, как бы они не отличались от наших. Я как субъект оценки. Симпатия не явля­ется ни страстью, ни эмоцией. Эта склонность к непос­редственному сопереживанию эмоциям других людей, процесс превращения идеи во впечатления силой вообра­жения.

Юм отождествляет свободу со случайностью, а необходимость с причинностью. Юм задает вопрос: отчего доктрина свободы, несмотря на свою нелепость, пользуется поддержкой многих философов? Основание может быть чисто психологическое . Всем знакомо это сознание свободы, отчего нам трудно вообразить, что нами управляла необходимость и мы не вольны в своих действиях. Во-вторых, существует ложное ощущение свободы безразличия, т.е. допущение полностью немотивированных поступков. Юм отказывается принять этот довод, ссылаясь на неосознанные, скрытые причины. Третья причина кроется в религии. Отсутствие свободы – отсутствие ответственности человека, и, следовательно, догма о воздаяниях и карах лишается основания. Воля детерминируется свободными или бурными аффектами. Спокойный характер зачастую создает иллюзию, будто эти акты – решения разума.

Отметим, что Юм в определенном смысле является предвестником теории эволюции. Он ставит человека в один ряд с животными – и не только в биологическом, но и в психологическом смысле. В «Исследовании о человеческом разумении» философ пишет: «Всякая теория, с помощью которой мы объясняем операции человеческого ума или происхождение и связь человеческих аффектов, приобретает большую достоверность, если мы найдем, что та же теория необходима для объяснения тех же явлений у всех других живых существ» [Юм, 1995].

Но параллельно с концепциями Беркли и Юма развивается и материалистическая ассоциативная психология, представителями которой были Толанд, Гартли и Пристли. Джон Толанд (1670–1722) считал, что мышление – это всего лишь движение мозга, который является специальным органом этой способности. Мозг, будучи очень сложным, но телесным органом, может производить только телесное. Этот тезис был впоследствии перенят французскими материалистами, и он очень созвучен современной теории, которая трактует сознание как функцию мозга.

Дэвид Гартли (1705–1757) впервые занялся изучением ассоциаций не как побочной проблемы, объяснительного принципа, но как центральной идеи философии (и вообще науки). Его работа «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях», опубликованная в 1749 г., считается «первым систематическим исследованием по проблеме ассоциаций» [Шульц, Шульц, 1998. C. 60].

Гартли также полагал, что психический мир человека целиком зависит от мозга. При этом весь внутренний мир он сводил к трем базовым составляющим: чувственным образам (ощущениям), идеям (идеациям), которые являются ослабленными ощущениями, и эмоциям, проистекающим от удовольствия или страдания. Эти механизмы ассоциируются между собой, а физиологической основой ассоциативного процесса являются вибрации. Эта идея является прямым следствием применения механики Ньютона к объяснению психических процессов. Ньютон считал, что любой физический импульс характеризуется волновыми свойствами. Учитывая это, Гартли полагал, что колебанияэфира порождают вибрации в органах чувств.Далее они передаются по нервам из одной части тела в другую, достигая мозга. Именно мозговые колебания, по мнению Гартли, и являются физиологической основой возникновения идей. Можно отметить, что теория Гартли является не монистической, а дуалистической, так как признает наличие параллельных физических (физиологические вибрации) и сознательных (идеи и эмоции) процессов.

Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга – большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Гартли по сути создает свою теорию рефлекса, которая и объясняет, исходя из законов механики, активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. «Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, ос новой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, являются основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первуюматериалистическую теорию бессознательного » [Ярошевский, 1996].

Отметим еще, что ощущения характеризуются сильными, а идеи слабыми (или малыми) вибрациями.Память в системе Гартли рассматривается как воспроизведение ощущений в том порядке и отношении, в каком они были получены. Воспроизведение с нарушением порядка называется воображением.

Как и Локк, Гартли считал, что все наши знания имеют опытное происхождение. Именно поэтому не существует даже врожденных эмоций. Все аффекты, являющиеся, кстати, в системе Гартли основной движущей силой поведения человека, всецело социальны. Однако между теориями Локка и Гартли есть существенное различие. Человек у Гартли пассивен. Все происходит как бы помимо воли и участия человека, если у Локка сочетание идей происходит под «чутким руководством» разума, существует рефлексия, то в системе Гартли разум остается в стороне. Мышление – это сугубо механический ассоциативный процесс соединения и разъединения идей. При этом считая, что главным законом ассоциации является закон смежности, Гартли высказал и предположение о существовании так называемого закона повторяемости, который гласит: чем чаще две идеи возникают вместе, тем больше вероятность формирования между ними ассоциативной связи.

Учитывая систематичность концепции Давида Гартли, ее большую, чем у его предшественников, научность и последовательность, представляется вполне возможным назвать его теорию первой научной (или наукообразной) психологической системой.

Джозеф Пристли (1733–1804), английский химик, открывший кислород, полагал, что сознание – это свойство материи. Он развивал теорию Гартли о том, что все психические процессы, включая мышление и волю, совершаются по укорененным в нервной системе ассоциациативным законам. Пристли отмечал: разница между человеком и животными в психической жизни исключительно количественная, поэтому у животных есть и память, и воля, и эмоции, и мышление. Подобныйантропоморфизм был свойственен многим психологам XIX в., не исключая Вундта, который «в 1863 году … написал работу об умственных способностях различных живых существ – от жуков до бобров» [Шульц, Шульц, 1998. С. 164]. Так, напрмимер, зоопсихолог XIX века Джордж Романес (1848-1894) в 1883 году опубликовал работу «Интеллект животных», в которой он хотел продемонстрировать, что «по сути нет разницы между разумными действиями краба и разумными действиями человека». По его мнению, кошки – самые умные животные после обезьян и слонов. Он описывает кошку, которая могла открывать дверь в конюшню. Для изучения поведения животных Романес использовал метод интроспективной аналогии : в мозге у наблюдателя происходят те же мыслительные процессы, что и в мозге у наблюдаемых животных. Кошка, во-первых, должна заметить, что дверь открывается путём нажатия на ручку и отодвигания щеколды. Во-вторых, посредством «логики чувств» она должна сделать вывод о том, что действия, выполняемые человеческой рукой, можно сделать и лапой. Его ученик, Ллойд Морган, отказался от антропоморфизма и ввёл закон экономии – не нужно приписывать животным психические процессы высокого уровня, если их поведение можно объяснить с помощью более простых психических процессов.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.