Термин «ассоциация» был введен Джоном Локком (1690). Но стоит заметить, что ассоциация – как любая установленная связь между двумя и более элементами – исследовалась в разных парадигмах и привлекалась для объяснения и доказательства различающихся, иногда кардинально, философских позиций. Она используется и в когнитивистике (коннекционистский подход: динамическая взаимосвязь неких узлов мозга), и в бихевиоризме (ассоциация – связь между стимулом и реакцией), и в психоанализе (причем в исходном его варианте метод свободных ассоциаций является одним из основных). Так что ассоцианизм стоит рассматривать как некую основу для развития конкретных теорий. Существенно, однако, то, что в отличие от доминирующего нынешнего тезиса, предполагающего наличие внутреннего личностного смысла в ассоциациях, традиционная ассоциативная школа (или же «донаучная») исходит из того, что связи между отдельными элементами сознания (идеями, ощущениями и т. д. – в зависимости от индивидуальной терминологии) возникают в силу частоты повторения, смежности во времени и пространстве, т. е. зависят не от внутренних тенденций психической деятельности, а от внешних обстоятельств. Основными ассоциативными законами в настоящее время являются следующие: смежность– предметы, которые находятся рядом в пространстве и во времени, будут связаны между собой;повторение (или частота) – предполагается, что элементы, которые часто встречаются вместе, вероятно, будут ассоциироваться между собой; сходство – предполагается, что стимулы с похожими свойствами будут ассоциироваться друг с другом; контраст – предметы, которые значительно отличаются друг от друга, будут иметь тенденцию ассоциироваться друг с другом; последовательность – этот принцип провозглашает важность последовательности предметов в организации ассоциативных цепей; новизна – предполагается, что ассоциации, которые сформировались недавно, проще всего использовать и запомнить.
Свои психологические идеи Джон Локк изложил в труде «Опыт о человеческом разумении» (1690). По мысли Локка, в основе знания лежит опыт. Сознание новорожденного – это tabula rasa, и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой «объект человеческого мышления»: чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души. Далее, Джон Локк видит две возможности существования опыта:
· внешний, т. е. проистекающий из наблюдения внешних предметов, непосредственно данных ощущению;
· внутренний, т. е. имеющий свое основание в наблюдении состояний и действий нашей души, которые воспринимаются нами с помощью рефлексии.
Весь опыт существует в виде идей, которые согласно источнику своего происхождения подразделяются на «идеи ощущения» и «идеи рефлексии». Первые представляют собой простые чувственные печатления. Ум, оперируя этими впечатлениями, наблюдает за собственной деятельностью, на основе чего и возникают идеи рефлексии. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Таким образом, внутренний опыт вторичен по отношению к внешнему. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», – таков знаменитый принцип Локка.
Следующий шаг, продвигающий Локка к необходимости ввести механизм ассоциации, состоит в различении простых и сложных идей. Простые идеи – первичный материал для размышления. Они являются элементарными, т. е. не разбиваются на другие, более простые идеи. В определенном смысле это «атомы сознания». Простые идеи могут образовываться и на основе чувственного, и на основе внутреннего опыта. К простым идеям рефлексии принадлежат, например, образы восприятия, желание, воспоминание и др. Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно: это, например, удовольствие и печаль. Скажем, идея удовольствия является простой, потому что она не поддается ни определению, ни описанию, ее можно только чувствовать. Заметим, что при восприятии простых идей душа пассивна.
Но разум может в процессе своей активной деятельности создавать новые идеи, которые Локк называетсложными. Они являются сложными, поскольку представляют собой сочетание простых идей. Сочетание может происходить разными путями, и соответственно в результате получаются разные сложные идеи. Так, Локк выделяет три их разновидности:
· идеи объектов;
· идеи отношений;
· идеи-понятия.
Примером идеи объекта является идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями. Примером идеи отношений является идея материнства, обретаемая в результате сопоставления идеи родителя и идеи ребенка. Примером идеи-понятия могут быть слова «душа» или «человек». Чтобы получить последнее, например, необходимо собрать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие «человек». В определении этого общего понятия указываются лишь идеи, присущие каждому человеку. Сочетание идей может быть противоестественным и неправильным, и тогда оно называется ассоциацией. Иными словами, Локк понимал под ассоциацией лишь неверное соединение идей, и только позднее так стали называть любое их сочетание.
По сути, мышление и восприятие одно и то же. Поскольку знание говорит нам о конкретных материальных вещах и поскольку этот младенец до своего рождения не мог встретить такие вещи в своем опыте, младенец не может ни в каком смысле обладать «идеями». Уж если на то пошло, и взрослый человек также не может обладать идеями о том, с чем не соприкасались его чувства. Вот что пишет Локк. «Представим себе слепорожденного, уже взрослого и научившегося посредством осязания отличать куб от шара, изготовленных из одного и того же металла и почти одной и той же величины, так что, ощупав тот и другой, он может сказать, который из них – куб и который – шар. Предположим теперь, что куб и шар находятся на столе, а слепой прозрел. Спрашивается, может ли он теперь одним зрением, без прикосновения к ним, различить их и сказать, который из них – шар и который – куб? На что остроумный и рассудительный исследователь отвечает так: “Нет. Ибо хотя он и знает по опыту, как действуют на осязание шар и куб, но он еще не узнал из опыта, что то, что таким или иным образом действует на его осязание, должно таким или иным образом действовать и на его зрение”. Я согласен с ответом, даваемым...этим мыслящим джентльменом... Слепой, только прозревший, сразу не сможет сказать с достоверностью, где шар и где куб...».
Удовольствие и страдание – простые идеи. Среди простых идей, получаемых и от ощущения и отрефлексии, страдание и удовольствие являются очень значительными. Страсти – это модификации удовольствия и страдания.
Любовь – мысли о наслаждении, которое может доставить ему присутствие какой-нибудь вещи. Мысль о страдании, которое может причинить нам присутствие какой-нибудь вещи, мы называем ненавистью.Надежда есть удовольствие души, которое испытывает каждый при мысли о вероятном будущем обладании вещью, которая может доставить наслаждение. Страх есть беспокойство души при мысли о будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится. Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом завладел другой, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас.
Локк проводит различие между идиотами и сумасшедшими. Дефективность у идиотов от рожденияпроистекает, по-видимому, от отсутствия живости, активности и подвижности умственных способностей, что лишает их способности к рассуждению. Сумасшедшие, с другой стороны, страдают, по-видимому, от другой крайности, так как они не потеряли способности рассуждать, но, соединив некоторые идеи совершенно неверно, они ошибочно принимают их за истины и заблуждаются, подобно людям, которые рассуждают верно, но исходят из ложных принципов. Силой своего воображения приняв собственные фантазии за реальности, они делают из них верные выводы.
Стоит рассмотреть и понятие воли в учении Локка. Философ считает, что в нашем уме есть сила, которая заключается в том, что мы способны выбирать, рассматривать нам или не рассматривать ту или иную идею, двигаться или оставаться в покое и т. д. Действительное применение этой силы называется волением илихотением. Действия же в результате ее применения называются произвольными , а те действия, в которых разум не участвует, – непроизвольными. Человек, считает Локк, свободен в той мере, в какой он волен мыслить или не мыслить, двигаться или не двигаться. И где нет мысли и воли, не может быть и свободы. Человек, вздернутый на дыбу, не свободен устранить идею боли и развлечься другими размышлениями. Подобным же образом человек, падающий в воду (когда под ним обрушивается мост), не имеет в этом случае свободы, не есть свободно действующее лицо. Хотя у него есть хотение. Хотя он предпочитает не падать, чем падать, но воздержаться от этого движения не в его власти, остановка или прекращение этого движения не могут подчиняться его хотению, и, стало быть, в этом он не свободен.
Локк задает и такой вопрос: почему время излечивает некоторые расстройства души, которых не удается излечить разумом? Раз такое сочетание установлено, пока оно существует, разум не в силах помочь нам и освободить нас от его последствий. Находясь в нашем уме, идеи действуют сообразно своей природе и обстоятельствам.. В этом мы видим причину того, что время излечивает некоторые психические расстройства, над которыми разум, хотя бы он был прав и это признавалось бы, не имеет силы и не способен взять верх у таких людей, которые в других случаях склонны прислушиваться к нему. Локк приводит такой пример. «Смерть ребенка, бывшего ежедневной утехой для глаз матери и усладой для ее души, вырывает из ее сердца всю радость жизни и причиняет ей самые жестокие мучения. Прибегните в этом случае к утешениям с помощью разума; с таким же успехом будете вы проповедовать облегчение человеку, которого пытают, и надеяться разумными доводами ослабить боль в его выворачиваемых суставах». Пока время силою отвыкания не отделит чувства этой утехи и ее потери от идеи ребенка, возникающей в памяти матери, тщетны будут все увещевания, как бы ни были они разумны. Поэтому люди, у которых связь между такими идеями никогда не нарушается, проводят свою жизнь в скорби и до самой могилы носят в себе неизлечимое горе.
Можно сказать, что Локк внес определенный вклад и в развитие педагогической психологии. Именно он впервые нарисовал на детских кубиках буквы, создав тем самым первую в мире обучающую игрушку.
Отметим, что теория сочетания идей (в дальнейшем – их ассоциации) дала возможность объяснять явления сознания без обращения к душе или Богу. И, вероятно, именно с Локка начался этап развития психологии как науки о сознании, а не душе. И еще один момент: если Бэкон и Гоббс были последовательными материалистами, то Локк с явной неохотой признает существование материи, поскольку ее нельзя воспринять. Вероятно, именно эта особенность психологического учения Локка предопределила тот факт, что его впоследствии развивали и в материалистическом русле (Толанд, Гартли), и в идеалистическом (Беркли, Юм).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 350.