Если в Англии научная психология зарождалась в трудах Бэкона как опытная наука, то во Франции Рене Декарт (1596-1650)обращается к самонаблюдению, развивая интроспективную психологию. С именем Рене Декарта связаны многие выдающиеся открытия в различных областях науки – математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. От латинизированного имени Декарта – Картезий– произошел термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей.
Декарт выдвинул методологический принцип – сомневаться во всем. Скепсис Декарта отличался от скепсиса ученых периода античности – он стал средством приобретения достоверных знаний. Если можно сомневаться во всем – в истинности наших чувств, существовании Бога, неба и т.д., не доверять авторитетам, то единственное, что не может вызывать сомнения, так это сам акт сомнения, акт мышления, который доказывает существование нашего «Я», которое сомневается и мыслит. Утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую» стало тем интуитивным, самоочевидным принципом, опираясь на который Декарт построил систему своей науки. Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции – душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным атрибутом, или свойством, души он считал мышление, а основным свойством тела – протяжение, или распространенность. Иначе говоря, основным инструментом познания, согласно его воззрениям, является душа.
Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Поскольку мы осознаем все, что происходит у нас в душе, психику Декарт отождествлял с сознанием. Значит, и интроспекцию можно рассматривать как объективный метод познания психики, хотя ее данные, как и данные органов чувств, должны проверяться сомнением. Эта точка зрения утвердилась в психологии на долгое время.
Разобьем его психологическую концепцию на три составляющих:
· учение о душе;
· учение о рефлексах;
· учение о страстях.
Учение о душе как отличной от тела субстанции является базовым положением в философии и психологии Декарта. Для него «Я», «душа», «сознание» являются разными названиями одной и той же сущности, и он указывает, что единственным ее атрибутом является мышление. Сознание – не что иное, как мыслящая вещь. При этом между сознанием и телом существует каузальное взаимодействие: сознание может влиять на тело, а тело способно обусловливать события в сознании. При этом единственным местом, где подобные взаимодействия имеют место, объявляется шишковидная железа, единственная структура в головном мозге, которая не дублируется.
Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.
Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим» (цит. по [Ярошевский, 1996]).
Для Декарта философские аспекты сознания гораздо важнее психологических, поэтому для нас важным является то, что функцией сознания объявляется только мышление. Из этого непосредственно следует, что восприятие и воображение, память и чувства относятся исключительно к телесной сфере и являются следствием деятельности мозга . И тут мы непосредственно подходим к учению о рефлексах. Декарт не употреблял этого термина, но именно он был первым, кто предположил, что окружающая среда может играть активную роль в детерминации поведения.
В поисках объяснения движений тела, Декарта обратиться к механико-гидравлической модели. Сущесвует точка зрения, что Декарт пришел к идее рефлекса наблюдая автоматы в Королевском Парке Франции, которые приводились в движение гидравлически посредством скрытых клапанов. Он полагал, что человеческое тело – это очень сложныймеханизм, способный функционировать автоматически, без управления душой. Управление движением мускулов происходит, по мнению Декарта, благодаря системе нервов. Нервы он представлял как тонкие трубочки (наподобие кровеносных сосудов), по которым перемещается легкое текучее вещество, называемое им «животными духами». «Животные духи», считает Декарт, являются причиной движения тела и сходны с частицами огня. Эта идея сближает французского философа с Демокритом. Внутри нервных трубочек располагаются нити, которые ведут в разные части мозга. При воздействии объекта происходит натяжение нити, приводящее к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих от мозга по нервам к мускулам. Клапан открывается, и «животные духи» устремляются по полому нерву к соответствующей части тела, приводя ее в движение. Но физиологические тонкости не являются для нас здесь существенными, важен сам принцип. По сути, Декарт дает схему безусловного рефлекса. При этом отметим, что животные действуют исключительно механически, у них нет сознания, а значит, нет души. Что касается человека, то у него в управление телом вмешивается мышление, которое способно регулировать активность животных духов. Это является основой существования у человека свободной воли. Укажем, что посредством телесных психических процессов (основой которых является ощущение) формируются приобретенные идеи, а сознание человека уже с младенчества обладает набором врожденных идей, к которым Декарт, к примеру, относил идею Бога и идею бесконечности.
Движения животных духов внутри мозга осознаются душой, по его мнению, как ощущения, восприятия и представления. Изменение траектории движения животных духов (следовательно, и вариативность поведения) Декарт объяснял двумя причинами – привычкой, или упражнением, и воздействием души. Обсуждая возможность обучения и формирования желательного поведения, Декарт использовал понятиеассоциация, введенное еще Аристотелем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны, прежде всего, с работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации и на поведение, говоря о связи между двумя действиями или действием и образом предмета. Так, выстрел, который приводит к естественному движению – убежать, скрыться, может при обучении изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки – к поиску дичи. Такое изменение поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения определенных «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении и попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое движение.
Животные духи, достигая сердца, производят ощущения, а «в случае более сильного натиска аффекты» [Дессуар, 2002. C. 85], или страсти. В трактате «Страсти души» Декарт подразделил их на первичные ивторичные. Он выделил среди множества человеческих страстей наиболее простые. Их оказалось шесть:удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти философ расценил как виды или сочетания первых. Основная функция страстей – сообщать душе, что полезно организму, а что нет. Например, Декарт считал, что, « любовь есть волнение души, вызванное движением духов, которое побуждает душу по доброй воле связать себя с предметами, которые кажутся ей близкими». Декарт предложил различать три вида любви: привязанность, дружба, благоговение. Они отличаются друг от друга не по предмету, на который направлены, а по степени ценности, которую им придает любящий в сравнении с самим собой: если предмет ценят меньше себя, то это привязанность; если наравне с собой – дружба; если больше себя – благоговение. Отметим, что страсти в концепции Декарта обусловлены не только влиянием тела (действие «животных духов»), но и влиянием сознания. Именно последнее делает возможным рациональный контроль над чувствами.
Не говоря о достоинствах и недостатках теории Декарта, зададим лишь один вопрос: как нефизическое сознание может контактировать с шишковидной железой или любой другой частью тела?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.