История психологии как наука
Предмет истории психологии
Психология – наука, предмет которой не раз менялся на протяжении веков. Когда в 1902 г. Герман Эббингауз произнес свою знаменитую фразу: «У психологии долгое прошлое, но короткая история», он был не так уж не прав. История психологии действительно не очень велика. Если возникновением науки считать начало систематического экспериментирования, то психология возникла в 1879 г., когда была основана первая психологическая лаборатория. Если обратиться к появлению самого термина «психология», то соединение двух греческих слов – yuch (душа) и logoz (учение, слово) – обычно приписывается немецкому ученому Рудольфу Гоклениусу, который в 1590 г. выпустил труд, названный «Психология». Однако еще в 1524 г. хорватский гуманист Марко Марулич опубликовал книгу «Психология человеческого мышления». Как бы то ни было, нет никаких свидетельств, что термин «психология» существовал до XVI в. Впрочем, это мало что означает. Даже на протяжении того времени, что термин «психология» употребляется в качестве обозначающего единую науку, в него вкладывался различный смысл. Психология определялась то как изучение сознания, то психики, то духа, то разума, то поведения и пр. Поэтому нет ничего удивительного в том, что немало ученых, занимающихся историей психологии, изучают идеи, возникшие и много ранее этого периода. Обоснованно полагая, что существование названия науки может быть менее длительным, нежели существование самой науки, они обращаются к мыслителям Древнего Востока, к античным философам и средневековым схоластам. Получается, что история психологии, возможно, является чем-то большим, нежели историческим описанием исключительно психологической науки, и если сказанное верно, то это должно быть зафиксировано в определении ее предмета. Вот несколько определений предмета истории психологии.
С точки зрения Ярошевского, им является «деятельность людей, занятых познанием психического мира» [Ярошевский, 1996]. Прежде чем дать такое определение, Ярошевский подчеркивает, что предмет самой психологии и предмет истории психологии – разные вещи. Как и история любой другой науки, история психологии существует в двух измерениях. «История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах» [Там же]. Но помимо этого измерения, которое условно можно назвать реальным, существует ещё одно – рефлексивное. Для существования истории психологии как науки необходим не только сам процесс развития психологии, но и его осмысление, которое, собственно, и является задачей историка психологии. И если психологи-ученые изучают психическую реальность, то историки психологии изучают то, как это делается. Ярошевский подчеркивает, что эта научная деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной.
Как пишет Ярошевский, когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. С его точки зрения, процессу развития науки присуща внутренняя логика, открыть которую обязана история этой дисциплины. Помимо этого, история психологии изучает место, которое занимает психология в общей системе научного знания. Если мы обратимся к истории, то увидим, что решение этого вопроса не может быть однозначным. Долгие блуждания со всей очевидностью показали, что положение психологии в системе научного знания – одна из ключевых проблем психологической науки, неразрывно связанная с вопросом о ее предмете и внутренней структуре. Порой психологию относили к философии, порой к гуманитарным наукам, порой – к естественным. Б. М. Кедров «решил» эту проблему, расположив психологию внутри круга научного знания, впрочем, сместив её в сторону гуманитарных дисциплин.
Рис. 1 . Циклическая классификация наук Б. М. Кедрова.
E – естественные науки, О – общественные науки, Ф – философия, П – психология, Т – технические науки, М – математика
Когнитивный аспект научной деятельности, по мнению Ярошевского, самым тесным образом связан с социальным, поскольку научная деятельность никогда не совершается в вакууме. Всегда существуют конкретные социальные условия, которые не могут не влиять на развитие науки (начиная от самой постановки научных проблем). Более того, важным фактом развития науки является сам процесс общения между учеными. Бывший научный обозреватель «The Economist» Мэтт Ридли рассматривает несколько факторов, пытаясь понять, почему растет число инноваций в современном мире [Esquire, 2010. №50]. И прежде чем дать правильный, с его точки зрения, ответ, он перечисляет несколько ошибочных. К их числу он относит следующие: наука, капитал, интеллектуальная собственность и правительство. А правильным ответом, по его мнению, является следующий: «что на самом деле вызывает ускорение технологического прогресса, так это все более интенсивный обмен идеями в современном мире» [Там же]. В действительности, это относится не только к технологическому процессу, но и к процессу развития науки. Общение между учеными выступает мощным фактором развития науки, и его изучение является одной из задач истории науки.
И третья координата – это личность ученого. Многие научные концепции нельзя «оторвать» от конкретного человека, так, например, сложно понять сущность психоанализа, если «вынести за скобки» личность Фрейда. Поэтому Ярошевский подчеркивает, что хотя творческая мысль ученого движется в пределах «познавательных сетей» и «сетей общения», она является самостоятельной величиной, без активности которой развитие науки было бы чудом, а общение просто невозможно.
Есть и другие точки зрения. Якунин пишет, что основу предмета истории психологии составляет «процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний» [Якунин, 1998. С. 9]. Один из первых историков психологии Джеймс Марк Болдвин в труде «История психологии: краткий очерк и интерпретация», изданном в 1913 г., утверждал, что «история психологии – это не более и не менее как история различных способов видения сознания» [Baldwin, 1913]. А Коулман Гриффит в 1921 г. высказал мнение, что «история изучения функций души, проблемы познания или сущности Эго более не соответствует зрелому достоинству науки» [Griffith, 1922]. Он считал, что настоящей историей психологии должен стать генетический анализ развития научной теории сознания, сопряженный с обзором результатов лабораторных исследований.
Но в подавляющем большинстве историки психологии согласны с Юнгом, который писал, что «психология существует с тех пор, как существует известный нам мир» [Юнг, 1997. С. 35]. При этом, однако, многие психологи в ответ на упрек в том, что психология не очень-то и преуспела в познании человека, отвечают, что психология – наука молодая, ей всего чуть более ста лет. К этому обязательно добавят, что внутренний мир человека гораздо сложнее физического мира. Но вряд ли физика или биология имеют дело с более простыми объектами, скорее всего, мы «думаем так главным образом потому, что оказались настолько некомпетентны в его познании» [Skinner, 1971. C. 6.]. Скиннер пишет о том, что физика и биология проделали длинный путь, но психология (наука о поведении человека) не претерпела подобного развития. Древнегреческая физика и биология ныне представляют только исторический интерес (ни один современный физик или биолог не стал бы обращаться к Аристотелю за помощью), но диалоги Платона до сих пор даются студентам для изучения и цитируются, как если бы они проливали свет на поведение человека. Аристотель не смог бы понять ни страницы современной физики или биологии, но Сократ и его последователи испытали бы лишь небольшие трудности, следуя наиболее современным дискуссиям по проблемам человека.
Тут мы подошли, пожалуй, к одному из мнимых парадоксов в истории психологии: психология – это одна из наиболее древних, но одновременно и одна из наиболее молодых наук. Парадокс этот действительно мнимый, ибо так называемые, например, «психологические воззрения античности» отнюдь научными не являются. Наука как таковая появляется только между XIII и XVII вв., а в Древней Греции на право называться наукой могла претендовать только математика.
Но факт остается фактом: в истории психологии значительное место отводится так называемому донаучному (умозрительному, философскому) этапу, и основной вопрос заключается не в том, правильно ли это, а в том, почему так произошло. Чтобы на него ответить, нам необходимо обратиться к истории истории психологии.
Методы истории психологии
Методы истории психологии не являются специфическими. Этими же методами пользуется история любой другой науки. Основным методом историко-психологического исследования является теоретическая реконструкция прошлого. Такая реконструкция подразумевает воссоздание, описание и критический анализ развития научных систем психологии. При этом необходимо различать реконструкцию внешней и внутренней истории. Под внешней историей подразумевают социальную, а под внутренней – духовную, интеллектуальную историю. Иными словами, внутренняя история – это история смелых научных предположений, внутренних сомнений, мотивов, движущих тем или иным ученым. Внешняя история – это история взаимодействия научных систем и их представителей. Легко увидеть, что реконструкция внутренней истории представляет собой более трудный процесс, опирающийся скорее на догадки, нежели на твердо установленные факты.
Остальные методы являются, по сути, вспомогательными. К ним можно отнести [Ждан, 2004]:
▪ архивный метод , заключающийся в поиске и изучении архивных материалов;
▪ биографический и автобиографический методы , которые являются основными при исследовании внутренней истории. Их цель заключается в в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников;
▪ метод интервьюирования , который хотя и применим лишь для изучения современного этапа развития науки, дает неоценимую информацию будущим исследователям. Хорошо известны, например, три интервью из книги «Юнг говорит…» [Аналитическая психология, 1997], в которых швейцарский психолог рассуждает о нацизме, диктаторах и будущем послевоенного мира. Эти интервью могут многое казать о Юнге как человеке.
▪ анализ научных ссылок , посредством которого устанавливается частота цитирования того или иного автора, а также конкретных научных трудов. Так, в индексе цитируемости, приведенном в журнале «Вопросы психологии» за 2000 г., из отечественных психологов на первом месте стоит Лев Семенович Выготский (195 ссылок), а из зарубежных – Карл Густав Юнг (40 ссылок). В. М. Аллахвердов [Аллахвердов, 2003] приводит данные об общенаучном индексе цитируемости, в котором шестое место занимает Фрейд, идя вслед за Аристотелем и Платоном. Интересно, что первое место в нем отдано Карлу Марксу. Стоит, однако, помнить, что частота цитируемости зависит не только от реального вклада ученого в науку, но определяется и иными (например, политическими) факторами.
Психософия Древнего Востока
1. Древнеиндийская философия: введение
Древнеиндийская философия формировалась на основе, отличной от античной. Если в Древней Греции философия начинается с сомнения в достоверности мифологического мировосприятия, то в Древней Индии она зарождается как комментарий к Ведам.
Ведами (от санскр. – знание) называется совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданных с середины II тыс. до н. э. до VI в. до н. э. Известны четыре Веды: « Ригведа»(собрание гимнов), « Яджурведа» (собрание жертвенных формул), «Самаведа» (собрание песнопений) и «Атхарваведа» (собрание заклинаний). В каждой Веде выделялись четыре части: самхиты(религиозные гимны), брахманы (книги, написанные брахманами (жрецами) и для брахманов, в которых толковался сокровенный смысл ритуалов), араньяки (книги лесных отшельников) иупанишады (религиозно-философские комментарии к Ведам), с которых собственно и начинается древнеиндийская философия.
Но хотя именно в упанишадах происходит первичное философское осмысление Вед, настоящий интерес для нас представляют дáршаны , с возникновения которых начинается так называемый эпический этап развития древнеиндийской философии (600–200 гг. до н. э.). Хотя обычно к даршанам относят шесть ортодоксальных систем ( астика ), признающих высший авторитет и священность Вед (вайшéшика, сáнкхья, йога, мимáнса, ньяя и веданта), к ним порой причисляют и три оппозиционные системы ( настика ), которые подвергают авторитет Вед сомнению (локаята, буддизм и джайнизм).
2. Понимание души в астических системах
ВЕДАНТА
Многие историки психологии считают, что наиболее важными для понимания психологической мысли Древней Индии являются два понятия: Атман и Брахман. Эти понятия представлены уже в Ведах, араньяках и упанишадах, однако детальная их разработка происходит в астических системах, особенно в веданте . Определение этих терминов довольно трудно, поскольку их употребление крайне запутано. Так, в ранних упанишадах термины «Áтман» и «Брахмáн» употребляются иногда безо всякого соподчинения, как синонимы. В самом общем смысле Атман (санскр. – дыхание, душа) – субъективное духовное начало человека, его «Я», душа. Он противостоит Брахману , который соответствует безличному духовному началу, сути жизни, единству бытия, существующего независимо от человека. Но поскольку Брахман осознает себя, он становится Атманом. Получается, что, хотя Атман отличается от Брахмана, он одновременно и является Брахманом, что приводит к возникновению идеи о тождестве этих сущностей. Любопытно, что Атман имеет вполне определенную форму – он антропоморфен, т. е. повторяет строение тела человека. Так, в Брихадараньяка Упанишаде написано, что «вначале все было лишь Атманом в видепуруши ». В учении веданты Атман (индивидуальная душа) может существовать в четырех состояниях психики : бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон и запредельное состояние. В каждом последующем состоянии реальность предыдущего отрицается, становясь иллюзией. Когда человек бодрствует, он отождествляет себя с собственным телом. Во сне со сновидениями он все еще сознает объекты, которые сохранились в памяти, а потому в нем еще продолжает жить чувство собственной ограниченности. Погружаясь в глубокий сон, человек перестает быть познающим субъектом, но и в этом случае сознание не полностью отсутствует, поскольку человек, проснувшись, может сказать: «Я спал без снов». И только в запредельном состоянии душа становится бесконечной, полностью сливаясь с Брахманом. Так как астические даршаны признают существование трансцендентного мира и бессмертие души, то в веданте разрабатывается учение о метемпсихозе . Ключевыми понятиями здесь являются карма и сансара. Сансара воплощает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, означающего, что перерождение возможно не только в форме человека, но насекомого, животного и даже бога. Карма как бы дополняет понятие сансары и означает общую сумму всех совершенных поступков, которые определяют характер нового рождения. В Ригведе души добрых после смерти проходят на светлое небо ямы, где они ведут блаженную жизнь в обществе отцов (питарах ), а злые, которые до этого не допускаются, направляются в расположенный внизу мрак. В упанишадах мы читаем, что мудрецы продвигаются все выше и выше по пути богов ( дэваяна ) и растворяются в Брахмане, откуда нет возврата. Отличившиеся своими делами идут вверх по пути отцов (питрияна ) в светлую область луны, где наслаждаются плодами своих трудов, и затем спускаются для нового рождения, вид которого определяется характером их прошлой жизни. Те же, кто не имеет отношения ни к мудрости, ни к деятельности, определены в третье место, и они рождаются низшими животными и растениями, которые не испытывают лунного блаженства.
Веданта утверждает, что «атман во всех отношениях есть не что иное, как разумность, разумность есть его исключительная природа, подобно тому как вкус соли можно определить по вкусу ее щепотки».
Согласно ведантесуществуют три источника познания: восприятие, вывод и откровение священного писания .
ВАЙШЕШИКА
Согласно вайшешике , другой астической даршане, душа человека состоит из двух частей: атмана и мáнаса . Атман – основа и носитель всех явлений сознания – существует в двух формах: паратман (высший дух) и дживатман (индивидуальная душа).Манас – это внутреннее чувство, воспринимающее душу, познание, чувства и волю. Если пять органов чувств воспринимают внешние объекты, то манас – это внутреннее чувство для восприятия индивидуальной души и ее свойств – удовольствия, боли и т. п. Манас в отличие от Атмана принадлежит телу и подвержен уничтожению, в то время как Атман бессмертен и продолжает существовать после гибели тела. Интересно, что физическую Вселенную вайшешика объясняла исходя из атомистической теории. При этом манас подобен атому, так как он бесконечно мал и неделим.
Допускаются четыре вида действительного познания: восприятие (пратьякша), вывод (лаингика), память (смрити) и интуитивное познание (аршаджняна) . Существование я выводится из того факта, что сознание не может быть свойством тела, органом чувств, манасом. В дополнение к качествам удовольствия, боли, желания, отвращения, воли и знания свидетельством существования я служат факты вдоха и выдоха, закрывания и открывания глаз, лечения телесных повреждений, умственная деятельность и личные привязанности.
НЬЯЯ
В учении ньяи манас также выступает как шестое чувство, которое является внутренним и нематериальным. Но следует отличать манас (ум) от «Я» (души, Атмана). Желание, отвращение, удовольствие и боль – все это качества души. Они не могут принадлежать физическим субстанциям, поскольку не являются физическими качествами, воспринимаемыми внешними чувствами. Значит, мы должны признать, что они представляют собой специфические свойства некоторой субстанции отличной от всех других физических субстанций. В этой даршане развивается теория, согласно которой привязанности, желания, любовь, ненависть и т. д. возникают из-за связи Атмана с объектами, что заставляет «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей. Поэтому «Я» – это, прежде всего, действующая сила, всепроникающая и вечная. Правильное познание освобождает человека от вовлеченности в мир, и «Я» становится чистой субстанцией, которая уже не связана с сознанием. При этом конечной целью является не достижение счастья, а освобождение от страданий. В итоге существуют тело, чувства, ум (манас) и индивидуальное «Я», носитель желаний и чувств. С точки зрения ньяи, неправильно думать, что я – это мое тело и ум, я – это ни то, ни другое. Только поняв это, человек освободится от страданий и боли.
Наше сознание не остается тем же самым в два следующих один за другим момента, и существуют периоды, когда оно исчезает совсем. И все же оно остается, по-видимому, тождественным, что и позволяет нам вспоминать прошедшее и говорить, что мы остаемся самими собой и в детском и в преклонном возрасте. Душа есть реальное субстанциональное существо, имеющее своими качествами желание, антипатию, волнение, удовольствие, страдание и познание.
Материалистический взгляд, что сознание есть свойство тела, наяйиками легко опровергается. Если тело имеет сознание, тогда его должна иметь и вся материя, поскольку она той же природы, что и тело. Если вне тела нет души, тогда нравственный закон не имеет никакого смысла. Душа уникальна в каждом индивидууме. Количество душ бесконечно; если бы это было не так, тогда каждый знал бы чувства и мысли каждого другого. Если бы одна душа присутствовала во всех телах, когда один переживает удовольствие или страдание, эти же состояния должны были бы переживать и все другие, чего на самом не происходит.
ЙОГА
В йоге свободная душа связана с физическим телом и тонким телом , которое состоит из чувств, интеллекта, эмпирического «Я» и манаса. Важным в йоге является термин «читта», который означает совокупность модификаций ума. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта. «Я» познает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов. Как пишут С. Чаттерджи и Д. Датта , «хотя Я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, по-видимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отраженной в движущихся волнах». Читта состоит из трех гун , которые могут находиться в состоянии конфликта или равновесия:
· саттвы (сущность), которая лежит в основе удовольствия и является источником положительных эмоций;
· раджаса (энергия), источник движения и страдания;
· тамаса (инертность), которая является пассивным началом, порождающим апатию и безразличие.
Различное сочетание гун выражается в следующих пяти ступенях читты:
· кшипта , рассеянное состояние, когда ум блуждает от одного предмета к другому;
· мудха , притупленное состояние, отражающее стремление ко сну или пороку;
· викшипта , умиротворенное состояние;
· экагра , сосредоточение ума на одном предмете размышлений;
· нироддха , состояние абсолютного покоя, характеризующееся полным отсутствием мыслительной деятельности.
Заметим, что первые три состояния с йогой несовместимы, так как уму в них присущ элемент раджас. Оригинальным достижением йоги стала медитация , которая так или иначе входила в большинство древнеиндийских философских систем. Эта йогическая техника, направленная на достижение особого состояния сознания, может рассматриваться как одно из первых направлений практической психологии. Йога призывает нас контролировать тело, но не умерщвлять его. Воздержание от чувственных удовольствий не тождественно истязанию тела, хотя то и другое иногда отождествлялось как в индуистской Индии, так и в христианской Европе. Йога говорит, что совершенство тела состоит в красоте, грации, силе и отваге. Йога значительно ярче, чем другие системы, подчеркивает, что философия не может спасти нас. Мы нуждаемся не в изощренных исследованиях, а в контроле воли над нами. Мы должны подчинить внутренний порядок эмоций и страстей. Истинный философ выступает врачом души, тем человеком, который помогает нам спастись от оков желаний.
САНКХЬЯ
Даршана санкхья , используя гуны, разработала классификацию психологических типов личности. Высшим считается типсаттвика (преобладание саттвы). Такой человек бесстрастен, ясен и гармоничен. Люди раджаса ( раджасика ) предприимчивы и страстны. Люди тамаса ( тамасика ) – темны, ленивы и апатичны. Впоследствии эта классификация была детально разработана в Аюрведе . Так, тип саттвика представлен, к примеру, следующими группами (всего семь) [Психологические аспекты буддизма, 1991]:
· брахмакая (имеющий черты Брахмы) – отличается чистотой мыслей и поведения, почтителен, набожен, гостеприимен;
· махендракая (имеющий черты Индры, бога грозы) – характеризуется смелостью, доблестью, добрым отношением к низшим;
· варунакая (имеющий черты Варуны, бога вод) – ему свойственны смелость, доблесть, терпеливость, нетерпимость к неправедному;
· кауверакая (имеющий черты Куберы) – отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам и др.
Тип раджасика состоит, например, из следующих групп (всего их шесть):
· асурасаттва (имеющий черты асуров, злых духов) – стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен;
· шакунасаттва (имеющий черты птицы) – склонен к половым излишествам, обжорлив, нетерпелив и непостоянен и др.
Люди тамаса делятся на три группы:
· пашусаттва (имеющий черты домашнего животного) – предрасположен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного;
· матсьясаттва (имеющий черты рыбы) – люди этого типа постоянно ссорятся между собой, они непостоянны, как рыбы, глупы, любят воду;
· ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) – любит пребывать в одном и том же месте, склонен к чрезмерному обжорству и питью.
Совершенствование состоит в постепенном увеличении элемента саттвы и уменьшении тамаса, поскольку страдание является индивидуальной модификацией качества раджаса. Относительная сила гун определяет наш духовный характер. Одни люди обладают возвышенным духом, другие – страстной силой, третьи – депрессивной апатией. Преобладание тамаса означает инертность, невежество, слабость, неспособность, недостаток веры, безволие. Он способствует созданию грубого, тупого, невежественного типа человека. Люди с преобладанием раджаса отважны, неутомимы и активны. Саттва развивает критическую, уравновешенную, вдумчивую натуру. В то время как во всех людях присутствуют в разных пропорциях все три гуны, пророки, святые и мудрецы имеют в себе высокоразвитую саттву, а воины, государственные деятели и люди с сильной волей обладают высокоразвитым раджасом.
С точки зрения санкхьи, душ много, ибо опыт показывает, что люди по-разному одарены в умственном отношении. В механизме познания участвуют три фактора: познаваемый объект, познающий субъект и процесс познания. Буддхи (интеллект), аханкара(ощущение я ), манас (ум) и чувства составляют аппарат, при помощи которого внешний объект воспринимается субъектом. Когда объект возбуждает чувства, манас обрабатывает впечатления чувств в восприятие, я применяет его к себе, а буддхи формирует представление.
МИМАНСА
В последней астической системе – мимансе – развивается представление о душе как вечной и бесконечной субстанции, которая хотя и связана с телом, но не умирает вместе с ним. При этом сознание выступает как своеобразная функция души, актуализирующаяся при восприятии какого-нибудь объекта. Интересно, что «Я» может выступать не только как субъект познания, но и как объект (в том случае, когда мы думаем о себе, т. е. о своем «Я»).
Можно предположить, что если Атман является аналогом западноевропейского термина «душа», которая является трансцендентальной субстанцией, то термин «манас» можно сопоставить с сознанием, которое связано с телом и погибает вместе с ним. Тезис о тождестве Брахмана и Атмана является, по сути, тезисом о тождестве мира и души, объекта и субъекта. Эта идея получила свое распространение и в древнегреческой философии в виде идеи о параллелизме микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (Вселенной). Изначально присущий древнеиндийской мысли дуализм Ноэль Смит объясняет тяжелыми экономическими условиями, которые привели к тому, что брахманы сконструировали сверхъестественную реальность, объявив физический мир иллюзией [Смит, 2003]. Что касается взаимодействия души и тела, то в астике атман трактуется как «внутренний повелитель», следовательно, душа повелевает телом.
3. Психологические взгляды в настике
В определенном смысле настические идеи более близки к современной психологической мысли. Основным признаком настики является неверие в существование трансцендентного мира, отрицание дуализма и жизни после смерти. Буддизм и джайнизм, однако, стоят несколько особняком, поскольку в их учениях сохраняется тезис о будущей жизни.
ДЖАЙНИЗМ
Джайнизм представляет собой религиозно-философское учение, оформившееся в VI–V вв. до н. э. Его основателем считается Вардхамана, прозванный впоследствии Джина (санкср. – победитель). Эта система предписывает своим последователям крайний аскетизм и соблюдение многочисленных правил, особенно ахинсы . Джайны считали, что мир состоит из двух субстанций: дживы (души, вообще живого) и адживы (неживого). Джива – это наслаждающийся, а аджива , или джада , – это доставляющий наслаждение. Джива может быть связанной с материей (несовершенное состояние, наполненное страданием) и освобожденной от нее (совершенное состояние блаженства, или мокши). Решающую роль в переходе из несовершенного в совершенное состояние играет этическое воспитание личности. При этом важным принципом, носящим психологический характер, предстает нравственная активность человеческой личности . Лишь деятельность самого человека приводит его к самосовершенствованию (в пределе – он вырывается из круга сансары). И эта тяга к совершенству является неотъемлемым свойством души, которая таит в себе безграничные потенциальные возможности. Этот тезис имеет много общего с современной гуманистической психологией и ее теорией самоактуализации.
В джайнизме субъект – это джнянин, бхоктри, а также картри , то есть познающий, наслаждающийся и действующий. Признаются три формы сознания: познание, ощущения, или испытываемые в опыте плоды кармы, и желания.
Джайнисты признают пять видов познания: мати, шрути, авадхи манах-парьяя и кевала .
· Мати представляет собой обычное познание, получаемое с помощью обычных средств чувственного восприятия.
· Шрути , свидетельство, – это познание, получаемое с помощью знаков, символов или слов.
· Авадхи – это непосредственное познание вещей, даже отдаленных во времени и пространстве. Это – познание, получаемое посредством ясновидения.
· Манах-парьяя – это непосредственное познание мыслей других, подобно телепатическому познанию умов других.
· Кевала , совершенное знание, охватывает все субстанции и их модификации. Это всеведение, не ограниченное ни пространством, ни временем, ни объектом. Для совершенного сознания вся реальность понятна. Такое познание, которое независимо от чувств, познание, которое можно только ощутить, но не описать, возможно лишь для свободных от оков, очистившихся Душ.
Итак, есть пять путей познания, из которых три являются сверхчувственными. Но кроме них существует и два обычных пути познания, свойственных каждому индивиду ( мати и шрута). Шабельников считает, что «шрута – прообраз социокультурной основы знания, выделявшейся затем Г. В. Ф. Гегелем, Л. С. Выготским и К. Г. Юнгом» [Шабельников, 2003. С. 33]. Это, по-видимому, вольное толкование, тем более что по Юнгу, например, содержание коллективного бессознательного (видимо, шрута) никогда не было сознательным. В то время как джайны полагали, что мати (индивидуальное знание – несомненно, сознательное) предшествует шрута.
ЛОКАЯТА
Локаята представляет собой исключительно материалистическое учение. Эта система отрицает существование и бога, и души (и Брахмана, и Атмана). В отличие от джайнизма локаята (особенно ее поздний вариант – чарвáка ) отвергает аскетизм, признавая единственной целью человеческой жизни получение наслаждения. Поэтому локаята является единственным философским учением Древней Индии, практикующим последовательный гедонизм . В этой даршане единственным надежным источником познания считается восприятие, поскольку мышление часто приводит к ошибкам и ложным умозаключениям. Что касается души, то, как уже указывалось, приверженцы локаяты отрицают существование этой нематериальной субстанции. Однако они признают наличие сознания, которое трактуется как внутреннее чувство, позволяющее человеку воспринимать собственные «психические» состояния (боль, удовольствие и т. д.). Человек, таким образом, предстает как тело, обладающее сознанием, которое материально и погибает вместе с телом. В некотором смысле сознание является функцией тела, что напоминает диалектико-материалистический принцип, гласящий, что сознание – это функция высокоорганизованной материи, т. е. мозга.
Повторим, поскольку чувственное восприятие является единственной формой познания, материя есть единственная реальность. Только она одна познается чувствами. Все, что материально, реально. Первоосновой всего являются четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Эти элементы вечны, и с их помощью можно объяснить развитие вселенной от простейших животных организмов до появления философов.
Интеллект – не что иное, как модификация этих четырех элементов, и он погибает, как только распадаются соединения элементов, из которых он возникает. «Кто видел душу, существующую отдельно от тела? И разве жизнь не возникает из первичных состояний материи?». Сознание неизменно связано с телом. Поэтому оно само является телом. Человек есть то, что он ест .
В локаете существуют четыре различные школах материализма. Главное, что их разделяет, – это понятие души. Одна школа отождествляет душу с грубым телом , другая – с чувствами , третья – с дыханием , четвертая – с органом мышления . Однако все эти школы придерживаются той точки зрения, что душа – только естественное явление.
БУДДИЗМ
Буддизм – самая известная настическая система, превратившаяся впоследствии в одну из трех мировых религий. Основателем буддизма является индийский принц Сиддхартха Гаутама , получивший имя Будды, т. е. просветленного.
Основная концепция буддизма представлена в четырех благородных истинах :
1. существует страдание;
2. причиной страдания являются желания;
3. существует освобождение от страданий, заключающееся в уничтожении желаний;
4. существует путь, ведущий к освобождению от страданий, заключающийся в правильных мыслях, действиях, словах, образе жизни и т. д.
Согласно преданию, новорожденный Сиддхартха имел на теле знаки будущего мудреца или правителя. Его отец, желая, чтобы царевич стал именно великим монархом, полностью изолировал сына от столкновений со страданиями мира в роскошном дворце. Но однажды во время охоты принц встретил похоронную процессию и понял, что все люди смертны; встретил больного и понял, что никто не может избежать болезней; встретил нищего и осознал, что бедным может стать каждый; встретил мудреца и понял, что единственный путь к избавлению от страданий – путь размышления. Тогда Сиддхартха тайно покинул царский дворец, бросив жену и сына, и вступил в орден аскетов. Но аскетические подвиги не приблизили его к пониманию, и тогда царевич, отказавшись от аскетизма, сел для углубленного созерцания под дерево. Выдержав угрозы и искушения демона Мары, он постиг просветление, стал совершенным мудрецом, пробудившимся к истине, т. е. Буддой. Тридцать пять лет проповедовал Будда свое учение, а потом умер, или, как говорят буддисты, отошел в окончательную нирвану, навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары.
Что касается страданий, нас интересует прежде всего их психологическая трактовка. В этом смысле страдание сопряжено с ожиданием потерь и неудач, в основе которого лежит чувство страха, неотделимое от надежды.
Согласно буддизму, существованию присуще три основные характеристики: непостоянство, неудовлетворенность (страдание), отсутствия «я».
1. Непостоянство : все в мире непрестанно меняется, все вещи характеризуются непостоянством. Ни один физический объект не существует вечно. И, кроме того, находятся в движении в каждый момент времени. Непостоянны также мысли и идеи.
2. Неудовлетворенность , или страдание.
3. Отсутствие «я» : концепция отсутствия «я» гласит, что нет какой-то бессмертной души или вечного «я». Термин «я» – это удобное лингвистическое средство для наименования вечно меняющегося набора черт, которые характеризуют человека.
Буддизм отрицает существование атмана, утверждая, что никакой индивидуальной души нет, а личность представляет собой лишь упорядоченное сочетание групп элементарных психофизических состояний ( дхарм ), подверженных постоянному возникновению и исчезновению. Это представление о душе (точнее, ее отсутствии) вытекает из буддийского закона, согласно которому все в мире подвержено постоянному изменению. В античном мире схожего представления придерживался Гераклит, которому принадлежит знаменитое высказывание «Все течет, все изменяется». Таким образом, внутренний мир человека – это не душа, а поток психических состояний. Нельзя не отметить сходство этого представления с концепцией американского психолога Уильяма Джемса, предложившего концепцию потока сознания . Итак, личность – это сочетание дхарм, которые называются скандхи . Их буддисты насчитывают пять:
· материя ( рупа );
· чувства приятные, неприятные и нейтральные ( ведана );
· психические факторы, ответственные за деятельность и формирование кармы, а также способности, стремления, волевые импульсы, мотивы ( сансара );
· способность к различению и образованию представлений и понятий, куда включается и восприятие ( санджня );
· сознание, включая сознание самого себя ( виджняна ).
Нама соответствует духовным, а рупа физическим факторам. Дух и тело рассматриваются как взаимно зависимые.
При этом и вся группа в целом, и все составляющие ее элементы находятся в процессе постоянного изменения. Можно сказать, что с психологической точки зрения человек и есть совокупность скандх.
Отмети, что в буддистской теории воля является наиболее преобладающим аспектом сознания, основным элементом человеческой жизни. Воля состоит из желания и усилия. Говоря о продолжительности духовных состояний, буддизм указывает, что каждое состояние сознания имеет три фазы генезис (уппада) , развитие (тхити) и распад (бханга) . Каждое из этих состояний занимает бесконечно малую долю времени, мгновение.
Деяния (действия) делятся на два рода: 1) деяния чистые , свободные от асрав, и 2) деяния нечистые , запятнанные асравами. Чистые деяния, свободные от страсти, от желания и невежества, не влекут никакого воздаяния, не ведут к новому индивидуальному существованию, а разрушают его. Они расчищают путь к нирване. Все остальные действия с этой точки зрения являются нечистыми; нечистые действия, общей чертой которых является то, что они сопровождаются в этой или другой жизни воздаянием, делятся на действия хорошие и дурные. Когда путы с миром будут порваны, человек приходит к цели, становитсяархатом (достойным) и достигает блаженства нирваны. Причины его страдания устранены, и все нечистое с него смыто. Он больше не подвержен рождению. Состояние архата – это состояние блаженной святости. Нирвана – цель буддизма, и архатство кончается нирваной. Архат остается человеком. Только когда он умирает, он перестает существовать.
Подводя итог, отметим еще раз, что буддизм отрицает индивидуального субъекта. Для буддизма личность – иллюзия, поэтому не может существовать и социальных отношений. Он рекомендует отказаться от семьи, спутников, друзей, вообще любых социальных связей. Целью жизни становятся автономия, одиночество и интровертность.
В дальнейшем буддизм распался на две школы: хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Если хинаяна следует в психологических аспектах идеям, рассмотренным выше, то в махаяне отрицание реальности мира и души находит свое логическое завершение: отрицается даже наличие дхарм.
4. Психологические идеи в Древнем Китае
Философия Древнего Китая значительно отличается от философии и Древней Индии, и Древней Греции, которые между собой гораздо более схожи, нежели каждая из них в отдельности с философией Китая. Это крайне затрудняет исследование учеными Запада древнекитайских доктрин, в том числе и вычленение в них психологических аспектов, при этом одной из главных проблем является поиск слов, которые могли бы адекватно отразить тот смысл, который вкладывали в свои термины китайские философы.
ДАОСИЗМ
В даосизме одной из основных идей, которые можно отнести к психологическим, является представление о человеке как о единстве трех психофизических сил: цзин, ци и шень.
Цзин – это семя, из которого создается физическое тело человека. Цзин присутствует в теле человека как сексуальная энергия (весьма похоже на либидо в психоанализе Фрейда). Можно выделить два вида цзин. Первый соответствует тому, что унаследовано человеком от родителей (генотип), второй – тому, что он накапливает в течение своей жизни.
Ци – это материально-духовная основа мира, которая на самой низшей ступени является сугубо вещественной, а на высшей – исключительно «тонкой», соответствуя понятию «душа».
Шень – это обозначение человека как целого, обладающего и плотью, и сознанием. Можно говорить о том, что шень – это «Я» человека, его духовная энергия.
Уже в середине I тысячелетия до н.э. у китайцев существовало представление о двух душах человека – хунь и по .
В китайской литературе указывается, что душа хунь – высшая, «небесная» и состоит из ян ци , а душа по – низшая, «земная» и состоит из инь ци . Первая более духовная, а вторая – плотская. Жизнедеятельность человека зависит от взаимодействия этих двух душ. Возвышенная хунь должна доминировать над по , но часто она оказывается подвластна ее низменным движениям. Когда хунь и по соединены в гармоничном союзе, человек обладает здоровьем и преуспевает в жизни. Их дисгармония может причинить ему болезни, неудачи и смерть. Полагалось еще, что по возникает в момент зачатия, а хунь – при рождении. Хуньсчиталась доброй, духовной, мужской, а по – злой, плотской, женской.
О посмертном существовании двух душ в китайской традиции говорится достаточно много и противоречиво. Указывается, например, что после смерти человека душа хунь сразу же отделяется от тела. Если это была душа правителя или “благородного мужа”, то она возносится на небо, где может стать духом шэнь . Души простолюдинов не имели такой возможности, и вообще их дальнейшая судьба остается неясной. Душа по после смерти человека остается некоторое время в трупе, а после его разложения должна превратиться в демона гуй и отправиться в особый подземный мир «желтых источников».
В «Нань Цзин» («Книга о трудном») дается представление о структуре психики, которое можно представить следующем виде.
Таблица 1
Уровни психики в китайской психософии
Стихии | Органы | Уровни психики |
Огонь-министр | Почки | «Эссенциальный дух» ( цзин-шень ) |
Дерево | Печень | «Высшая душа» ( хунь ) |
Металл | Легкие | «Низшая душа» ( по ) |
Почва | Селезенка | «Разум» ( и ) |
Огонь-правитель | Сердце | «Рассудок» ( шень ) |
Вода | Почки | «Стремления» ( чжи ) |
Одним из ключевых понятий в даосизме является дао . Дао при этом трактуется гораздо шире, чем в конфуцианстве, и представляет собой вездесущий естественный закон природы, управляющий миром. В своем поведении человек должен следовать дао. При этом даосы основным принципом считали недеяние ( у вэй ), поскольку любое действие, выпадающее из естественного хода событий, исполнено зла и означает пустую трату сил. Таким образом, если пытаться трактовать данную идею психологически, даосизм в определенном смысле противостоит деятельностному подходу в психологии, который как раз деятельность считает главным источником развития человека.
КОНФУЦИАНСТВО
Стоит отметить, что несмотря на то, что отличительной чертой китайской философии является антропоцентризм , в ней довольно-таки мало собственно психологических идей. Так, конфуцианство , одно из ведущих учений Древнего Китая (наряду с даосизмом и буддизмом), представляет собой, прежде всего, этико-политическое учение, в котором главное место занимают вопросы, касающиеся нравственной природы человека, семьи и управления государством. Можно, однако, выделить следующие идеи в учении Конфуция, носящие психологический характер. Во-первых, это идея о совершенствовании, целью которого является достижение уровня идеального человека, «благородного мужа», соблюдая дао (моральный закон). Если отбросить культурные различия, то можно увидеть большое сходство этой идеи с гуманистической психологией, в которой красной нитью проходит мысль о самоактуализации. Наряду с этим, как ни странно, можно проследить и параллели с бихевиоризмом. Конфуция, как и представителей этой школы, не интересовали вопросы о психике и сознании. Он рассматривал человека как носителя социальной роли, а главной целью своего учения поставил нахождение методов, которые позволили бы лучше управлять обществом. Это созвучно с тезисом радикального бихевиоризма о том, что основная цель психологии заключается в контроле и предсказании. Интересно, что, отвечая на вопрос о том, как лучше управлять людьми (с помощью добродетели или насилия), Конфуций выбирал «мягкий» способ. Это весьма похоже на идею Скиннера (основателя радикального бихевиоризма), согласно которой позитивное подкрепление эффективней наказания. Стоит отметить, что выбор в пользу добродетели продиктован одним из главных понятий конфуцианства – жэнь . Этому термину трудно найти эквивалент в русском языке, но его смысл ближе всего к таким понятиям как гуманность, человечность. Жэнь является основным человеческим качеством, которым наделен благородный муж, но которого лишен простолюдин. Можно сказать, что первоначально древнекитайская психологическая наука являлась неким средством совершенствования «человечности» ( жэнь ) как некоего глубинного онтологического уровня человеческого существа.
Таблица 2
Устои и достижения человека согласно конфуцианству
Устои | Возраст и достижения | Уровни психики |
Дао | 70 (согласование желаний и норм) | Цзин-шень |
Человечность ( жень ) | 60 (укрощение слуха) | Хунь |
Справедливость | 50 (познание воли Неба) | По |
Убежденность | 40 (освобождение от сомнений) | И |
Благопристойность | 30 (утверждение) | Шень |
Сообразительность | 15 (стремление к учению) | Чжи |
Познать «волю Неба» – это значит иметь представление о том, что является справедливым ( и ), а что — нет. Укрощение слуха значит, что человек к 60-летию должен был развить до совершенства свои когнитивные способности, утончив их и обретя над ними полный контроль. Утвержение – это обращение к ритуалу. Последняя фаза восхождения означает полную гармоничность с мирозданием
Завершая обзор психологических идей Древнего Востока, хотелось бы отметить, что многие историки психологии отмечают крайне малую изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии. При этом наибольшее внимание исследователей приковывает буддизм, поскольку и в настоящее время в его рамках происходит разработка теорий, которые имеют значительную психологическую направленность. Несомненно, что дальнейшее изучение наследия Востока положительно скажется на развитии психологии, дочери философии Запада. Быть может, включение идей древневосточных мыслителей даст современной психологии столь же мощный толчок к развитию, какой в свое время получила философия Шопенгауэра, вобравшая в себя достижения древнеиндийской мысли.
Рис. 4. Классификация наук Дж. Ст. Милля
Как мы видим, Милль предлагает выделять естественные (включая математику) и нравственные науки. Между этими классами наук существует принципиальный разрыв, обусловленный различиями между физическими и ментальными явлениями. Естественные науки изучают Природу, нравственные – Разум и Общество.
Говоря о возможности существования наук о человеческой природе, в первую очередь, психологии, Милль предлагает рассмотреть метеорологические явления. Наука пока не способна точно или хотя бы с высокой степенью вероятности предсказать, когда пойдет дождь. Несмотря на это, мы не сомневаемся в том, что дождь – естественное явление и в его основе лежат законы природы. Именно поэтому метеорология, пусть ее предсказания и носят вероятностный характер, является наукой. Иными словами, науки не обязательно должны быть точными. Психология принадлежит к дисциплинам такого рода. Она весьма далека от требований, например, астрономии, но это не мешает ей быть наукой, ведь и астрономия была наукой даже тогда, когда не могла точно вычислить влияние одного небесного тела на другое.
Итак, психология может быть наукой, даже если не достигает степени точности естественных наук. Этого, однако, недостаточно, для того чтобы говорить о ней как о самостоятельной дисциплине. Психология может претендовать на самостоятельность только в том случае, если у нее будут собственные законы. Милль не отрицает того, что существуют психические явления, имеющие физиологические причины. Он признает, что почти все наши ощущения есть явления подобного рода и изучать их должна физиология. Однако, говорит Милль, до сих пор нет согласия по поводу того, лежат ли материальные механизмы в основе наших мыслей, желаний и чувств. У нас есть органы чувств, но есть ли у нас органы мышления? Милль совсем не уверен в том, что когда-либо мы сможем доказать подобное утверждение, а потому изучать ментальные феномены еще очень долго, если не всегда, будут при помощи прямого наблюдения за ними. Собственно, психология только тогда и может быть отдельной наукой, когда психические закономерности не выводятся из более общих законов. В соответствии с этим Милль и формулирует предмет психологической науки: «Предметом психологии являются единообразия последовательности, то есть законы (как конечные, так и производные), согласно которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим или, по крайней мере, вынуждено за ним следовать» [Mill, 1858. P. 532].
Стоит сказать несколько слов о связи психологии с этологией. Психология – эмпирическая наука, общностью законов которой ограничена. Этология же представляет собой точную науку о человеческой природе. Как же достигается точность этологических законов? Чтобы это понять, нужно отметить, что, с точки зрения Милля, есть два способа установления законов: эмпирический и дедуктивный. И если психология устанавливает свои законы при помощи наблюдения и экспериментов, то этология имеет дедуктивный характер. Ее законы выводятся умозрительно из законов психологии. Но все имеет свою цену. Точность этологической науки достигается тем, что ее суждения лишь гипотетичны и утверждают тенденции, а не факты. Примером этологического закона является суждение: «Существует тенденция, согласно которой трусость делает человека жестоким». Это вовсе не означает, что так происходит всегда, равно как опыт не всегда дает человеку мудрость. Согласно Миллю, предметом этологии является характер человека. Ее задача состоит в том, чтобы изучать, какой тип характера формируется (в соответствии с элементарными законами сознания, которые устанавливает психология) в определенных физических и моральных условиях. При этом нам достаточно знать тенденции: одни условия способствуют достижению необходимого эффекта, другие – препятствуют. Очевидно, что подобная наука имеет самое непосредственное отношение к педагогике и самое отдаленное – к современной этологии.
Отметим и еще трех ассоцианистов. Александр Бэн (1818–1903) занимал позицию дуалиста: он полагал, что всякий психический акт имеет два аспекта: физический и ментальный. Именно поэтому Бэн считал, что в психологии должны применяться и интроспективные, и экспериментальные методы. Сознание в его теории подразделялось на три составляющие: чувства (ощущение, восприятие, эмоции),волю и мышление. Сознательная деятельность, начинаясь с восприятия, протекает по ассоциативным принципам. Выделяя ассоциации по смежности и по сходству, Бэн различал три уровня ассоциаций: простые (лежат в основе восприятия и представлений), сложные (лежат в основе памяти) ипостроительные (лежат в основе воображения и мышления). Ждан также указывает на идею Бэна о том, что «в жизни происходит отбор полезного, и отсев бесполезного» [Ждан, 2004. C. 190]. Эти взгляды повлияли на Дарвина, а также на Торндайка, который впервые сформулировал знаменитый принцип обучения методом проб и ошибок. Именно Александр Бэн, как считает Роберт Янг, стал первым современным мыслителем, который был прежде всего психологом [Young, 1990]. Честь открыть первую психологическую лабораторию принадлежит, конечно, не ему, но зато Бэн стоял у истоков первого в мире психологического журнала «Mind: a quarterly review of psychology and philosophy» (основан в 1876). Что касается взглядов Бэна на место психологии в системе наук, то он разделил все науки на три группы: 1) наукиабстрактные; 2) науки конкретные; 3) науки практические. Только первые из них представляют собой фундаментальные дисциплины, которые могут быть расположены следующим образом (рис. 5):
Рис. 5 . Классификация абстрактных наук А. Бэна
Каждая из этих наук изучает определенную группу явлений, и, взятые все вместе, они составляют весь известный человеку мир. Порядок наук отражает, во-первых, переход от простого к сложному, во-вторых, переход от независимого к зависимому. Иными словами, психология изучает самые сложные из известных явлений, но одновременно она же является самой зависимой наукой: ее прогресс очень сильно зависит от открытий, сделанных в других областях научного знания.
Итак, опасность быть поглощенной социологией психологии в системе Бэна не угрожает, поскольку она сама включила ее в себя. При этом Бэн последовательно проводит идею о связи между телом и сознанием, отказываясь, правда, делать предположения о том, носит ли она характер причинности или параллелизма. Более того, в одном из своих писем к Дж. Ст. Миллю Бэн пишет о том, что он ничего «не желал бы более, чем объединить психологию и физиологию, это могло бы заставить физиологов понять истинные цели и направление своих исследований нервной системы» (Цит. по: [Робинсон, 2005. P. 103]). Как полагает Бэн, психология представляет собой отдел общей биологии. Это положение ведет за собой крайне важные следствия. В частности, оно означает, что в психологии применимы общие биологические и физические законы, в частности, закон сохранения энергии. Но объединение сенсомоторной физиологии с ассоциативной психологией, предпринятой Бэном, не могло решить задачи объединения биологических и психологических наук, поскольку его система осталась частью доэволюционного ассоцианизма [Лихи, 2003]. Поэтомуобъективную психологию Бэн дополняет субъективной. Он утверждает, что психология изучает единственное в своем роде явление: «самосознание индивида, личности – предмет, которому нет подобного в области других естественных наук» [Бэн, 2005. C. 25]. В итоге можно заключить, что хотя психология А. Бэна и отличается значительной ориентацией на биологию, тем не менее, он признает существование таких психических явлений, которые можно изучать исключительно при помощи интроспекции, являющейся источником знания о субъективной стороне нашего бытия. Таким образом, самостоятельность психологии как науки утверждается не только онтологически, но и методологически.
Несмотря на многие интересные идеи, теория Бэна свидетельствует об упадке ассоцианизма. Он распространяет принцип ассоциации и на научные открытия, и на творческую деятельность – практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. А Выготский указывал, что если содержательную идею возвести в мировой принцип, которым можно все объяснить, то она обратится в «круглый и пустой ноль».
Еще один знаменитый представитель английского ассоцианизма XIX в. – ГербертСпенсер (1820–1903), теория которого объединила ассоциативный и эволюционный принципы. Центральным пунктом мировоззрения Спенсера стала идея всеобщей эволюции. Вообще, Спенсер выделял три фазы эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Последняя фаза эволюции также называется социальной, и, рассматривая ее, Спенсер вторгается в предметное поле современной социальной психологии. Согласно Спенсеру, люди –чувствующие элементы социального агрегата, развитие которого внутренне детерминировано. Другими словами, Спенсер считал, что общественное сознание как бы «разлито» по людям. Так как Спенсер пришел к выводу, что общество – это результат эволюции, то, по его мнению, именно общество существует ради людей, а не люди ради общества. Таким образом, Спенсер утверждал, что частные интересы выше общественных, что вполне соответствовало духу индивидуализма США, где эти идеи были приняты с большим восторгом.
Герберт Спенсер рассматривал общество как совокупность единиц – индивидов, полагая, что свойства единиц определяют свойства общества. Он считал, что у общества и у организма одинаковые принципы организации, хотя и разные цели. Развитие общества, согласно психологическому эволюционизму, подчинено двум законам: дифференциации (разделению функций между частями системы) и адаптации(уравновешиванию между системой и внешней средой). Таким образом, развитие общества идёт от гомогенности к гетерогенности.
Эволюционно сознание начинается с рефлекса, который позднее преобразуется в инстинкт, и – далее – из последнего возникают познавательные (память и мышление) и эмоциональные (воля и чувства) процессы. Онтогенетическое развитие начинается с чувств. К последним Спенсер, как и Бэн, относит и ощущения, и собственно эмоции. Различие между ними состоит в том, что ощущения идут от периферии, а эмоции – от центра. Из чувств посредством ассоциаций возникают образования более высокого порядка. Отметим, что существенным отличием Спенсера от прежних ассоцианистов было то, что в его теории наиболее стабильные ассоциации могут наследоваться, поэтому при рождении сознание человека вовсе не представляет собой tabula rasa. Эта идея, как отмечает Ждан, «привела Спенсера к откровенно … расистским выводам» [Ждан, 2004. С. 195]. Так, он полагает, что европейские дети уже с рождения превосходят детей «низших рас», например в музыкальных способностях и т. д.
Укажем еще, что Спенсер разделил психологию на объективную (основной метод – внешнее наблюдение) исубъективную (основной метод – интроспекция). Но его представление об объективной психологии существенно отличалось от современного – в ней изучалась лишь нейрофизиологическая адаптация организма к внешней среде. Изучение сознания – как и сотни лет до него – Спенсер считал возможным лишь с помощью самонаблюдения. Как объективная наука , психология входит в число конкретных наук (это науки, которые изучают сами явления, в то время как абстрактные науки исследуют формы, в которых протекают эти), а как наука субъективная – представляет собой совершенно особую, единственную в своем роде, науку, которая не только не зависима от всех остальных наук, но и прямо противоположна им. Объективная психология ограничивается анализом объективных данных, однако для их истолкования прибегает к помощи субъективной психологии, которая изучает явления в том виде, в каком они являются в нашем сознании. Только эта часть психологии аналитична и способствует развитию логики. Аргументы Спенсера следует понимать так, что в его системе наук представлена не вся психология, а только ее объективная половина. Субъективная же психология остается за рамками общей системы научного знания. Не является ли эта двойственность, возникшая на самой заре рождения научной психологии, предвестником последующего «перманентного» кризиса?
Но все ли в порядке хотя бы с объективной психологией? Действительно ли она может претендовать на самостоятельность как наука, отличная от биологии? И снова все не так просто. Во второй части «Оснований психологии» Спенсер отмечает, что несмотря на то, что мы обычно различаем телесную и ментальную жизнь, и та и другая представляют собой лишь подразделения жизни в целом, и граница между ними может быть проведена лишь условно [Spencer, 1855]. Следовательно, науки, изучающие психические явления, и науки, изучающие телесные явления, составляют части биологической науки. Психология, таким образом, является биологической наукой, которая исследует связи организма с внешней средой. Эта точка зрения прекрасно согласуется с целями современной бихевиорологии, поэтому Спенсера порой называют предшественником анализа поведения. Социология в этом контексте рассматривается Спенсером как отдел психологии, связанный с изучением наиболее сложных и специальных функций организма.
Рис. 6. Классификация наук О. Конта
Что же случилось с психологией? Почему Конт не включил ее в ряд фундаментальных наук? На этот вопрос у Конта было, по крайней мере, два ответа.
Первое принципиальное возражение Конта против психологии связано с отрицанием ее основного метода, интроспекции. Он пишет, что невозможно наблюдать за своими собственными интеллектуальными процессами, поскольку в этом случае наблюдаемый и наблюдающий орган будут идентичны. Но на этом аргументы Конта против интроспекции не исчерпываются. Даже если бы интроспекция и была возможна, она накладывает серьезные ограничения на изучение психики, так как исключает из области исследований три важных вида явлений. Во-первых, с ее помощью невозможно исследовать патологические проявления психики, так как в этом случае мы не можем доверять результатам интроспекции. Во-вторых, вне области изучения оказываются психические процессы детей, поскольку способности детей к самонаблюдению весьма ограничены. В-третьих, интроспекция не позволяет исследовать животных.
Второе принципиальное возражение Конта связано с тем, что одни психические явления не могут быть причинами других психических явлений. Иными словами, любое психическое явление всегда имеет физиологическую причину, но никогда – психическую, а потому и не может быть никаких особых психических законов. Таким образом, для психологии того времени в классификации наук Конта места не нашлось. Психология, которая замыкалась исключительно на внутреннем мире человека и вырывала человека и его психику из мира природы, психология, которая изучала сущность бессмертной души, психология, которую Конт называл бесполезной фантазией и нелепостью, была отныне обречена.
Отрицая психологию, Конт, тем не менее, признавал реальность психического, а потому предлагал методы его изучения. Первый метод заключается в исследовании физиологических условий протекания психических процессов (по сути, наблюдение за деятельностью мозга). Этим должна была заниматься интеллектуальная и аффективная физиология, являющаяся частью биологии, которую Конт также называл френологией. Особое значение Конт придавал трудам Ф. Галля и Дж. Шпурцгейма. Стоит отметить, что он не просто опирался на фре-нологию, но пытался ее перестроить. Конт отмечал, что попытка Галля потерпела неудачу, поскольку не учитывала социальных явлений. Тут мы подходим ко второму методу, являющемуся одним из орудий социологии, – наблюдение продуктов психической жизни. С точки зрения Конта, изучение разума должно вестись при помощи комбинации обоих методов.
Выделение критериев, отличающих науку от не науки, получило название проблемы демаркации. Сама постановка проблемы, как и частные воззрения Конта на психологию в системе наук, подвигло многих мыслителей бороться за психологию, как самостоятельную науку. Так, к примеру, З. Фрейд строил свою систему как «позитивную науку».
Закончим обзор французской психологии Францем Йозефом Галлем (1758-1828), австрийским врачом, чье учение получило основную поддержку во Франции. В 1807 г. Галль и его ассистент Шпурцгейм поехали читать лекции в Париже, где и поселились (Галль там и умер, в местечке под Парижем). Его детище, френология, – учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности. Отметим, что сам Галль никак свою систему не называл. Он был блестящим анатомом мозга животных и человека. Френологи (начиная со Шпурцгейма (1776-1832) превратили учение Галля в первую популярную психологию. Они были больше метафизиками, а не биологами. Изучали бюсты и т.д. Особенно популярной френология стала в США, где её приверженцы использовали френологию для нужд бизнеса.
Галль выделил 27 способностей души. К способностям души относятся: 1) инстинкт размножения; 2) любовь к потомству; 3) привязанность, дружба; 4) наклонность к борьбе и самозащите; 5) разрушительный инстинкт; 6) хитрость; 7) алчность, воровство; 8) гордость, высокомерие; 9) тщеславие; 10) осмотрительность, дальновидность; 11) память вещей и фактов; 12) память местностей и пространственных отношений; 13) память на лица; 14) память на слова, имена; 15) речь; 16) чувствительность к цветам, художественный талант; 17) чувствительность к тонам, музыкальный талант; 18) арифметическая способность, счет; 19) способность к механике, архитектуре; 20) проницательность; 21) способность к метафизике; 22) остроумие; 23) поэтический талант; 24) доброта, сострадание; 25) подражательная способность, мимика; 26) религиозность; 27) твердость, постоянство.
Части мозга развиты неравномерно, поэтому у одних людей развиты одни способности, у других – другие. Хорошо развитым частям мозга соответствуют выпуклости на черепе.
Ученик Галя, Иоганн Шпурцгейм, выделил 35 способностей, разбив их на 2 класса: эмоции (склонности и чувства) и интеллект (восприятие и рефлексивные способности).
Если рассматривать френологию критически, то можно отметить следующие проблемные области. Во-перых, зачастую френологи изучали не самих людей, а бюсты. Зная, например, что данное лицо, бюст которого они исследовали, обладало теми или иными качествами, они искали выпуклости, и если находили их, то радовались как дети. Во вторых, форма черепа и величина головы не дают нам права судить о степени развития умственных способностей. Например, если сосудистая оболочка наполнена лимфой, голова человека может достигать огромных размеров, но он будет умственно отсталым.
В общем, в фундаментальной гипотезе френологии был верен (да и то относительно) только сам факт того, что душевные способности как-то локализованы в мозге. Но стоит сказать, что френология повлияло на многих видных ученых и философов, например, Конта, Бэна и Спенсера.
Христиан Вольф и его школа
Ученик Лейбница Христиан Вольф (1679–1754) разделил психологию на рациональную иэмпирическую, опубликовав труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Термин «эмпирическая» вводить в заблуждение не должен: и та, и другая психологии оставались в системе Вольфа исключительно теоретическими науками. Рациональная психология занимается абстрактным изучением природы души, а эмпирическая психология описывает факты и явления душевной жизни.
Вообще, Вольф разделил все человеческое знание на историю, которая имеет дело с фактами,философию, которая исследует причины фактов, и математику. Иными словами, история обеспечивает эмпирические данные, математика предлагает методы их анализа, а философия объединяет опыт и разум. Философия является для Вольфа универсальной наукой, наукой обо всех возможных вещах. Она подразделяется на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естественная теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).
Рис. 7. Классификация наук Х. Вольфа
Рациональная психология выходит за пределы опыта человека. По сути, рациональная психология имеет дело с априорными истинами, которые существуют до всякого опыта (в то время как эмпирическая психология – с апостериорными). Так, например, одной из задач рациональной психологии является поиск ответа на вопрос, как вообще возможно существование опыта (это существование, разумеется, следует выводить из априорных посылок). В рамках рациональной психологии Христиан Вольф определяет душу как субстанцию, которая производит представления и осознает себя, а также объекты вне себя. Иными словами, он дистанцируется от понятия «бессознательное». При этом душа обладает различными возможностями проявления, и эти возможности Вольф назвал способностями. Он выделял познавательные способности и волевые способности (илиспособности желания). Познавательный акт сопровождается либо удовольствием, либо неудовольствием. Они же сопровождают любые аффекты, которые составляют третий вид способностей. Поскольку Вольф полагал, что желать мы можем лишь то, что считаем хорошим, то способности желать в его концепции зависят от познавательных способностей.
Цель эмпирической психологии состоит в организации фактов внутренней (психической) жизни человека в единую систему. Это подразумевает, в частности, доказательство существования человеческой души, обзор и анализ психических операций, а также попытку определить основную терминологию психологии. Подчеркнем, что эмпирическая психология в системе Вольфа остается наукой теоретической, а потому не стоит искать в ней истоков психологии экспериментальной. В рамках эмпирической психологии Вольф предпринимает попытки описать уже выделенные явления. Например, удовольствие он предлагает измерять осознаваемым совершенством. Также в эмпирическом русле он описывает телесные изменения, которые сопровождают возникновение аффектов.
Ученик Вольфа Александр Баумгартен (1714–1762) «возвращается» к Лейбницу и значительно больше внимания уделяет бессознательному состоянию монад. Его он связывает, прежде всего, счувственными представлениями души, которые возникают в ней в результате воздействия на нее внешних вещей. Баумгартен полагает, что именно эти темные и спутанные представления служат основой всей деятельности души, и что они содержат больше признаков и больше говорят об отдельных воспринимаемых вещах и их свойствах, нежели сознательные понятия.
Особое внимание этот ученик Вольфа уделяет воображению, которое он рассматривает как некую промежуточную способность между чувственностью и рассудком. Именно эта способность лежит в основе живописи и поэзии, умения сочинять или художественного творчества. С ней же Баумгартен связывает остроумие. Отметим, что Баумгартен ввел термин «эстетика».
Ученик Баумгартена Георг Фридрих Мейер (1718–1777) находился под влиянием идей Локка и даже читал по его «Опытам о человеческом разумении» лекции в университете. Утверждая, что о сущности души следует заключать исходя из ее проявлений и действий (линия Вивеса), он считал, что относительно бессмертия души разум оставляет нас в полном неведении. Душа, полагал Мейер, способна представлять мир лишь в соответствии с местом, занимаемом в нем телом, а потому она является лишь «вещью, которая является частью другой вещи и может мыслить» (Цит. по: [Жучков, 1996. С. 33]).
Представления вольфианцев о душе как безличной совокупности способностей, руководимой рассудком, предопределили ограниченность их системы. В немецкой философии возрастал интерес к волевой, чувственно-эмоциональной и практической жизни человека, к его неповторимой и сложной личности. Именно этот интерес характеризует эмпирико-психологическую линию в немецкой философии, наиболее ярким представителем которой является Тетенс.
Рождение научной психологии
История психологии как наука
Предмет истории психологии
Психология – наука, предмет которой не раз менялся на протяжении веков. Когда в 1902 г. Герман Эббингауз произнес свою знаменитую фразу: «У психологии долгое прошлое, но короткая история», он был не так уж не прав. История психологии действительно не очень велика. Если возникновением науки считать начало систематического экспериментирования, то психология возникла в 1879 г., когда была основана первая психологическая лаборатория. Если обратиться к появлению самого термина «психология», то соединение двух греческих слов – yuch (душа) и logoz (учение, слово) – обычно приписывается немецкому ученому Рудольфу Гоклениусу, который в 1590 г. выпустил труд, названный «Психология». Однако еще в 1524 г. хорватский гуманист Марко Марулич опубликовал книгу «Психология человеческого мышления». Как бы то ни было, нет никаких свидетельств, что термин «психология» существовал до XVI в. Впрочем, это мало что означает. Даже на протяжении того времени, что термин «психология» употребляется в качестве обозначающего единую науку, в него вкладывался различный смысл. Психология определялась то как изучение сознания, то психики, то духа, то разума, то поведения и пр. Поэтому нет ничего удивительного в том, что немало ученых, занимающихся историей психологии, изучают идеи, возникшие и много ранее этого периода. Обоснованно полагая, что существование названия науки может быть менее длительным, нежели существование самой науки, они обращаются к мыслителям Древнего Востока, к античным философам и средневековым схоластам. Получается, что история психологии, возможно, является чем-то большим, нежели историческим описанием исключительно психологической науки, и если сказанное верно, то это должно быть зафиксировано в определении ее предмета. Вот несколько определений предмета истории психологии.
С точки зрения Ярошевского, им является «деятельность людей, занятых познанием психического мира» [Ярошевский, 1996]. Прежде чем дать такое определение, Ярошевский подчеркивает, что предмет самой психологии и предмет истории психологии – разные вещи. Как и история любой другой науки, история психологии существует в двух измерениях. «История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах» [Там же]. Но помимо этого измерения, которое условно можно назвать реальным, существует ещё одно – рефлексивное. Для существования истории психологии как науки необходим не только сам процесс развития психологии, но и его осмысление, которое, собственно, и является задачей историка психологии. И если психологи-ученые изучают психическую реальность, то историки психологии изучают то, как это делается. Ярошевский подчеркивает, что эта научная деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной.
Как пишет Ярошевский, когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. С его точки зрения, процессу развития науки присуща внутренняя логика, открыть которую обязана история этой дисциплины. Помимо этого, история психологии изучает место, которое занимает психология в общей системе научного знания. Если мы обратимся к истории, то увидим, что решение этого вопроса не может быть однозначным. Долгие блуждания со всей очевидностью показали, что положение психологии в системе научного знания – одна из ключевых проблем психологической науки, неразрывно связанная с вопросом о ее предмете и внутренней структуре. Порой психологию относили к философии, порой к гуманитарным наукам, порой – к естественным. Б. М. Кедров «решил» эту проблему, расположив психологию внутри круга научного знания, впрочем, сместив её в сторону гуманитарных дисциплин.
Рис. 1 . Циклическая классификация наук Б. М. Кедрова.
E – естественные науки, О – общественные науки, Ф – философия, П – психология, Т – технические науки, М – математика
Когнитивный аспект научной деятельности, по мнению Ярошевского, самым тесным образом связан с социальным, поскольку научная деятельность никогда не совершается в вакууме. Всегда существуют конкретные социальные условия, которые не могут не влиять на развитие науки (начиная от самой постановки научных проблем). Более того, важным фактом развития науки является сам процесс общения между учеными. Бывший научный обозреватель «The Economist» Мэтт Ридли рассматривает несколько факторов, пытаясь понять, почему растет число инноваций в современном мире [Esquire, 2010. №50]. И прежде чем дать правильный, с его точки зрения, ответ, он перечисляет несколько ошибочных. К их числу он относит следующие: наука, капитал, интеллектуальная собственность и правительство. А правильным ответом, по его мнению, является следующий: «что на самом деле вызывает ускорение технологического прогресса, так это все более интенсивный обмен идеями в современном мире» [Там же]. В действительности, это относится не только к технологическому процессу, но и к процессу развития науки. Общение между учеными выступает мощным фактором развития науки, и его изучение является одной из задач истории науки.
И третья координата – это личность ученого. Многие научные концепции нельзя «оторвать» от конкретного человека, так, например, сложно понять сущность психоанализа, если «вынести за скобки» личность Фрейда. Поэтому Ярошевский подчеркивает, что хотя творческая мысль ученого движется в пределах «познавательных сетей» и «сетей общения», она является самостоятельной величиной, без активности которой развитие науки было бы чудом, а общение просто невозможно.
Есть и другие точки зрения. Якунин пишет, что основу предмета истории психологии составляет «процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний» [Якунин, 1998. С. 9]. Один из первых историков психологии Джеймс Марк Болдвин в труде «История психологии: краткий очерк и интерпретация», изданном в 1913 г., утверждал, что «история психологии – это не более и не менее как история различных способов видения сознания» [Baldwin, 1913]. А Коулман Гриффит в 1921 г. высказал мнение, что «история изучения функций души, проблемы познания или сущности Эго более не соответствует зрелому достоинству науки» [Griffith, 1922]. Он считал, что настоящей историей психологии должен стать генетический анализ развития научной теории сознания, сопряженный с обзором результатов лабораторных исследований.
Но в подавляющем большинстве историки психологии согласны с Юнгом, который писал, что «психология существует с тех пор, как существует известный нам мир» [Юнг, 1997. С. 35]. При этом, однако, многие психологи в ответ на упрек в том, что психология не очень-то и преуспела в познании человека, отвечают, что психология – наука молодая, ей всего чуть более ста лет. К этому обязательно добавят, что внутренний мир человека гораздо сложнее физического мира. Но вряд ли физика или биология имеют дело с более простыми объектами, скорее всего, мы «думаем так главным образом потому, что оказались настолько некомпетентны в его познании» [Skinner, 1971. C. 6.]. Скиннер пишет о том, что физика и биология проделали длинный путь, но психология (наука о поведении человека) не претерпела подобного развития. Древнегреческая физика и биология ныне представляют только исторический интерес (ни один современный физик или биолог не стал бы обращаться к Аристотелю за помощью), но диалоги Платона до сих пор даются студентам для изучения и цитируются, как если бы они проливали свет на поведение человека. Аристотель не смог бы понять ни страницы современной физики или биологии, но Сократ и его последователи испытали бы лишь небольшие трудности, следуя наиболее современным дискуссиям по проблемам человека.
Тут мы подошли, пожалуй, к одному из мнимых парадоксов в истории психологии: психология – это одна из наиболее древних, но одновременно и одна из наиболее молодых наук. Парадокс этот действительно мнимый, ибо так называемые, например, «психологические воззрения античности» отнюдь научными не являются. Наука как таковая появляется только между XIII и XVII вв., а в Древней Греции на право называться наукой могла претендовать только математика.
Но факт остается фактом: в истории психологии значительное место отводится так называемому донаучному (умозрительному, философскому) этапу, и основной вопрос заключается не в том, правильно ли это, а в том, почему так произошло. Чтобы на него ответить, нам необходимо обратиться к истории истории психологии.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 490.