Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды предприятия (анализ сильных и слабых сторон)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а так же о существенных внешних проблемах.

Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т. п.

Следующей проблемой, с которой сталкивается руковод­ство, будет определение того, обладает ли предприятие внут­ренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляет­ся диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.

Управленческое обследование представляет собой мето­дичную оценку функциональных зон предприятия, предназна­ченную для выявления ее сильных и слабых сторон.

С целью упрощения в обследование рекомендуется вклю­чить пять функций - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ предприятия.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация:

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирования; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Имеется ряд вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации. Если организа­ция обладает квалифицированными сотрудниками и руково­дителями с хорошо мотивированными целями, она в состоя­нии следовать различным альтернативным стратегиям. В про­тивном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет под­вергать опасности будущую деятельность организации.

Организационный срез включает в себя: структуры норм; правила, процедуры; распределение прав и ответственностей; иерархию подчинения

В производственный срез входят изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Весьма важным для длительного выживания предприя­тия является непрерывный анализ управления операциями.

Некоторые ключевые вопросы, на которые необхо­димо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями, следующие:

- можем ли мы производить наши товары или услуги по более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то поче­му?

- какой доступ мы имеем к новым материалам? Зависим ли мы от единственного поставщика или ограниченного коли­чества поставщиков?

- является ли наше оборудование современным, и хо­рошо ли оно обслуживается?

- рассчитаны ли закупки на снижение величины матери­альных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материала­ми и выходящими изделиями?

- подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

- можем ли мы обслуживать те рынки, которые не мо­гут обслуживать наши конкуренты?

- обладаем ли мы эффективной и результативной систе­мой контроля качества?

- насколько эффективно мы спланировали и спроекти­ровали процесс производства? Может ли он быть улучшен?

4. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

При обследовании функции маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

- доля рынка и конкурентоспособность. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, которая устанавливается и контролируется высшим руководством;

- разнообразие и качество ассортимента изделий. Многие фирмы довольствуются единственным или ограниченным ассортиментом товаров или услуг, в то время как другие активно внедряют на рынок десятки и сотни изделий;

- рыночная демографическая статистика. Трудную проблему для высшего руководства представляет контроль изменений на рынках и в интересах потребителей;

- рыночные исследования и разработки. Еще одной проблемой для руководства являются исследования и разработки новых товаров и рынков;

- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Одним из наиболее слабых мест в современном предпринимательстве являются функция обслуживания. Эффективное и добротное обслуживание помогает продать больше товаров, оно создает и сохраняет лояльность клиентов;

- эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным достоянием фирмы. Аналогичным образом творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий;

- прибыли. Лучшие товары или стимулирующие усилия окажутся фактически ничего не стоящими, если в результате отсутствует прибыль.

5. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддерживание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.

Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и по­тенциальные внутренние слабости в организации, а также от­носительное положение организации в сравнении с ее конку­рентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в дол­госрочной перспективе.

Культура и образ предприятия. Можно выделить ограниченное число и других факторов, за которые прямую ответственность несет высшее руководство.

Они охватывают важные вопросы, которыми должно заниматься руководство, чтобы сохранить нормальное внутреннее и внешнее состояние фирмы:

1. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей?

2. Была ли она последовательна в своей деятельности?

3. Каково это предприя­тие по сравнению с другими в этой отрасли?

Атмосфера или климат в организации называются культурой корпорации.

Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.

После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени важности, руководство может определить те зоны, которые требуют немедленного внимания, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде.


13. Классификация стратегий предприятия

Классификация стратегий в теории стратегического управления. Одним из важнейших базовых элементов стратегического менеджмента являются стратегии. По существу разработка и внедрение стратегии являет­ся основным продуктом стратегического менеджмента.

Компания может разрабатывать и применять для решения задач разви­тия разные стратегии. Одна и та же цель может достигаться различными путями. Существует много различных стратегий развития компании, про­изводства, разработки продуктов компании.

Для правильной ориентации во множестве стратегий, их упорядочении, систематизации и выбора наиболее эффективной в стратегическом менедж­менте применяют методы классификации. Они позволяют создать общую платформу для понимания сущности разрабатываемых стратегий различ­ными работниками. Рассмотрим наиболее широко применяемые класси­фикации стратегий компаний.

Классификация стратегий по уровням стратегии в организации. Классификация стратегий по уровням компании. Стратегии менеджмента обычно разделяют по уровням управления ком­панией [40, с. 9; 14, с. 252—260; 10, с. 78—80]. С учетом интенсивного раз­вития процессов децентрализации и самоорганизации в современных орга­низациях следует также учитывать стратегии развития команд, групп и работников, от которых зависит успех разработки и реализации стратегий.

В стратегическом управлении выделяют четыре уровня стратегии в организации:

- корпоративный;

- сферы бизнеса (деловой);

- функциональный;

- линейный.

Стратегии менеджмента обычно разделяют по уровням управления компанией. С учетом интенсивного развития процессов децентрализации и самоорганизации в современных организациях следует также учитывать стратегии развития команд, групп и работников, от которых зависит успех разработки и реализации стратегии.

По уровням иерархической структуры компании все стратегии разделяются на четыре группы (см. рисунок 9.3):

1. Главная, или общекорпоративная, стратегия. Стратегия развития компании в целом.

2. Стратегии бизнес-единиц, или стратегии на уровне бизнеса (СБЕ – стратегическая единица бизнеса).

3. Функциональные стратегии, их также называют обеспечивающими.

4. Стратегии команд, рабочих групп и работников от которых зависит стратегический процесс фирмы.

Рассмотрим данные уровни подробнее.

1. Корпоративный уровень присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса, то есть в концернах и конгломератах. Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.

2. Уровень сферы бизнеса (деловой уровень) уровень первых руководителей недиверсифицированных организаций, входящих в состав диверсифицированных организаций, или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующая на корпоративном стратегическом плане, основанной цель которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала.

3. Функциональный уровень - уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.

4. Линейный уровень – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.

Недиверсифицированная организация имеет, соответственно, три уровня стратегии.

Основным принципом координации стратегического управления на всех уровнях является принцип иерархической подчиненности.

Стратегический план уровня, кроме первого, должен разрабатываться на основе стратегического плана, как правило, первого верхнего уровня.

Значительной проблемой согласования стратегических планов является различие интересов.

Классическими примерами могут быть признаны различия в интересах, например, таких функциональных подразделений, как маркетинговое и производственное, финансовое и отделение НИОКР.

Следует отметить, что на разработку стратегических планов оказывает влияние ряд факторов, среди которых: STEEP-факторы; общие перспективы отрасли; конкуренция; культура и структура организации; отношения между высшими руководителями уровней управления; КС и КП организации; история организации и т.д.

В процессе установки целей для всех ровней управления необходимо учитывать, что цели должны быть четко сформулированными, измеримыми, достижимыми, разумными и определенными во времени, поэтому при их формировании следует избегать общих фраз: «увеличение оборота», «максимизация прибыли», «снижение затрат», «повышение эффективности».

 

 

Рисунок 9.3 - Классификация стратегий по уровням компании

Рассмотрим данные стратегии подробнее.

1. Главная стратегия, корпоративная. Эта стратегия описывает развитие организации как единого целого, фор­мулируется на высшем уровне и является обязательной для всех подразделе­ний организации, независимо от степени их автономии и децентрализа­ции. Организация может сохранять свою целостность и успешно развиваться только при условии эффективной главной стратегии. В ней описываются общие данные развития компании, например общая прибыль, суммируе­мая по всем подразделениям, общий объем продаж. Лишь по наиболее важ­ным, ключевым видам бизнеса и стратегическим бизнес-единицам могут приводиться главные характеристики результатов деятельности, например объемы продаж, рентабельность, вклад бизнес-единицы в общие результаты компании.

Главная стратегия должна обеспечить эффект синергии. Синергия — это важнейшая характеристика сложных систем, означающая, что при взаимо­действии различных подразделений и бизнес-единиц компании общий ре­зультат превышает сумму простых эффектов от их деятельности. Например, компания приобретает дистрибьюторскую сеть. В результате увеличивают­ся объемы продаж нескольких ее бизнес-единиц, ранее не имевших доступа к новым клиентам. Общий результат существенно выше, чем сумма прибы­лей, приносимых дистрибьюторской сетью и бизнес-единицами, если бы они действовали отдельно друг от друга.

Главная стратегия—это не сумма стратегий ее подразделений, как это пытаются иногда разработать на практике, а синтез слратегий развития подразделений, на основе которого достигается новый уровень развития. В результате взаимодействия и взаимосвязи между различными стратегиями нередко проявляется эффект си­нергии, в результате которого общий эффект стратегии компании существенно выше, чем сумма эффектов стратегий ее подразделений. Разработка главной, общекорпоративной стратегии является наиболее сложной задачей стратегического менеджмента. Необходимо определить комбинацию и масштабы видов деятельности, составить так называемый портфель видов бизнеса, выбрать рынки, определить главные приоритеты, сформулировать ключевую идеологию, подобрать и расставить менеджеров на ключевые должности.

2. Стратегии бизнес-линий или стратегии бизнес-единиц. Эти стратегии разрабатываются в том случае, когда в компании су­ществуют самостоятельные виды бизнесов и автономные или полуавто­номные стратегические бизнес-единицы. Бизнес-единица — это под­разделение компании, осуществляющее полный цикл — маркетинг, производство, сбыт, а в ряде случаев и исследования и разработки. Биз­нес-единицы обладают большой самостоятельностью, их менеджеры са­мостоятельно определяют стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала, развития производства. В различных компаниях могут быть установлены ограничения на те или иные решения, принимаемых менеджерами СБЕ. В целом СБЕ — это компания внутри компании, но все же даже в условиях ее максимальной автономии должны соблюдаться ограничения на ее самостоятельные реше­ния.

В то же время СБЕ не должны самостоятельно: - изменять вид деятельности, профиль производства,

- продавать оборудование и технологии, - брать кредиты более установленных в компании ограничений (на пример, объемом более 10% суммарной стоимости активов СБЕ), - увольнять руководителя СБЕ и ключевых менеджеров. Стратегию развития каждой СБЕ следует разрабатывать с учетом глав­ной стратегии компании.

3.       Функциональные стратегии. Назначение этих стратегий обеспечить выполнение стратегий биз­нес-единиц и компании в целом. При их разработке учитываются обще­корпоративные задачи и одновременно задачи развития подразделений в целом. Во многих компаниях ошибочно считают возможным обходиться без разработки данных стратегий и ограничиваться главной стратегией и стратегиями бизнес-единиц. Но в этом случае цели и задачи, поставлен­ные в них, «повисают в воздухе», так как возникает неясность в том, кто за что отвечает, какие задачи нужно решать в первую очередь, как коор­динировать выполнение задач. Функциональные стратегии должны быть предельно конкретны. Эти стратегии чаще всего классифицируют по функциональным под­разделениям компании. Другой подход связан с классификацией их по об­щим видам деятельности. Например, в таком виде: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологичес­кая стратегия [41, с. 252—253].

Следует отметить, что подход на основе разработки стратегий для функ­циональных подразделений более конкретен, так как ясно кто отвечает за разработку и внедрение. Кроме того, в каждом функциональном подразде­лении разрабатывают инновационную стратегию, стратегию организацион­ных изменений, социальную и др. Стратегию маркетинга должно разраба­тывать маркетинговое подразделение, но неясно, кто должен разрабатывать социальную, инновационную и ряд других стратегий и отвечать за их вне­дрение. Следует также иметь в виду, что каждая стратегия должна быть ин­новационной.

4. Стратегии команд, рабочих групп и работников. Опыт стратегического менеджмента показал, что стратегия компании будет эффективно реализована лишь тогда, когда общие стратегические цели верхнего уровня преобразуются в стратегические цели работников нижних уровней, от которых зависит внедрение стратегий. При бюрократическом подходе стратегия определяется верхним уров­нем управления и механически передается нижним уровням управления. При этом не решаются проблемы связи общекорпоративной стратегии развития фирмы в целом, со стратегиями ее подразделений, групп, ко­манд и непосредственно работников. Такой подход приводит к страте­гическому разрыву, когда стратегические цели поставлены руководством, но стратегии неэффективны из-за отсутствия связи между стратегичес­кими целями высших и нижних уровней компании и заинтересованности работников нижних уровней в их достижении. Стратегический менеджмент предполагает обеспечение взаимосвязей между стратегическими це­лями всех уровней управления компании.

На рисунке 9.4 показана связь функциональной производственной стратегии со стратегиями двух производственных участков, работников, рабочей группы и коман­ды, созданных для решения проблем повышения качества и внедре­ния нового процесса.

Значимость стратегий четвертого уровня в настоящее время увеличива­ется в связи с развитием самоуправления и самоорганизации в компаниях, когда центр тяжести управленческих действий и решений переносится на сетевые структуры команды, рабочие группы и непосредственно на работ­ников, реализующих стратегии.

Классификация стратегий по типу развития фирмы. Классификация стратегий была разработана в 70-е годы прошлого века и включала определение и группировку эталонных или базовых стра­тегий, в зависимости от их влияния на рост компании и на ее поведение на рынке.

Группы стратегий включают:

а) стратегии роста, к ним отно­сятся стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсифи­кации;

б) стратегии стабилизации; в) стратегии защиты, включающие стратегии сбора урожая, поворота, инвестиций, банкротства, ликвида­ции [42], [29].

Эта классификация применяется в настоящее время в обучении стратегичес­кому менеджменту [43, с. 26], [44, с. 290], [15, с. 92-100], [45, с. 107-108,112].

Современные условия требуют изменения и расширения данной клас­сификации.

Это связано со следующим:

- состав базовых стратегий целесообразно расширить с учетом ряда стра­тегий интенсивно, применяемых многими фирмами в последние годы. К ним в частности относятся стратегии реструктуризации, реинжиниринга бизне­са, ТQM и др.;

- необходимо учитывать, что однозначное отнесение ряда базовых стра­тегий только к одной группе (росту, стабилизации или защите) невозможно. Ряд базовых стратегий может реализовать не один, а несколько разных видов развития фирмы.

как стратегии роста, так и стратегии стабилизации или защиты. Стратегию реинжиниринга применя­ют как в успешно работающих компаниях для обеспечения роста, так и в проблемных компаниях в целях защиты. Стратегию диверсификации также можно применять как для целей роста компании, так для целей стабилиза­ции или для целей защиты;

- тип стратегии стабилизации целесообразно объединить с за­щитой и выживанием, так как они очень близко связаны. В этом слу­чае фирма стремится защищать свою долю рынка, а не терять ее. Стра­тегия ликвидации бизнеса входит в группу стратегий сокращения бизнеса.

С учетом различных типов развития базовые стратегии фирмы разделя­ются наследующие виды [46]: активов) существуют следующие стратегии:

1)  стратегия суперроста или гиперроста, к ним относят компании, кото­рые в течение 10 лет набирают высокие темпы развития и достигают суммарных продаж на сумму более 1 млрд. долл. или занимают доминирующее по­ложение на рынке [49];

2) стратегия динамичного роста, когда компания входит в группу лиди­рующих компаний по темпам развития, но доминирующего положения не занимает. Обязательное условие — превышение средних темпов роста рын­ка и ускорение темпов развития;

3) стратегия скачкообразного роста (скачка), когда компания внезапно в течение короткого промежутка времени увеличивает темпы развития;

4) стратегия умеренного роста означает адаптацию компании к средним темпам роста рынка;

5) стратегия медленного роста означает увеличение экономического потенциала компании, темпы ее развития ниже рыночных возможностей и средних темпов увеличения рынка;

6) стратегия замедления роста, когда происходит рост экономических показателей прибыли, продаж, активов в абсолютном значении, но при этом темпы увеличения этих показателей по сравнению с прошлыми периодами снижаются. Такая стратегия может быть связана с исчерпанием возможнос­тей как самой компании, так и со снижением потенциала развития рынка, достижения им зрелости и насыщения.

 Стратегии стабилизации, защиты и выживания направлены на сохране­ние рыночной ниши и доли рынка. В этих условиях главная задача — поиск внутренних резервов и выгодных рыночных возможностей с минимальными уровнями риска. К ним относятся такие стратегии как реинжиниринг, рест­руктуризация, диверсификация и др. (рис. 2.3).

2. Например, диверсификация, TQM, реструктуризация, реинжиниринг и ряд других могут использоваться

3.  Стратегии сокращения имеют главной целью свести к минимуму затра­ты компании на виды бизнеса, которые наносят ей убытки. В этих условиях прибыли компании минимальны, рентабельность низкая, чаще всего она несет убытки. Задача менеджеров заключается в радикальном изменении компании, ее полной реорганизации, изменении видов деятельности, пе­реходе к стратегиям 1 или 2. Если это не удается, то ставится задача выйти с рынка с минимальными потерями при закрытии бизнеса.

Рост, стабилизация и сокращение фирмы могут реализовываться раз­личным образом посредством стратегий следующего уровня:

1) концентрации — рост объемов выпуска основной продукции или ус­луг. Возможны варианты этой стратегии: горизонтальная концентрация на основе приобретения или открытия компаний, производящих такую же продукцию; концентрация на основе развития рынка — увеличение доли рынка, повышение рыночного рейтинга компании; концентрация на основе развития продукта — повышение его качества, увеличение се­мейства продуктов;

2) интеграции (прямая и обратная), иногда ее называют вертикальная интеграция, означает рост контроля компании над потребителями и по­ставщиками за счет приобретения или создания компаний, находящих­ся в верхнем и нижнем звене технологической цепи производства и сбы­та. Если приобретаются или создаются компании верхних звеньев, например, потребляющие ее продукцию или услуги, это называется пря­мой интеграцией или, например, металлургический завод приобретает завод по производству автомобилей. Если приобретаются или создают­ся компании нижних звеньев технологической цепочки, это стратегия обратной интеграции. Например, компания приобретает фирму, поставляющую полуфабркаты;

3) диверсификация -предусматривает производство товаров и услуг, отличающихся от ее базовых. Различают связную и несвязную диверсификапии. Стратегия связной диверсификации означает производство новых товаров и услуг, аналогичных базовым. Несвязная диверсификация означает производство то­варов и услуг, совершенно не связанных с основой деятельностью компании. Пример несвязной диверсификации: компания по производству машиностро­ительного оборудования открывает производство пищевых продуктов. Несвяз­ную диверсификацию также называют конгломератной. Если компания рас­ширяет свое производство в новые области, но ее товары и услуги остаются близкими к базовым, говорят о концентрированной диверсификации;

4) TQM (Всеобъемлющий менеджмент качества) — стратегия развития ком­пании на основе выдвижения качества продукции и услуг в качестве главной цели и приоритетного критерия оценки эффективности развития. Стратегия повышения качества пронизывает всю компанию от руководства до рядовых исполнителей. Каждое нововведение оценивается, прежде всего, с точки зре­ния его влияния на рост качества продукции и услуг. Уровень качества контро­лируется ежедневно. Главной задачей персонал компании в условиях TQM видит переход к нулевому уровню брака. В компании разрабатывается сложная система внутреннего планирования, контроля и регулирования качества про­дукции на всех этапах ее создания, от выбора поставщиков, до поставок клиен­там. Осуществляется непрерывная подготова персонала и периодически про­водится аудит качества всей компании и ее подразделений;

5) стратегия репозиционирования — основывается на изменении позиции продукта в сознании потребителей за счет рекламы, изменения его некоторых свойств, цены. В результате продукт перемещается из одного сегмента в дру­гой. Эта стратегия отражает принцип перехода на более высокие позиции в новом сегменте. Если продукт не может добиться лидерства в своем сегменте, он может стать одним из лидирующих в новых сегментах;

 

 

 

Рисунок 9.4 – Классификация стратегий фирмы по типу развития

 

6) кастомизация — предусматривает увеличение ценности продукта за счет привязки его к индивидуальным потребностям и характеристикам потреби­телей. Кастомизация имеет разные формы. Так, она может осуществляться в виде привлечение потребителей к участию в производстве продукта или ус­луги, путем индивидуального подбора компонентов товара или услуги, при­влечения к дизайну конечного продукта;

7) реинжиниринг—предусматривает полное перепроектирование существу­ющего бизнеса. Ревизии и сомнению подвергаются все продукты и услуги, бизнес-процессы, функции управления. Главная цель — создать новые, более эффективные производство, сбыт и систему управления. В отличие от модер­низации или инноваций, влияющих на отдельные подсистемы компании, ре­инжиниринг коренным образом изменяет ее облик. Следует отметить, что многие компании не могут получить эффект от его использования, так как не рискуют идти на радикальные изменения, а частичный реинжиниринг недо­статочно эффективен. Но даже отдельные результаты являются впечатляющими. Например, вместо 10—15 дней на поставку продукции с момента получе­ния заказа, многие компании после реинжиниринга сократили это время до 1—3 дней, резко уменьшили затраты. После проведения успешного реинжиниринга компании могут стать лидерами рынка;

8) реструктуризация — изменение внутренней структуры компании, преж­де всего, за счет освобождения от малорентабельных и непрофильных про­изводств, устранения избыточных звеньев в управлении. В результате рест­руктуризации, как правило, сокращается численность работников на 20—40%, часто приходят новые собственники и менеджеры, создается но­вая структура, компании, более простая, экономичная и производительная;

9) прекращение инвестиций (извлечение остаточных прибылей) — эта стра­тегия основана на прекращении инвестиций в развитие компании и ее под­разделений, из компании извлекаются прибыли и ее готовят к продаже, реорганизации или ликвидации. Такая стратегия применяется в условиях, когда трудно конкурировать и компания теряет рыночную позицию, нет возможности привлечь инвестиции;

10) слияния — эта стратегия построена на объединении компаний. Часто эта стратегия является единственным выходом для неэффективной компании избежать банкротства. Но нередко эта стратегия принимает форму поглоще­ния или захвата, когда одна компания с целью устранить конкурента приоб­ретает его контрольный пакет акций и лишает его самостоятельности. Про­блема враждебных поглощений стоит остро в глобальной экономике, когда сделки и финансовые операции заключаются с резко возросшими скоростя­ми в условиях электронных средств коммуникаций. Слияние от поглоще­ния отличает добровольный характер решения обеих сторон. Поглощение с другой стороны считается неэтичным средством конкурентной борьбы;

11) банкротство — эта стратегия применяется компаниями, находящимися в сложном финансовом положении, когда компания не может рассчитаться пол­ностью по своим долгам, ее осаждают кредиторы. В мировой практике призна­ние банкротства часто используется для защиты фирмы от кредиторов на оп­ределенный период и не всегда завершается ее ликвидацией. Фирма имеет возможность через суд получить отсрочку выплаты долгов и замораживание требований кредиторов на определенный период, иногда до 3 лет, что дает возможность компании получить передышку и повысить свою эффективность. Примером этой стратегии может служить банкротство известной авиастроитель­ной компании Дуглас в 1966 г, которое применила компания вследствие возник­шего у нее острого дефицита денежных средств, хотя она имела крупные заказы на производство 409 самолетов и считалась одной из самых успешных [47, с. 6—7];

12) ликвидация — последняя стадия жизненного цикла организации. При ликвидации компания полностью лишается активов, прекращает деятель­ность, осуществляется выплата задолженности кредиторов. Стратегия лик­видации имеет смысл для компаний в условиях, когда выгоднее создать но­вое производство, чем вкладывать средства в реорганизацию убыточного.

В существующих подходах к классификации базовых стратегий стратегии третьего уровня (интеграция, диверсификация, реструктуризация и др.) одно­значно относят только к одному из классов стратегий роста, либо защиты или стабилизации.

Но в действительности многие из стратегий третьего уровня обладают многоцелевым характером. Они могут быть использованы как для роста компании, так и для стратегий защиты или сокращения. аибо­лее универсальны в этом смысле стратегии диверсификации и реинжинирин­га, которые могут применяться в любых условиях.

Было бы неправильным считать, что всегда существует лишь один путь реше­ния стратегических проблем, путем выбора стратегий одного вида. И. Ансофф в принципах стратегического управления привел гипотезу многоэлементности, «от­вергающую предположение о том, что один, какой-то компонент управления, будь то ключевые менеджеры, структура, культура или система, является главным усло­вием успеха.

Наоборот, успех компании — результат взаимодействия и взаимодополнения нескольких ключевых элементов (хотя при различных условиях один или несколько компонентов могут преобладать над другими)» [1, с. 412].

Классификация стратегий по функциональным видам деятельности фирмы. Классификация стратегий проводится по функциональным видам деятельности фирмы:

1. Продуктовая (товарно-рыночная, производственная) стратегия.

2. Стратегия выбора и развития технологии.

3. Ресурсная стратегия.

4. Инновационная стратегия.

5. Логистическая стратегия.

6. Стратегия продаж фирмы.

7. Маркетинговая стратегия.

8. Стратегия исследований и разработок.

9. Финансовая стратегия.

10. Инвестиционная стратегия

11. Стратегия социальной ответственности фирмы

12. Стратегия PR-создания и поддержания имиджа фирмы

Рассмотрим данные стратегии подробнее.

1. Продуктовая стратегия (товарно-рыночная, производственная) опре­деляет, какие продукты будут производиться, в каких объемах и для каких рынков.

2. Стратегия выбора и развития технологий определяет выбор типов техно­логий, расчет потребностей в мощностях, уровень их конкурентоспособно­сти, пути их развития и совершенствования.

3. Ресурсная стратегия определяет, какие виды ресурсов будут применять­ся, потребности в объемах ресурсов, альтернативные возможности их ис­пользования, состав поставщиков и контроль качества поставляемых мате­риалов и сырья, пути экономии ресурсов и другие их технико-экономические характеристики.

4. Инновационная стратегия — определяет инновационную политику орга­низации, какие инновации и в каких подразделениях компании будут разра­батываться и осуществляться, сроки и затраты на их разработку и внедрение.

5. Логистическая стратегия — определяет общую логистическую модель компании, оптимальные маршруты поставки ее ресурсов и доставки товаров клиентам, наиболее эффективные варианты складирования запасов и това­ров, внутризаводских перевозок.

6. Маркетинговая стратегия — определяет принципы разработки и сбыта товаров и услуг, ценовую политику, отношения с клиентами, поведение по отношению к конкурентам, рекламу и продвижение товаров и другие харак­теристики, обеспечивающие компании наиболее успешный сбыт и рост.

7. Стратегия продаж — тесно связана с маркетинговой стратегией, разра­батывается для сбытовых подразделений компании, определяя для них объе­мы и графики продаж, цены, скидки, послепродажное обслуживание и дру­гие факторы, влияющие на сбыт.

8. Стратегия исследований и разработок — определяет выбор ключевых направлений разработки новых продуктов и услуг, стратегические альянсы по совместным разработкам, целевые показатели новых продуктов и их жиз­ненные циклы.

9. Финансовая стратегия — определяет способы привлечения и объемы привлекаемых финансовых ресурсов, соотношение между собственным и заемным капиталом, основные показатели эффективности финансово-эко­номической деятельности, принципы управления денежными потоками, расчеты с кредиторами и другие ключевые финансовые характеристики.

10. Инвестиционная стратегия — определяет источники инвестиционных ресурсов, характер финансирования инвестиционных проектов, направле­ния инвестирования, распределение инвестиционных ресурсов между под­разделениями компании, показатели отдачи инвестиций, экономические результаты инвестиционных процессов.

11. Стратегия социальной ответственности — определяет принципы пове­дения компании и ее обязательства перед государством и обществом, кли­ентами, персоналом компании, конкурентами, поставщиками.

12. Стратегия формирования и поддержания имиджа (стратегия PR — Public Relations) — эта стратегия, направленная на создание позитивного образа компании в общественном сознании путем участия компании в деятельно­сти направленной на социальный прогресс, поддержку малообеспеченных слоев населения, производства товаров и услуг, отвечающих заявленным в рекламе характеристикам.

Данные стратегии направлены на развитие внутреннего потенциала ком­пании, усиление ее факторов, обеспечивающих рыночный успех.

Ряд данных стратегий может быть детализирован. Так, например, стра­тегия продаж и маркетинговая стратегия определяют характер поведения компании по отношению к конкурентам-лидерам:

1) стратегия стать ведущим лидером (стать № 1 на рынке) означает стрем­ление компании занять первое место среди конкурентов;

2) стратегия вхождения в группу лидеров — компания стремится войти в группу первых 10 или более компаний (в зависимости от количества конкурен­тов на рынке), но не стремится доминировать над остальными лидерами;

3) стратегия следования за лидером или лидерами, означает, что компа­ния копирует действия лидеров и поддерживает относительно небольшие объемы продаж по сравнению с лидерами;

4) стратегия маневра — компания, сохраняя коммерческую тайну, гото­вит внезапный выпуск нового продукта или услуги, который должен вывести ее в лидеры рынка;

5) стратегия стабильной рыночной позиции или рыночного равнове­сия, компания стремится к сохранению существующего положения и ры­ночного равновесия. Смысл этой стратегии в том, что стремление к лидер­ству может вызвать резкие ответные действия конкурентов (изменение ценовой политики, рекламы и другие действия) и нарушить стабильность рынка.

Л. Фаэй и Р. Рэнделл предложили следующие виды стратегий [13, с. 48—56]:

1) инновационная стратегия, которая строится вокруг новых «прорыв­ных» продуктов, технологий или решений;

2) стратегия обновления, которая содержит новые возможности веде­ния бизнеса, связанные с продуктами, потребителями, технологиями или компетенциями, которые хорошо знакомы компании и относятся к той же сфере бизнеса;

3) стратегии постепенного совершенствования предполагают постепен­ные, небольшие изменения масштаба, облика и цели компании. Неболь­шие изменения добавляются к базовым решениям.

Эта классификация отражает общий характер процесса изменений в компаниях. Ее целесообразно использовать в сочетании с другими класси­фикациями.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.