Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль Логопедия
Квалификация: (степень):Бакалавр
Красноярск
2015
Рабочая модульная программа
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – содействовать формированию у студентов профессионально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности учителя-логопеда в общеобразовательных организациях при обучении детей со вторичной речевой патологией.
Задачи:
1. углубление и конкретизация полученных теоретических знаний в процессе их применения в работе с детьми дошкольного и /или младшего школьного возраста со вторичной речевой патологией;
2. овладение формами организации логопедической работы с детьми дошкольного и/или младшего школьного возраста со вторичной речевой патологией;
3. формирование навыков анализа собственной деятельности;
4. воспитание у студентов профессионально значимых качеств личности, уважения к выбранной профессии и активной педагогической позиции;
5. воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Педагогическая практика относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин основной образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основную документацию, регламентирующую деятельность учителя-логопеда в образовательном учреждении;
- формы и приемами логопедической диагностики детей с нарушением речи дошкольного и/или младшего школьного возраста;
- способы взаимодействия с родителями;
уметь:
- анализировать результаты проведенного логопедического обследования, оформлять полученные данные в речевой карте;
- осуществлять взаимодействие с родителями через проведение родительских собраний, консультации;
- осуществлять междисциплинарное взаимодействие через ПМПк образовательной организации, сотрудничество с воспитателями, педагогом-психологом, учителями, родителям;
- проводить индивидуальные, подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя, связной речи, развитию фонетико-фонематического восприятия с детьми дошкольного и/или младшего школьного возраста.
Владеть навыками:
- составления разного вида планирований (перспективного, календарно-тематического, поурочного);
- взаимодействия с воспитателями группы, учителем класса, в том числе через ведение тетради взаимодействия;
- алгоритмом оценивания эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов работы с детьми с нарушениями речи и их родителями;
- алгоритмом анализа степени рациональности отобранных для логопедического воздействия наглядных и технических средств.
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 час.)
Основные этапы проведения практики:
1. установочная конференция по практике;
2. составление индивидуальных планов практики;
3. знакомство с базой практики;
4. решение профессиональных задач учителя-логопеда, предложенных преподавателем;
5. самостоятельное выявление и решение профессиональных задач;
6. подготовка отчетной документации;
7. заключительная конференция.
В ходе освоения программы научно-педагогической практики бакалавр выполняет задания, соответствующие содержанию четырех образовательных модулей: входному, базовому № 1, базовому № 2 и итоговому.
Модули (этапы) практики | Задания | |
1 | I этап - аналитический | 1. Изучение медицинской и педагогической документации 2. Определение стратегии логопедической работы |
2 | II этап – основной этап | 1. Дневник практики. 2. Заполненные протоколы логопедического обследования. 3. Представление логопеда на учащихся. 4. Конспекты проведенных логопедических занятий. 5. Рефлексивный анализ собственной деятельности. 6. 7. Характеристика – отзыв о прохождении практики. |
3 | III этап – заключительный | 1. Оформление дневника практики 2. Участие в заключительной конференции |
Этапы практики.
I этап - аналитический. Первые 3 дня практики отводится на дополнительное изучение педагогической и медицинской документации класса, с которым планируется работать студенту. Анализируются полученные данные и выстраивается стратегия логопедической работы, которая согласуется с методистами по логопедии и курирующим логопедом.
II этап – основной этап. Предполагает педагогическую деятельность студента в качестве учителя в классах детей и включает следующие направления работы студента:
1. Организация педагогического процесса в группе:
а) подготовка и организация занятий;
б) планирование и проведение прогулок;
в) организация самостоятельной деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театрализованной и т.д.);
г) создание психологического комфорта в классе.
2. Анализ педагогического процесса и собственной деятельности.
3. Проведение логопедических занятий, в том числе одно зачетное занятие, на которое приглашаются все студенты-практиканты, администрация школьного учреждения, методисты и групповой руководитель.
III этап – заключительный. В последние дни практики проводится совещание педагогического коллектива, студентов-практикантов и группового руководителя, на котором обсуждается деятельность каждого студента, дается характеристика и предварительно оценивается результат практической деятельности.
По окончании практики осуществляется подготовка и проведение итоговой конференции на базе института, организуется выставка наглядных пособий как результат работы студента в профессиональной сфере.
Во время прохождения практики студент-практикант:
- Организовывает свою деятельность в соответствии с требованиями Устава школы, подчиняясь правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, соблюдает инструкции, выполняет распоряжения администрации учреждения и руководителей практики.
- Составляет перспективный план работы, согласовывая его с методистом по логопедии и учителем-логопедом образовательного учреждения.
- Соблюдает утвержденный график работы, присутствует на практике ежедневно в течение 6 часов, своевременно извещает методиста о причинах отсутствия.
- Вместе с учителем-логопедом несет ответственность за жизнь и здоровье школьников в течение времени их пребывания на логопедических занятиях.
- Знакомится со спецификой деятельности конкретного образовательного учреждения и спецификой деятельности учителя-логопеда в конкретном образовательном учреждении (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной).
- Проводит диагностику речевого развития детей разного возраста.
- Обращается к руководителям практики университета, методисту, администрации и сотрудникам образовательного учреждения по всем вопросам, возникающим в ходе практики.
- Изучает необходимую для работы специальную методическую, педагогическую, психологическую литературу.
- Участвует в групповых семинарах, тренингах, консультациях, проводимых в процессе практики.
- Пользуется библиотекой, кабинетами образовательного учреждения и находящимися в них учебно-методическими пособиями, литературой, документацией.
- Посещает логопедические занятия и воспитательные логопедические мероприятия педагогов (присутствует на открытых логопедических занятиях и мероприятиях педагогов).
- Проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми конкретного образовательного учреждения.
- Подготавливает информацию для родителей данного образовательного учреждения (оформление стендов, проведение родительских собраний, составление рекомендаций).
- Участвует в работе конференций, совещаний, методических объединений логопедов, психолого-педагогических консилиумов, педагогических советов, родительских собраниях и других мероприятиях образовательного учреждения.
- Проводит самоанализ уровня практических умений.
- Проводит экспериментальное исследование курсовой работы констатирующего, а возможно, и формирующего характера.
- Ведет всю требуемую документацию практики.
- Соблюдает контрольные сроки выполнения программы практики и своевременно оформляет необходимую документацию.
- Вносит предложения по совершенствованию коррекционно-образовательного процесса образовательного учреждения, организации практики, совершенствованию практической подготовки.
- На период практики один из студентов назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, тренингах, семинарах, выполнение поручений руководителей практики.
- В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
- В случае отстранения от практики или признания работы неудовлетворительной, студент считается не выполнившим учебный план и может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренным Уставом университета.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.