Тема 2.4  Психические познавательные процессы: внимание и память
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Психические познавательные процессы: внимание

2. Виды внимания

3. Сущность и характеристика памяти.

4. Продуктивность памяти.

 

2.4.1    Психические познавательные процессы: внимание

Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого спе­циального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощуще­ния и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания. Концентрация внимания - это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в созна­нии одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных опе­раций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их эле­ментов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Интенсивность внимания характеризуется относительно больше затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непред­намеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Виды внимания

Преднамеренное (произвольное) внимание - это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется це­ленаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ста­вит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внима­ние вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой и данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы зара­нее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, созна­тельно направляем на него свое внимание, проявляем умение организо­вать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание - это внимание, направленное на какой- либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале рабо­ты характеризуется малой интенсивностью и только с помощью боль­ших усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание - это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на про­тяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание - это внимание, вы­зываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объ­ектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, и новизна и необычность объекта, и его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется ин­тенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных и длительных действий (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и.т.п.), также всегда вызывает особое внимание.

 

 

ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Преднамеренное
Сосредоточенное
Непреднамеренное Непреднамеренное
Целенаправленность
Организованность
Устойчивость  
Динамическое
Статическое
Интенсивность раздражения
Новизна и необычность
Динамичность объекта
Условия функционирования внимания

 

 


                                                                                                                                        

 

                          

 

 

                                                                                         

 

2.4.3    Сущность и характеристика памяти

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Забывание забывание, полученной ранее информации.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образная память - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.

Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память - это память на движения.

Эмоциональная память - это память на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают меха­ническую и смысловую память.

Механическая память - это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память - это запоминание не внешней фор­мы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее не­рвных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головно­го мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызван­ный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повто­рении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавше­го их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при воспри­ятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешне­го раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь « следы» бывших ранее нервных процессов.

 

ПАМЯТЬ
Запоминание
Сохранение
Воспроизведение
Узнавание
Наглядно- образная
Словесно- логическая
Двигательная
Эмоциональная


                                                 

 

                                                              П Р О Ц Е С С Ы

 

                                                                      В И Д Ы

 

                           МЕХАНИЧЕСКАЯ                              ЛОГИЧЕСКАЯ

Физиологические основы

2.4.4  Продуктивность памяти.     

Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои осо­бенности, свидетельствующие о ее продуктивности.

Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в це­лом и её отдельных процессов, отражающая количественные показате­ли и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой че­ловеком информации.

Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования.

Точность - это характеристика памяти, которая показывает спо­собность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизве­дения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в це­лом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную и опе­ративную память.

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­ного восприятия.

Долговременная память - это память в интересах длительного со­хранения информации, которая часто запоминается после многократ­ного повторения.

Оперативная память - это сохранение материала после его запечат­ления на время, необходимое для выполнения задачи.

Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ
Объем
Быстрота
Длительность
Готовность
                  Эффективность Памяти
Точность
Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффектив­ность памяти в целом и конкретного человека в частности.

 

                                                      

 

Вопросы для самопроверки по теме 4:

1.  Понятие о внимании. Функции внимания.

2.  Виды внимания.

3. Значение памяти в жиз­ни и деятельности человека, в обучении и воспитании.

4.  Определение памяти. Теория памяти в психологии.

5.  Виды памяти и их особенности.

6.  Классификация видов памяти.

7.  Процессы памяти.



Литература.

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.

2.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.,2009.

3.Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687с.

4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.