Тема 2.1.  Предмет психологии, ее задачи и методы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Психология как наука, житейская и научная психология, задачи психологии.

2. Предмет психологии.

3. Этапы развития психологии как науки.

4. Методы психологических исследований, отрасли психологии.

 

Психология как наука, житейская и научная психология, задачи психологии

 Соотношение житейской и научной психологии: Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характеристиками:

конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознаннос­ти их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

ограниченностью в материалах, т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, полу­ченные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

Им присущи свои особенности:

- обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфике его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятель­ности;

- рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

- неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством людей;

- основываются на эксперименте, т.е. научные психологические зна­ния исследованы в различных условиях;

- слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных и часто в уникальных условиях.

                                    

Соотношение житейской и научной психологии

      Житейская     Научная

Рациональна
Интуитивна  
Обобщенна
  Сравнительные характеристики житейской и научной психологии
Конкретна    

 


Знания неограниченны
Знания ограниченны    
                                                                                                                              

Основана на наблюдении
Основана на эксперименте  


                                

Неограниченна в материалах
Ограниченна в материалах
           

                                     

 

 

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно ов­ладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обуче­ния и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).



Предмет психологии

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности.

            ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ                                        ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ


Психика Сознание Бессознательное Личность Поведение Деятельность   - Качественное изучение психических явлений - Анализ формирования и развития психических явлений - Изучение физиологических механизмов психических явлений - Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

                 ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ                     ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ


Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.