Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.
Одна из разновидностей наблюдения - самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах т.д.)
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметах труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретны вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предлагающие применение методик поведенческой и когнитивисткой коррекции, психоанализа, гештальт – и телесно – ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).
Отрасли психологии.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию, авиационная и космическая психология, юридическая психология, экономическая психология, военная психология, психология рекламы, психология религии, экологическая психология.
Общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.
Методы психологии
МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ |
ОСНОВНЫЕ |
Наблюдение |
Эксперимент |
Житейское |
Научное |
Лабораторный |
Естественный |
Включенное |
Невключенное |
Констатирующий |
Формирующий |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ |
Обобщение независимых характеристик Опросы: 1. Письменный 2. Устный 3. Интервью |
Анализ результатов деятельности Тестирование: 1. Проективное 2. Психокоррекционное |
Вопросы для самопроверки по теме 1:
1. В чем заключается значение психологии как науки?
2. Что является предметом психологии?
3. В чем проявляется различие и связь житейской и научной психологии?
4. Каковы основные формы проявления психики?
5. Этапы развития психологии.
6. Какие методы исследования применяются в психологии?
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: , 2002. – 336с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2009.
3. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 317.