1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П.Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практике лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XXв. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико - материалистического взгляда на происхождение психики.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельства должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Мы должны дополнить свои знания в области житейской психологии научными психологическими знаниями.
Этапы развития психологии
4 ЭТАП | ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИХУЧАЮЩАЯ ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ |
| Сформировались на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения |
| |||
3 ЭТАП | ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ | Начинается в XX в. Задача психологи – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакцию человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались | |
| |||
2 ЭТАП | ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ | Начинается в XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение за самим собой и описание фактов. | |
| |||
1 ЭТАП | ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ | Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления человека. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.