Тема  2.2. Психика и мозг человека. Сознание человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Основные функции психики.

2. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.

3. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

4. Сознание человека.

 

2.2.1  Основные функции психики

Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, о процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых; при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явле­ний, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Последние не могут не опосредоваться психикой, т.к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достиже­ния ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли известные психологи : А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и со­циально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности,  в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А.Н.Леонтьев). Ведущими факторами возникновения бытия были труд и язык.

 

 

  ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ  ПСИХИКИ
Отражение воздействий окружающей действительности
Регуляция поведения и деятельности
Осознание человеком своего места в окружающем мире

 


 2.2.2 Строение нервной системы человека

Нервная система - совокупность нервных образований в организме че­ловека и позвоночных животных.

Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организма.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) - совокуп­ность нервных образований в коре головного мозга, двигательных цент­рах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Ее функции - координация и регуляция всей психической деятель­ности.

Периферическая нервная система - нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие ре­цепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.

Ее функции - передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.

Телесная (соматическая) нервная система включает центральную и периферическую нервные системы.

Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система - часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов.

Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антагонистически.

Кроме того, в деятельности нервной системы играет большую роль функциональная организация головного мозга, включающая три бло­ка:

1. Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нор­мальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах моз­гового ствола.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает за­дние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височные отделы коры.

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности нервной системы. Расположен в лобных отделах коры головного мозга.

Мозг – центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции.

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
   ЦЕНТРАЛЬНАЯ        НЕРВНАЯ         СИСТЕМА
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ МАСИСТЕМА
Энергетический блок
Блок приема, переработки и хранения информации
Блок программирования, регуляции и контроля деятельности
ТЕЛЕСНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 


                                                            



Психика и мозг человека

Мозг - центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции.

Передний мозг - передняя часть головного мозга, состоящая из двух полушарий.

 

Средний мозг - отдел головного мозга, лежащий под большими полушариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией тонуса мышц, позы, движения глаз, настораживания.

Задний мозг - отдел головного мозга, в котором располагается мозжечок и к которому примыкает продолговатый мозг.

Конечный мозг - важный отдел переднего мозга.

Промежуточный мозг - отдел переднего мозга, в котором располагаются таламус и гипоталамус.

Продолговатый мозг - продолжение верхней части спинного мозга, в котором располагается ряд жизненно важных центров мозга, в том числе и ретикулярная формация.

Кора больших полушарий головного мозга - слой серого вещества (нервных клеток), покрывающий полушарии головного мозга и играющий исключительно важную роль в осуществлении психической деятельнос­ти.

Таламус - подкорковая нервная структура, служащая своего рода распределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует и затем передает в кору больших полушарий.

Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвующие в образовании условных процессов.

С непосредственным участием таламуса происходит формирование эмоций человека.

Гипоталамус - структура головного мозга, расположенная под зрительными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодрствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Мозжечок - задняя часть ствола головного мозга, обеспечивающая координацию движения и сохранение позы, тонуса и равновесия тела.

Лимбическая система – группа нервных структур, образующая кольцо в центральной части головного мозга. Она регулируют потребности – мотивационную сферу психики человека.

Ствол мозга – наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из ряда отделов.

Базальные ганглии – структура головного мозга, связанная с регуляцией двигательных и вегетативных функций.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Сознание человека

Сознание - высшая, свойственная человеку форма общественного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

 

 

                                                  Функция и свойства сознания

СОЗНАНИЕ
Функции
  Познание (обобщенное отражение мира) Переживание     Отношение к миру, людям Рефлексия   Регулирование поведения, деятельности

 

Мышление (образ и мысль) Эмоции и чувства   Воля

 

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могу, окрашиваясь эмоциями, становиться переживаниями.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но. Выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Вопросы для самопроверки по теме 2:

1. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень развития психики человека.

2. Сравнительная характеристика психики животных и человека.

3. Структура сознания.

4. Функции сознания.

5. Сознание и бессознательное.

6. Самосознание и его место в психической организации личности.

Литература.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2009.

3. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.

4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов : Феникс, 2001. – 672 с.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.