Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы её достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
Намерение осуществить данное действие.
В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов её достижения человек принимает решение. Сделать это, значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.
Результат любого волевого воздействия имеет для человека два следствия: это достижение конкретной цели и оценивание человеком своих действий и извлечение соответствующих уроков на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО АКТА |
ПОБУЖДЕНИЕ К СОВЕРШЕНИЮ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИИ ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ |
НАМЕРЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ДАННОЕ ДЕЙСТВИЕ |
РЕШЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ДЕЙСТВИЕ: |
ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ |
-ПРИВЫЧНЫЕ РЕШЕНИЯ -РЕШЕНИЯ БЕЗ ОСНОВАНИЯ -ОСОЗНАНИЕ РЕШЕНИЯ |
ГРУППЫ ТРУДНОСТЕЙ: 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ 2. СУБЪЕКТИВНЫЕ |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ |
Вопросы для самопроверки по теме 6:
1. Понятия об эмоциях.
2.Значение эмоций в жизни человека.
3.Чувства и эмоции. Отличие эмоций от чувств.
4. Основные функции эмоций.
5. Классификация и виды эмоций.
6.Формы переживания чувств: эмоции настроения, аффекта, страсти, стрессы.
7.Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы человека.
8. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями.
9. Структура волевого действия.
Литература.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 c.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.
3.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.,2009.
4.Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.
5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.
5. Практическая психология и педагогика в схемах и таблицах. Библиотека практической психологии.- Учебно-методическое пособие. Минск, ХАРВЕСТ, 1999.-376с.
Тема 2.7 Личность. Мотивационная сфера личности
План
1.Характеристика личности.
2.Движущие силы психического развития личности.
3.Основные направления в тенденции развития личности.
4.Психическая структура личности.
5.Направленность, потребности личности.
6.Психологическая характеристика мотивов.
Характеристика личности
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется, прежде всего, её общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально - и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 451.