План
1. Сущность и свойства ощущения.
2. Сущность и свойства восприятия.
3. Сущность представлений.
2.3.1 Психические познавательные процессы: Ощущение
Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит “обработка” нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе.
Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть “входы” центростремительных нервов, идущих от рецепторов.
Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму “рефлекторного кольца”, обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и разработанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.
Структура приема информации включает в себя :
Р раздражитель( слуховой, зрительный)-воздействует на органы чувств ОЧ, в результате чего возникают нервные импульсы НИ, которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг ГМ, обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения ОЩ, на основе которых складывается целостный образ восприятия ЦВ предмета, который сопоставляется с эталоном памяти ЭП в результате чего происходит опознание ОП предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности М происходит осмысление ОС, понимание информации.
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ |
ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ
- зрительные - обонятельные - вкусовые - слуховые - температурные - тактильные | ощущение боли ощущение равновесия ощущение ускорения | мышечно- двигательные |
Сущность восприятия
Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.
Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Традиционно выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Например, воспринимая стол, мы отличаем его от дивана или шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлекаясь от признаков, не играющих существенной роли.
Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет: движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета; движение гортани, воспроизводящей слышимый звук и т. д.
Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка (глаза или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п.
В раннем детстве восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность.
Восприятие – это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.
Гипостезия – это противоположное нормальному состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам.
Свойства восприятия.
Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия.
Контактность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зелёный, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.
Целостность – всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища.
Осмысленность – как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.
Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т. п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).
Восприятие пространства.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их объёма, удалённости и направления, в котором они находятся.
Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и вестибулярного.
К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бинауральное осязание и т. п. Благодаря такому устройству информация от рецепторов дублируется. Каждое из полушарий получает свою несколько отличающуюся картинку. Это явление называется диспаратностью.
Восприятие формы предполагает отчётливое различение очертаний предмета, его границ – контура. Благодаря микродвижениям глаз может выделять контур объектов, который связан с контрастом светлого. Если указанных перепадов яркости нет, то в однородном поле зрения восприятие оказывается невозможным.
Аккомодация – изменение преломляющей способности хрусталика путём изменения его кривизны.
Конвергенция – сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.
Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Основную роль в восприятии объёмности и удалённости предметов играет бинокулярное зрение.
Удалённые предметы будут казаться меньше в соответствии с линейной перспективой и менее чёткими (воздушная перспектива). При повороте головы близкие предметы движутся в поле зрения быстрее, чем удалённые, и притом в противоположном направлении (эффект параллакса).
Время, как и пространство, – одна из основных форм существования материи.
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта.
В восприятии времени учувствуют различные анализаторы, однако наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестезические ощущения.
Восприятие движения.
Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие движения обуславливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, кинестезического, вестибулярного, слухового.
Движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Ели фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета. Так, мы не видим движение минутной стрелки на часах.
Сущность представления
Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которое ранее воздействовали на наши органы чувств.
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ |
ПО ВИДАМ АНАЛИЗАТОРОВ | ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ | ПО СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ | ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ |
- Зрительные | - Единичные | - Непроизвольные | - Оперативные |
- Слуховые | - Кратковременные | ||
- Обонятельные | - Общие | - Произвольные | - Долговременные |
- Осязательные и др. |
Представления разделяют: по видам анализаторов, которые в них задействованы, по степени обобщенности, по степени проявления волевых усилий, по продолжительности.
Вопросы для самопроверки по теме 3:
1. Отличие восприятия от ощущений.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность.
5. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Восприятие человека человеком. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие времени.
6. Наблюдательность как свойство личности.
7. Виды и функции представлений.
Литература.
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.
2.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2009.
3.Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.
4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.