1.1. Древнейшие славяне и образование Древнерусского государства
Предки славян (праславяне) принадлежали к индоевропейской семье народов, которые расселились от Европы до Индии. Прародиной славян была территория Полесья, Прикарпатья, Приднепровья, верховий Днестра, а также междуречье Вислы и Одера. В I–II вв. н. э. о славянах под именем «венедов» упоминают античные историки Плиний Старший, Тацит, Птолемей и др. В VI в. о славянах пишут византийские историки, подразделявшие их на венедов, антов и склавинов.
В IV–V вв. начинается расселение славян на юг, затем на запад и на восток, где они встречаются с готами и гуннами, а в VI в. от набегов славян сильно страдала Византийская империя. В ходе расселения славяне разделились на три ветви: западных славян (поляки, чехи, словаки), южных (сербы, хорваты, болгары) и восточных, заселивших Русскую равнину.
До прихода славян на Русскую равнину эти земли были слабо заселены различными финно-угорскими племенами (чудь, весь, эсты, меря, мордва). К VIII в. славяне частично оттеснили их, частично ассимилировали. Огромные территории и малая плотность населения способствовали тому, что славяне и финно-угры наладили мирное сосуществование. К этому времени у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен, самыми значимыми из которых были словене ильменские, кривичи, поляне, древляне, северяне, радимичи и вятичи.
К IХ в. у славян сложился комплекс верований и культов, которые отражали зависимость человека от природы и закрепляли многовековой общественный опыт. Главные природные стихии представляли: Перун – бог грозы и молнии, Дажьбог и Сварог – солнечные божества, Стрибог – бог ветров, Велес был покровителем скотоводства, Мокошь – божество женского начала и женских работ.
Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие – подсечно-огневое на севере, пашенное на юге. Было развито и скотоводство и различные лесные промыслы (охота, бортничество). Основной единицей социального устройства первоначально, как и везде, была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Только совместный труд коллектива позволял выполнять тяжелые работы по расчистке пашни от леса. В таких общинах не было богатых и бедных. Управляли ими самые старшие и уважаемые члены рода – родовые старейшины.
Постепенно, по мере совершенствования орудий труда и развития торговли и ремесел, у восточных славян начался процесс имущественного расслоения и разложения родового строя. Раньше всего это произошло в регионах рядом с основными речными торговыми путями, проходившими по Русской равнине. Это были существовавший в IX–XIII вв. путь «из варяг в греки», позволявший попасть по Днепру и другим рекам из Балтийского моря в Византию, и волжский торговый путь, через который шла торговля с Востоком и арабскими странами. На этих путях в VIII–IX вв. появляются города, среди которых выделяются два основных центра восточно-славянской государственности – Киев и Новгород.
Образованию государства на Руси предшествовал период, получивший название военной демократии. Власть в условиях военной демократии принадлежала военному вождю (князю), который избирался народным собранием (вече) и правил совместно с племенными старейшинами. Ближайшее окружение князя составляла дружина – профессиональные воины.
В это время племена восточных славян подвергались все более усиливавшемуся натиску со стороны кочевников-хазар на юге и скандинавов (варягов-викингов) на севере. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной, на передний план выдвигается военно-дружинная знать. Таким образом, складываются как внешние, так и внутренние предпосылки для образования государства.
Процесс объединения восточно-славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов, которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингами, или норманнами, а на Руси – варягами. Первой опорной точкой для варягов на Руси стало поселение Ладога на берегу реки Волхов, недалеко от ее впадения в Ладожское озеро (скандинавское название – Альдейгья, современное – Старая Ладога). Поселение было основано в 753 г. (предположительно скандинавами) и стало центром торговли между финскими, арабскими, славянскими и скандинавскими купцами[1]. В IX в. варяги закрепляются у истока Волхова из озера Ильмень, где на месте будущего Новгорода возникает поселение, известное сейчас как Рюриково городище. Его появление и название связано с летописным свидетельством[2] о том, что в 862 г . жившие вокруг озера Ильмень славянские и финно-угорские племена, страдая от междоусобиц, призвали на княжение варяжского вождя Рюрика. Его преемник Олег (879–912), правивший от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря, в 882 г . захватил Киев. Эти события ознаменовали создание Древнерусского государства во главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от власти расположенного в низовьях Волги Хазарского каганата, которому до этого они платили дань.
Летописное известие о призвании варягов стало основой для норманнской теории образования Русского государства, сторонники которой говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Авторами ее были немецкие ученые XVIII в. Миллер, Шлёцер и Байер. М. В. Ломоносов посчитал такую трактовку оскорбительной для национальных чувств русского народа и в противовес ей выдвинул антинорманнскую теорию, в рамках которой утверждалось, что государство у восточных славян зародилось в связи с внутренними причинами.
Современные историки не отрицают факт утверждения в Киеве варяжской династии и ее роль в ускорении процесса создания Древнерусского государства. В то же время подчеркивается и то обстоятельство, что создание государства является результатом длительного внутреннего социально-экономического развития общества, в ходе которого родовой строй оказывается уже не способным выполнять функции власти и управления в крупных территориальных поселениях (городах) и возникают новые надродовые структуры власти и управления, которые и определяются термином «государство».
Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь.
При первых князьях Киевское государство представляло собой союз племен, спаянный необходимостью защиты от общих врагов, а также военной силой и авторитетом киевского князя. Он собирал с племен дань, а в обмен предлагал им защиту, а также возможность получения добычи от успешных военных походов.
Сбор дани осуществлялся в форме полюдья, когда в конце осени князь с дружиной выходил из Киева и обходил свои земли, пользуясь легкостью передвижения в зимних условиях. Одновременно он осуществлял по дороге судебно-административные функции, т. е. судил и решал те проблемы, с которыми не могла справиться местная власть. Весной князь возвращался в Киев и организовывал военные экспедиции и торговые походы в Царьград. Эти меры обеспечивали безопасность границ, приносили добычу и дань, увеличивали авторитет князя как удачливого полководца. Князь Олег (879 – 912) вел активные завоевательные походы, подчиняя соседние славянские племена. В 907 г . он совершил поход на Константинополь с большим войском, которое состояло из варяжской дружины и славянского ополчения. По итогам похода был заключен выгодный торговый договор, способствовавший налаживанию связей с Византией – сильнейшей державой Европы.
Деятельность Олега продолжил князь Игорь (912–945) – сын Рюрика. Он подчинил племена уличей и тиверцев; совершил два похода на Византию: неудачный в 941 г . и удачный в 944 г ., после чего с византийцами был снова заключен торговый договор, хотя и менее выгодный. Приводимый в нем список приближенных князя свидетельствует о процессе смешивания варягов и славян и проникновении на Русь христианства.
В то же время правление Игоря показало хрупкость и «рыхлость» государства, прочность которого зависела от авторитета и личных качеств князя. Отношения князя и подчиненных ему племен регулировались обычаем и не были четко зафиксированы, что порождало конфликты, когда одна из сторон вела себя, по мнению другой, неподобающе. Один из таких конфликтов произошел в 945 г ., когда во время полюдья древляне убили князя Игоря, попытавшегося собрать с них слишком большую дань. В этих условиях княгиня Ольга (945–964), жена Игоря, отомстив древлянам за убийство мужа, регламентировала сбор дани – заменила полюдье повозом: установила места сбора дани – погосты и ее размеры – уроки. Теперь князь сидел в Киеве, а на местах его слуги собирали дань. Так начала складываться более четкая административная и налоговая система.
Княгиня Ольга одной из первых на Руси осознала, что для единства государства необходима общая идеология, которую она увидела в христианстве (на небе – один Бог, в государстве – один правитель). В 955 г . Ольга приняла крещение в Константинополе под именем Елены, однако на тот период это стало лишь личным выбором княгини.
Князь Святослав (964–972), сын Игоря и Ольги, в 965 г . разгромил Хазарский каганат, выплата дани хазарам была прекращена. Он совершил походы против Дунайской Болгарии (967) и Византии (970–971). Святослав также подчинил племена вятичей, жившие в междуречье Волги и Оки. Тем самым был завершен процесс объединения восточно-славянских племен в единое государство, охватившее огромную территорию.
Постоянное отсутствие князя, воевавшего в дальних землях, мешало ему выполнять свои судебно-административные функции, что вызывало злоупотребления и недовольство населения. Святослав направил своих сыновей княжить в самых важных городах. После смерти Святослава это привело к усобице между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Пришедший по ее итогам к власти Владимир Святославич (980–1015) стал искать способы обеспечить большее единство своих владений. В этих целях в 980 г . им был создан общегосударственный пантеон богов во главе с Перуном, богом войны, грома и молний. Однако вскоре стало ясно, что даже централизованное язычество не обеспечивает единства страны, к тому же языческая Русь оказывалась в изоляции от своих главных соседей, которые исповедовали монотеистические религии.
Согласно «Повести временных лет» князь рассматривал разные варианты проведения религиозной реформы, обсуждая возможность принятия иудаизма, ислама, а также христианства в его католической или православной форме. Иудаизм был отвергнут Владимиром, так как он отличался сложностью догматики и обрядов. Ислам плохо соотносился со славянскими традициями (запрет на употребление свинины и алкоголя, обряд обрезания и т. д.). В пользу христианства говорили близость к основным его центрам и то, что оно уже получило распространение на Руси. Ближайшим христианским центром была православная Византия, с которой Русь поддерживала тесные торговые связи. В пользу православия говорило и то, что православная церковь больше зависела от светской власти и помогала ее укреплению, в то время как католическая церковь в лице Папы Римского, напротив, претендовала на первенство по отношению к светской власти. Существенным доводом в пользу православия было использование при богослужении родного языка, тогда как католическая церковь вела службу на латыни. Создание греками славянской письменности, на которой уже была создана обширная литература, также являлось важным плюсом.
В итоге выбор князя пал на Византию и православное христианство. Традиционно крещение Руси относят к 988 г . В ходе похода на византийскую крепость Херсонес (Корсунь) Владимир крестился сам и крестил дружину, скрепив союз с Византией женитьбой на византийской принцессе Анне. По возвращении в Киев языческие идолы по приказу князя были уничтожены, а киевлян крестили в Днепре. Принятие христианства не было одномоментным событием. Это был длительный процесс, растянувшийся более чем на 200 лет, в ходе которого христианство на Руси вобрало в себя многие пережитки языческой культуры.
Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории. Новая вера способствовала сплочению восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность.
Стремясь закрепить монополию рода Рюриковичей на власть, Владимир повторил опыт Святослава и рассадил по ключевым городам и волостям своих многочисленных сыновей. Единство государства поддерживалось и созданием общерусской системы обороны от участившихся набегов новой волны степных кочевников – печенегов, для чего северные города регулярно отправляли на южную границу свои войска. Целям обороны было подчинено и масштабное строительство Владимиром крепостей.
Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: воевал с поляками за Червенскую Русь (ныне Западная Украина); покорил ятвягов и радимичей.
В историческую память народа он вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко, став одним из главных героев цикла былин о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).
Однако после смерти Владимира между его сыновьями началась борьба за власть, по итогам которой на киевский престол сел Ярослав Мудрый (1019–1054). При нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета.
Ярослав проводил активную внешнюю политику: одержал окончательную победу над печенегами (1036); воевал в 1043 г . с Византией; основал города Юрьев (русский торговый форпост в Прибалтике) и Ярославль на Волге. О том, какое место Киевская Русь занимала в Европе, можно судить по династическим бракам: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, своих дочерей он выдал за норвежского, венгерского и французского королей, одного сына, Изяслава, женил на дочери польского короля, а другого, Всеволода, – на дочери византийского императора Константина. Однако гораздо больше Ярослав Мудрый известен своей деятельностью по устроению и развитию Руси. В его правление появился единый для всей территории государства древнерусский письменный свод законов «Русская Правда», начало которому положила «Правда Ярослава» 1016 г., дополненная в 1072 г. его сыновьями («Правда Ярославичей»). При нем в Киеве, а затем в Новгороде и Полоцке были построены грандиозные Софийские соборы, был издан новый, развернутый по содержанию Церковный устав; активно строились храмы и монастыри. В 1051 г. при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 288.