Мир в эпоху Просвещения
В XVIII столетии в рамках мировой цивилизации лидирующие позиции в экономическом, социально-политическом и культурном развитии занимала европейская цивилизация. В историю этой цивилизации XVIII в. вошел прежде всего как эпоха Просвещения. Суть эпохи составило стремление к познанию мира посредством разума. Распространение и быстрый прирост знаний во всех сферах жизни способствовали внедрению в сознание людей идеи прогресса и необходимости переустройства жизни на новых принципах. Традиционный жизненный уклад, сложившийся в эпоху Средневековья, не удовлетворял все более широкие слои общества.
Идеология эпохи Просвещения опиралась на идеологию эпохи Возрождения, которая выдвинула идею антропоцентризма (человек в центре мира), идею ценности человека, который обладает разумом, духовной и физической силой. Просветители пошли дальше и выдвинули идею равенства людей не только перед богом, но и перед законом. Эта идея стала одной из основополагающих черт просветительской идеологии.
Просветители верили, что преодолеть противоречия и несправедливости можно посредством распространения знаний. Это вселило в людей эпохи Просвещения исторический оптимизм, а в сознании утвердилось рациональное мышление. Не отрицая существования бога, большинство просветителей на первое место ставили человеческий разум как главный фактор, который влияет на устройство жизни человека и общества.
В итоге просветители приходят к выводу, что построение гармоничного общества возможно через распространение знаний, основанных на разуме человека, а взаимоотношения людей должны строиться на справедливых законах, которые бы соблюдались разумными людьми.
Эпоха Просвещения зародилась в Англии на фоне научной революции XVII в., а затем постепенно охватила большинство европейских стран.
Большой вклад в идеологию Просвещения внес Джон Локк (1632–1704). Он сформулировал идею неотчуждаемых прав человека. К ним Локк отнес право на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов он считал необходимым условием для развития человечества.
Социально-экономические аспекты жизни общества рассматривались в трудах Адама Смита (1723–1790). Разрабатывая теорию товарно-денежных отношений, Смит большое место отводил рынку, полагая, что именно свободные рыночные отношения разрушают феодальную систему.
В XVIII в. Англия выходит на первое место в мире в социально-экономическом развитии. Экономические успехи укрепляют государственность. В 1707 г. Англия превращается в Великобританию, присоединив Шотландию; активно осваивает колонии в Индии, Австралии, Америке. Великобритания стала великой морской державой, оттеснив на второй план Испанию, явного лидера Средневековья. В Великобритании интенсивно развивались капиталистические отношения, и она стала первой страной, где уже в XVIII в. началась промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике).
Расцвет эпохи Просвещения связан с Францией. Эта страна вступила в XVIII в. во всем блеске эпохи «короля-солнца» Людовика XIV, ярко описанной в романах А. Дюма. Страна по-прежнему жила в средневековой системе: король – абсолютный монарх и «истинный католик» – правит с помощью церкви. Именно против этой системы старого феодального общества и выступила группа блестящих французских просветителей.
Выступая с критикой абсолютистской системы, Ш. Л. Монтескье (1689–1755) в своих произведениях («О духе законов») провозгласил идеалы свободы в политической сфере и был сторонником системы разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Он вошел в историю как один из основателей буржуазного либерализма.
Вольтер (1694–1778) выступил непримиримым противником клерикализма. Деятельность Вольтера пропитала общество духом вольтерьянства, ставшего синонимом борьбы за свободомыслие и права человека.
Ж. Ж. Руссо (1712–1778) в произведении «Об общественном договоре» исследовал природу государства, соотношение прав человека и государства. Руссо проповедовал республиканские идеи и идеи социального равенства. Выступал против частной собственности на землю.
Весомый вклад в материалистическую философию внес своей деятельностью Д. Дидро (1713–1784). Кроме того, именно он стал одним из самых успешных популяризаторов знаний. Французская «Энциклопедия» в 35 томах, главным редактором которой был Дидро, собрала воедино передовые знания эпохи. Над статьями «Энциклопедии» работали практически все известные французские просветители XVIII в.: Ж. Д’Аламбер, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.
Под влиянием идей французских просветителей проходила борьба за освобождение североамериканских колоний от Великобритании. В ходе войны за независимость в 1776 г. были образованы Соединенные Штаты Америки (США). В 1787 г. там была принята Конституция США, впитавшая ряд лучших достижений эпохи Просвещения.
Следует отметить, что Просвещение в самой Франции не решило главной задачи – воспитать общество, способное без революции – эволюционным путем – изменить жизнь. Однако идеи Просвещения открыли людям глаза. Неспособность властей отреагировать на справедливые запросы общества привела к Великой французской революции (1789–1799), главными результатами которой стали: утверждение во Франции буржуазной системы и возвышение Наполеона I Бонапарта. Высшим достижением французской революции стала Декларация прав человека и гражданина (1789), в основу которой была положена концепция равноправия и свободы. Естественными правами человека и гражданина объявлялись: право на жизнь, свободу личности, свободу слова, свободу убеждений, право сопротивляться угнетению и т. д. Эти права и свободы и в наши дни являются важнейшими ценностями, к достижению которых стремится цивилизованный мир.
Из Франции Просвещение распространилось на Германию. В идейном плане вершиной немецкого Просвещения является философия И. Канта (1724–1804), который стал родоначальником немецкой классической философии (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
Россия долго находилась в стороне от процессов, протекавших в Европе. Перемены, которые начались в Европе в Новое время, вплоть до XVIII в. практически не затрагивали жизнь русского человека. Такая ситуация грозила дальнейшим отставанием в развитии от передовых стран. Волей Петра I Россия в XVIII в. пробивается в европейское пространство и осуществляет процесс модернизации государства и общества.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.