Тема 2: Этапы развития и сущность информационных систем в управлении организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1 Концепции развития и проектирования информационных систем.

2.2 Этапы развития информационных систем

2.3 Основные ресурсы информационных систем: человеческие, аппаратные, программные, сетевые, информационные.

2.4 Условия успешного функционирования управленческих информационных систем.

Начало создания АСУ относят к 1963 году, когда на крупных предприятиях начали использовать ЭВМ для решения задач организационно-экономического управления.

Первые такие системы ограничивались развязыванием некоторых функциональных управленческих задач, например задач бухгалтерского учета. Поэтому системность автоматизированной обработки экономической информации в начале 60-х годов характеризовалась частичностью и локальностью.

 В течение 60-х годов постепенно переходят от локальных систем обработки данных, предназначенных для тихих или иных участков управленческих работ, к системам, охватывающих широкий круг задач управления.

В информационных системах первого поколения (1963- 1972 г.), которые в иностранной литературе известные под названием «системы обработки данных», «электронные системы обработки данных», в отечественной - «АСУ - позадачний подход», для каждой задачи отдельно готовились данные, создавалась математическая модель и разрабатывалось программное обеспечение.

В программы решения задачи кроме других вносились и процедуры формирования и ведения информационного фонда, необходимого для решения задачи. Такой подход вызывал информационную избыточность (записанные на машинный носитель данные не могли быть использованы для решения другой задачи), математическую избыточность (известно, что модели решения различных экономических задач имеют общие блоки).

Был обозначен продолжительностью и трудоемкостью и процесс разработки программного обеспечения каждой задачи. Кроме того, незначительные изменения в организации информационного фонда задач обусловили потребность доработки программного обеспечения. Дальнейшим развитием информационных систем в экономике страны является создание АСУ на основе идеологии автоматизированных банков данных.
Это второй этап создания АС, начался он в 1972 году, когда впервые к плану на восьмую пятилетку был внесен вопрос развития экономики и создания АСУ. Расширились техническая и программная базы АСУ, что сказалось на разнообразии вариантов их построения с ориентированием на отдельные классы и модели ЭВМ, включая мини - и микрокомпьютеры.
Возросла также многовариантность АС в связи с увеличением количества технологических режимов эксплуатации ЭВМ и всего комплекса технических средств, в частности началось внедрение диалогового режима и режима телеобработки данных.
Однако отличие информационных систем второго поколения (1972-1986 гг.), Которые в иностранной литературе назывались управленческими (административными) информационными системами, от АС первого поколения состоит в том, что первые имели общее информационное обеспечение всех задач - базу данных.

Организация единой базы данных стала возможной только благодаря тому, что были созданы специальные программные продукты - системы управления базами данных (СУБД).

Основное назначение СУБД - создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных, а также связь ее с программами решения экономических задач (прикладные программы пользователей). К середине 80-х годов был накоплен значительный опыт создания и использования информационных систем организационного управления. Так, 1988 году функционировало около 6000 АСУ различных уровней и проблемной ориентации, в том числе 2600 АСУ предприятий и объединений - АСУП.
Создано значительное количество автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП), систем автоматизированного проектирования конструкций и технологий (САПР). Экономическая эффективность многих действующих АСУ значительна. Среднее значение годового экономического эффекта АСУ составил 640 тыс. Руб., А коэффициент экономической эффективности капиталовложений достигал 0,88.

Кроме прямого экономического эффекта, внедрение систем оказало большое влияние на изменение характера деятельности управленческого персонала.
Повысилась оперативность, научная обоснованность и объективность принимаемых управленческих решений; появилась возможность решать принципиально новые экономические задачи, которые до внедрения АС не решались аппаратом управления; увеличилось время на творческую работу сотрудников за счет сокращения объемов выполнения рутинных операций вручную; в результате автоматизации процессов информационного обслуживания повысилась информированность управленческого персонала.
Однако существенных изменений в улучшении качества управления объектами хозяйствования не произошло.

Опыт функционирования АС первого и второго поколений показал в них ряд серьезных недостатков:
1. Значительное количество функций управления экономикой касающихся неструктурированных и слабоструктурированных процедур, осталась без компьютерной поддержки. По сути в АСУ решены задачи по жестких детерминированных алгоритмов, которые не присущи руководящим структурам.
2. Стандартный набор экономических задач и подсистем АСУ не обеспечил ее необходимой гибкости, из-за чего модификация и расширение функционального состава системы связаны со значительными трудозатратами.
3. Четкая централизация обработки информации в действующих АСУ не позволяла осуществлять процессы оперативного управления и регулирования в реальном масштабе времени.
4. Недостаточное количество оптимизационных задач в составе АСУ (1, 5% в среднем) объясняется заинтересованностью пользователей в применении оптимизационных методов; отсутствием надежной и достоверной информации для использования оптимизационных расчетов; невозможностью и нецелесообразностью внедрения локальных оптимизационных задач.
5. В АСУ, как правило, отсутствуют замкнутые комплексы задач управления (планирования, учета, анализа, регулирования). Различные типы АСУ (АСУП, САПР, АСУ, ТП) действовали на объектах хозяйствования автономно, без взаимосвязи.
6. Системы не обеспечивали оперативного взаимодействия с ЭВМ руководителей разных уровней. Пакетный режим функционирования АСУ (как основной) не позволял создавать системы поддержки принятия управленческих решений, предусматривающих возможность выбора альтернативного решения.
7. Внедрение систем не сопровождалось необходимой перестройкой организационных структур управления в условиях использования автоматизированной обработки данных.


Указанные недостатки АС первого и второго поколений побудили к поискам современных форм и методов их проектирования, разработки концептуальной основы АС нового поколения. Поэтому следующий этап создания информационных систем (начался примерно с середины 80-х годов) характеризуется созданием интегрированных систем. Это многоуровневые иерархические автоматизированные системы управления, обеспечивающие комплексную автоматизацию последнего на всех уровнях.
Сложность функционирования таких крупных социально-экономических систем, как народное хозяйство, обуславливается невозможность реализации процесса управления с использованием одной или нескольких локальных АСУ.
С этой целью требуется комплекс (группа) АСУ, каждая из которых обеспечивает решение своих функциональных задач управления. При этом речь идет не просто об объединении и связь локальных АСУ между собой, а об обеспечении информационного диалога между ними и доступа одной АСУ к информационным базам других АСУ.
Итак, интегрированная автоматизированная система управления (ИАСУ) может рассматриваться как иерархически организованный комплекс организационных методов, технических, программных, алгоритмических и информационных средств, которые имеют модульную структуру и обеспечивают сквозное согласованное управление материальными и информационными потоками объекта управления.

Центральным понятием в интегрированных АСУ является понятие «интеграция».


















Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.