Тема 6: Системы поддержки принятия управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6.1 Информация, решение и управление.

6.2 Сущность и компоненты системы поддержки принятия решений.

6.3 Виды экспертных систем. Составные экспертных систем.

6.4 Основная сфера применения систем искусственного интеллекта.

К информационным системам нового поколения относятся системы поддержки принятия решений (СППР) и информационные системы, построенные на искусственном интеллекте (интеллектуальные АС).

 СППР - это интерактивная компьютерная система, которая предназначена для поддержки различных видов деятельности при принятии решений по слабоструктурированных или неструктурированных проблем.

Интерес к СППР, как перспективной области использования вычислительной техники и инструментария повышения эффективности труда в сфере управления экономикой, постоянно растет. Во многих странах разработка и реализация СППР превратилась в участок бизнеса, быстро развивается.
Искусственный интеллект - это искусственные системы, созданные человеком на базе ЭВМ, имитирующие решения человеком складных творческих задач. Созданию интеллектуальных информационных систем способствовала разработка в теории искусственного интеллекта логико-лингвистических моделей.

Эти модели позволяют формализовать конкретные содержательные знания об объектах управления и процессы, происходящие в них, то есть ввести в ЭВМ логико-лингвистические модели наряду с математическими.
Логико лингвистические модели - это семантические сети, фреймы, продукувальни системы - иногда объединяются термином «программно-аппаратные средства в системах искусственного интеллекта».

Различают три вида интеллектуальных АС:
1. интеллектуальные информационно-поисковые системы (системы типа «вопрос - ответ»), которые в процессе диалога обеспечивают взаимодействие конечных пользователей - непрограммистов с базами данных и знаний профессиональными языками пользователей, близких к естественным;
2. расчетно-логические системы, которые позволяют конечным пользователям, которые не являются программистами и специалистами в области прикладной математики, решать в режиме диалога с ЭВМ свои задачи с использованием складных методов и соответствующих прикладных программ;
3. экспертные системы, которые позволяют проводить эффективную компьютеризацию областей, в которых знания могут быть представлены в экспертной описательной форме, но использование математических моделей затруднено или невозможно.
В экономике ДНР наиболее распространены экспертные системы. Это системы, которые позволяют на базе современных персональных компьютеров выявлять, накапливать и корректировать знания из различных областей народного хозяйства (предметных областей).
СППР возникли в начале 70-х годов благодаря дальнейшему развитию управленческих информационных систем (ИС) и представляют собой системы, разработанные для поддержки процессов принятия решений менеджерами в сложных ситуациях, связанных с разработкой и принятием решений.

На развитие СППР существенное влияние оказали впечатляющие достижения в области информационных технологий, особенно в области телекоммуникационных сетей, ПЭВМ, динамических электронных таблиц, экспертных систем.
Термин СППР (DSS - Decision Support System) появился в 70-х годах и принадлежит Гэрри и Мартон, хотя первое поколение СППР мало чем отличалось от традиционных управленческих информационных систем, и поэтому вместо СППР часто использовался термин «системы управленческих решений». До сих пор нет единого определения СППР. Например, некоторые авторы под СППР понимают «интерактивную прикладную систему, обеспечивающую конечным пользователям, принимающих решения, легкий и удобный доступ к данным и моделей с целью принятия решений в ситуациях из разных областей человеческой деятельности.
Наконец, существует утверждение, согласно которому СППР представляет собой специфический класс систем, хорошо описываемый на базе ПЭВМ. Такое разнообразие определений СППР отражает широкий диапазон различных форм, размеров, типов СППР. Но практически все виды этих компьютерных систем характеризуются четкой структурой, включает 3 основных компонента: подсистему интерфейса пользователя; подсистему управления базами данных (СУБД) и подсистему управления базой модели. Специфические особенности и основы построения этих компонентов обеспечивают в СППР реализацию ряда важных концепций построения ИС: интерактивность, интегрированность, мощность, доступность, гибкость, надежность, керуемисть.

Анализ эволюции систем СППР дает возможность выделить 2 поколения СППР:

- Первое поколение разрабатывалось в период с 1970 до 1980 г.
- Второе поколение - с начала 1980 и до сих пор.

Первое поколение СППР почти полностью повторяло функции обычных управленческих систем в отношении помощи (компьютеризованой) в принятии решений.

Основные компоненты СППР имели следующие признаки:
-управление данным - большое количество информации, внутренние и внешние банки данных, обработка и оценка данных;
-управление вычислением (моделированием) - модели, разработанные специалистами в области информатики для специальных проблем;
- пользовательские интерфейсы (язык общения) - языки программирования, разработанные для больших ЭВМ, используемые исключительно программистами.


СППР второго поколения уже имеют принципиально новые признаки:
-управление данным - необходимое и достаточное количество информации о фактах согласно с принятием решений, охватывающих cховани предположение, интересы и качественные оценки;
-управление исчислением и моделированием - гибкие модели, отражающие способ мышления лица, принимающего решения, в процессе принятия решений;
-интерфейс пользователя - программные средства дружеские пользователю; обычная речь, непосредственная работа конечного пользователя.

 

Цель и назначение СППР второго поколения можно определить так:
-помощь в понимании решаемой проблемы. Сюда относится структуризация проблемы, генерирование постановок задач, определение преимуществ, формирование критериев;
-помощь в решении задач: генерирование и выбор моделей и методов, сбор и подготовка данных, выполнения вычислений, оформление и выдача результатов;
-помощь в проведении анализа типа «Что? . Когда? » и т.п., объяснение хода решения; поиск и выдача аналогичных решений в прошлом и их результаты.
Дружеские человеку СППР позволяют вести равноправный диалог с ПЭВМ, используя обычные языки общения. Системы можно подстраивать под стиль мышления пользователя, его знаний и профессиональной подготовки, а также под средства работы.


Для современных СППР характерно наличие таких характеристик.
1. СППР дает руководителю помощь в процессе принятия решений и обеспечивает поддержку во всем диапазоне контекстов задач. Мнение человека и информация, генерируемая ЭВМ, представляют единое целое для принятия решений.
2. СППР поддерживает и усиливает (но не меняет и не отменяет) соображения и оценку руководителя. Контроль остается за человеком. Пользователь «чувствует себя комфортно» и «как дома» в системе.

3. СППР повышает эффективность принятия решений. В отличие от административных систем, где делается акцент на аналитическом процессе, в СППР важнейшей является эффективность процесса принятия решений.
4. СППР выполняет интеграцию моделей и аналитических методов со стандартным доступом к данным и выборкой из них. Для оказания помощи при принятии решений активируется одна или несколько моделей. Содержание БД охватывает историю текущих и предыдущих операций, а также информацию внешнего характера и информацию о среде.
5. СППР простая в работе для лиц, имеющих опыт работы с ЭВМ.
Системы дружеские для пользователей не потребует глубоких знаний о вычислительной технике и обеспечивают простое передвижение по системе
6. СППР построены по принципу интерактивного решения задач. Пользователь имеет возможность поддерживать диалог с СППР в непрерывном режиме.
7. СППР ориентирована на гибкость и адаптивность для приспособления к изменениям среды или подходов к решению задач, выбирает пользователь. Руководитель должен приспособиться к изменяющимся условиям сам и соответственно подготовить систему.
8. СППР не должна навязывать пользователю определенного процесса принятия решений.
Пользователь должен иметь выбор возможностей, чтобы выбирать их в форме и последовательности, соответствующие стилю его познавательной деятельности - стиля «моделей, представляемых».
СППР приобрело широкое применение в экономиках ведущих стран мира, при этом их количество постоянно увеличивается. На уровне стратегического управления используется ряд СППР, отдельно для долго-, середне- и краткосрочного, а также для финансового планирования, включая систему для распределения капиталовложений.

Ориентированные на операционное управление СППР применяются в отраслях маркетинга (прогнозирование и анализ сбыта, исследования рынка и цен), научно-исследовательских и конструкторских работ, в управлении кадрами. Операционно-информационное применение связано с производством, приобретением и учетом товарно-материальных запасов, их физическим распределением и бухгалтерским учетом.

Тема 7: Корпоративные информационные системы.

 

7.1 Анализ современных корпоративных информационных систем

7.2 Состав и характеристика основных элементов программного продукта

7.3 Автоматизация основных управленческих функций: планирование, организация, учет, контроль, координация.

7.4 Система внедрения корпоративных программных продуктов: пусконаладочные работы.


В последние годы достаточно быстро на больших предприятиях начались внедряться корпоративные информационные системы КИС, основанные на клиент-серверной архитектуре. Этими системами начались вытесняться традиционные АСУП и этот процесс набирает обороты. В настоящее время на рынке программных продуктов предлагается более десятка зарубежных и несколько отечественных образцов корпоративных систем. Сам термин «корпоративная информационная система» не имеет определения, более того, в некоторых работах по информационной тематики эти системы называют интегрированными, хотя в нашей литературе, как было раньше, интегрированы информационные (автоматизированные) системы имеют вполне определенное значение.

Корпоративная информационная система - это информационная система, которая поддерживает автоматизацию функций управления на предприятии (в корпорации) и поставляет информацию для принятия управленческих решений. В ней реализована управленческая идеология, объединяющая бизнес стратегию предприятия и прогрессивные информационные технологии.


Современные КИС имеют следующие основные характеристики:

Масштабность. Это одна из важных характеристик информационных систем такого класса, учитывая масштабы деятельности корпорации. Масштабная ИС должна функционировать на масштабной программно-аппаратной платформе (серверы, операционные системы, системы коммуникации, СУБД), что требует значительных усилий специалистов по проектированию и внедрению таких систем. Поскольку вариантов конфигурации базового оборудования и программного обеспечения может быть много, то КИС должны быть многоплатформенные.

Многоплатформные вычисления. В КИС возникает потребность в том, чтобы приложение работало на нескольких платформах. При этом должны быть обеспечены одинаковые интерфейс и логика работы на всех платформах, имея в виду сходство схем экрана, элементов меню и диалоговой предоставляемой пользователю различными платформами; интегрированность с пользовательским операционной средой; одинакова поведение на разных платформах; согласована поддержка независимо от платформы и т.д.
Реализовать приложение одновременно в нескольких средах нелегко. Поэтому появились интегрированные программные среды разработки (framewors), которые значительно облегчают перенос приложенных программ между различными средами.

 К ним относятся Windows Ореn Systems Агсhitecture (WOSА) Win 32, общfz открытая программная среда UNИХ С0SЕ s Арр Ware Foundation и другие.

 Работа в неоднородной вычислительной среде. Важным преимуществом КИС является возможность работы в сетях, в которые входят компьютеры, работающие под управлением различных операционных систем или построенные на различных вычислительных платформах.
При этом должно быть обеспечено взаимодействие всех рабочих вычислительных платформ и операционных систем, которые используются.

 Распределенные вычисления. Это один из видов работы в клиент-серверной архитектуре, когда поступающие с клиентских машин данные или запросы распределяются между несколькими машинами, например между несколькими серверами, увеличивает пропускную способность для пользователя и дает возможность многозадачной работы. Это способствует максимальному использованию вычислительных ресурсов, снижению затрат и повышению эффективности системы. Обеспечение распределенной работы и удаленный доступ к документам - это обязательное требование к информационным системам корпоративного уровня.
В последние годы неотъемлемой частью этого требования стала поддержка работы в архитектуре Internet / Intranet.

КИС предоставляет пользователю возможность решения таких глобальных задач:
- сделать прозрачным для руководства корпорацией использование вложенных в бизнес капиталов;
- предоставить полную информацию для экономической целесообразности стратегического планирования;
- профессионально управлять затратами, наглядно и своевременно показавать, за счет чего можно минимизировать затраты;
- реализовать оперативное управление предприятием согласно выбранных ключевым показателям (себестоимость продукции, структура затрат, уровень прибыльности и т.п.);
- обеспечить гарантированную доходность предприятия за счет оптимизации и ускорения ряда процессов (сроков выполнения новых заказов, перераспределения ресурсов и т. д.).


Полноценная КИС должна обеспечить информационную прозрачность предприятия, формировать единое информационное пространство, объединяющий информационные потоки, идущие от производства к нему, данным финансово-хозяйственных служб и выдавать необходимые сообщения для всех уровней управления предприятия.

Рассмотрим коротко наиболее известные корпоративные информационные системы, которые внедрены на многих отечественных объектах хозяйствования.

 Автоматизированная система R / 3 разработана немецкой компанией - акционерным обществом SAP AG, которая является бесспорным мировым лидером по объему продаж прикладного программного обеспечения архитектуры клиент-сервер (в 1996 году объем продаж ее составил более 1500000000. $, Что в три раза превышает продажи этого продукта известной компанией Oracle, идет на втором месте).

SAP AG имеет свои многочисленные филиалы в странах Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Австралии. Продукт компании R / 3 внедрен более чем 15000 предприятиях мира.

В частности, клиентами SAP являются такие известные фирмы как BMW, Mersedes-Benz AG, Adidas, General Electric, Philips, IBM, Telecom AG и многие другие.
Корпоративная система R / 3 применяется на Жидачевском ЦБК, на Чернобыльской АЭС, на Донецком металлургическом комбинате, на комбинате «Азовсталь» и др. В системе R / 3 отражен мировой опыт эффективного менеджмента предприятиями и корпорациями, позволяет в широком диапазоне поддерживать бизнес-процессы, необходимые для деятельности любого современного предприятия, в том числе финансовую бухгалтерию; учет затрат; учет основных средств; управления проектами; планирование и управление производством; управление инвестициями; материально-техническое снабжение; сбыт, отгрузка, фактуры продукции, техническое обслуживание и ремонт оборудования; управления кадрами; документооборот.
Система R / 3 реализована на базе современной архитектуры клиент-сервер, что позволяет организовать эффективную распределенную обработку информации и работать в UNIX- и WindowsNT-cредах на устройствах ведущих фирм-производителей вычислительной техники.

В каждой стране, где используется корпоративная система R / 3, она адаптируется к национальным и языковых особенностей, при этом сохраняется возможность одновременного использования нескольких языков и вариантов финансового законодательства. Существует около ЗО языковых вариантов системы, в том числе русский.
Отличительные особенности программы корпоративной системы R / 3 следующие:
интеграция всех производственных сфер (последовательности функций позволяют соединить производство, сбыт и сферу учета);
модульный принцип построения, который допускает изолированное использование отдельных компонентов программы, а также их комбинации, диктуемые производственно-экономической необходимостью;
сквозной учет: в том числе в сфере логистики определяются значения, которые немедленно запоминаются на носителях информации в системе учета (бухучет, калькуляция расходов);
независимость от конкретной отрасли: программное обеспечение R / 3 применяется на производственных предприятиях, в торговле, в банках и страховых агентствах, а также в сфере государственной службы и в различных союзах; дружный пользовательский интерфейс облегчает индивидуальную адаптацию;
интернациональность: программа учитывает различные требования крупнейших промышленных стран, она не зависит от языка пользователя и валюты страны;
структурирования путем четкого видения базового программного обеспечения с техническими функциями (управление диалогом и базами данных) и прикладных производственно-экономических программ;
открытость: концепция программного продукта R / 3 ориентируется на использование в открытых системных средах; приложения можно устанавливать на вычислительных машинах наиболее известных фирм-производителей.
В сфере применения в R / 3 выделены следующие компоненты:
- система финансового учета и отчетности (финансы, финансовая бухгалтерия) - FI;
- учет основных средств (управление, планирование и контроль основных средств) - AM;
- «Планирование и управление проектами - PS;

- контроллинг - CO;

- управления материальными потоками - ММ;

- техническое обслуживание и ремонт оборудования - РМ;
- система обеспечения качества - QM;

- сбыт (продажа / отгрузки / фактуры) - SD;
- планирование производства - РР;
- управления персоналом - HR;
- управление инвестициями - ИМ.


Система «Финансовый учет и отчетность» включает в себя основные данные по плану счетов, применяется, и позволяет производить ввод и обработку данных по всем финансово-хозяйственным операциям по каждому финансовому году и каждым видом, как во внутренней, так и иностранной валюте; закрытие финансового года; регистрацию и управление проводками, быстрый ввод документов; управления портфелем векселей; централизованный контроль по срокам платежей и поступлении оплаты; заполнения любых структур балансов с их автоматической корректировкой; автоматическое переоценки балансовых счетов в иностранной валюте; автоматический пересчет валют в соответствии с различных типов курсов и пересчет валют по фиксированной дате валютирования или по периодам; составление стандартной отчетности с предоставлением. Главной книги как регистра основных счетов нарастающим итогом; отчетов финансового положения на каждый день и так далее.

 Система «Учет основных средств» включает в себя непосредственный учет основных средств и МБП по их классификационным группам. Основные данные по основным средствам содержат: субномер; хозяйственную принадлежность; связь с расходами; код поиска; первичную и ликвидационную стоимость объекта; норму амортизационных отчислений.
С помощью системы «Учет основных средств» находят свое отражение операции по оприходования и списания основных средств с выявлением финансовых результатов, полученных при их ликвидации.

Путем интеграции с системой «Финансы бухгалтерии» фиксируются расчетные взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, а также осуществляется начисление износа с отнесением произведенных начислений на счета по учету производственных потерь, по МВЗ. Система предусматривает возможность осуществлять периодическое переоценки основных средств, проводится по специальным решениям правительственных органов.
Система «Планирование и управление проектами» с помощью графического интерфейса обеспечивает быстрое создание структурных планов проектов и сетевые графики или диаграммы Ганта для календарного планирования. Реализует задачи планирования производственных затрат и их прогнозирования, позволяет определять плановые объемы производства и цену товарной продукции, выпускаемой продукции. Она проверяет и автоматически отслеживает ли соответствующие финансовые средства, мощности и материалы, необходимые для выполнения проекта. Она управляет бюджетом по каждому проекту.

С помощью системы «Контроллинг» решаются задачи по учету затрат на производство. При этом учет расходов ведется по их видам и местам возникновения, как в целом по предприятию, так и по отдельным заказам и проектам с составлением единичных калькуляций. Ведется учет выработки. Используя бухгалтерские данные (через бухгалтерский документ), производятся проводки по счетам бухгалтерского учета. Осуществляется оценка затрат на изготовление и сбыт. Определяется стратегия планирования производства и результатов хозяйственной деятельности.По данным учета расходов готовятся отчеты типа план / факт, по месту возникновения затрат и по отдельным позициям, отчеты сравнения во временных интервалах.

Система «Управление материальными потоками» содержит основные данные материалов в аспекте функциональных сфер: конструкторской; складирования; закупки; планирования потребности в материалах; бухгалтерского учета; калькулирования затрат; обеспечения качества; управления складами; вспомогательных производственных средств.
Она позволяет осуществлять управление документами и обработку операций по движению материальных ресурсов.

С помощью функциональной сферы «Закупки / Снабжение», которая содержит основные данные по закупочным организациям, условиям поставки готовой продукции и ее оплаты, формируются заявки и происходит управление запросами / предложением на поставку, оформляются механизированным способом контракты / соглашения о поставках.

Через информационную систему «Закупки» ведется качественные оценки работы поставщиков. Важным элементом системы является управление складированием, содержащие информацию о состоянии складского хозяйства, поступления материалов, их перемещения и запасов.
Система «Управления материальными потоками» позволяет проводить инвентаризацию материалов на конкретную дату и автоматическое обновление их стоимостных оценок.

 Система «Техническое обслуживание и ремонт оборудования» обеспечивает учет соответствующих объектов, требующих технического обслуживания и профилактических работ по поддержанию их в рабочем состоянии. Осуществляет управление заказами на техническое обслуживание и ремонт оборудования с составлением технологических карт и планированием необходимых материалов. Добиваясь повышения качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности на рынках сбыта, предприятие не сможет обойтись без системы «Обеспечение качества».

С этой целью в базу вводятся основные контрольные признаки и методы контроля, а также создаются контрольные каталоги. Система «Сбыт» позволяет иметь основные данные клиентов, а также определяет канал и рынок сбыта. С ее помощью проводится оценка деловых партнеров-дебиторов в разрезе: заказчики; получатели товара; плательщики; получатели счета-фактуры; заинтересованные лица. При этом возможно управление несколькими адресами одного клиента для поставки.
Через систему «Сбыт» ведется обработка заказов по видам операций. В зависимости от выбранных критериев, определяются цены и надбавки. Осуществляется календарное планирование отгрузки и формы поставки. Проводится обработка операций по выпуску материалов, управления данными упаковки, автоматическое определение количества поставляемого составления сопроводительных документов, переоценка материалов.
Система «Планирование производства» позволяет определять объекты и типы спецификаций, вести обработку данных по рабочим местам, создавать технологические карты с заданным сроком действия, проводить планирование потребностей в материалах и производственных мощностей, осуществлять управление производственными заказами и калькулирования изделий. Интеграция практически со всеми модулями.
Система «Управление персоналом» обеспечивает базовое описание штатных единиц и рабочих мест с утвержденным рабочим временем, позволяет сделать оценку и обработку на определенный день и определенный период времени организационных структур, создавать всевозможные виды отчетов, в том числе дополнительные выборки по сотрудникам предприятия исходя из их половых признаков, семейного положения, возраста, времени поступления на работу и т. д., влиять на формирование каталогов квалификационных требований.
Через систему ведется формирование предложений по обучению и повышению квалификации кадров, а также регистрация отдельных мероприятий, проводимых в этом направлении. Осуществляется планирование использования рабочих помещений, порядок замещения штатных должностей и организационное подчинение. Путем управления персоналом производится оформление личных дел, определяется статус расчета заработной платы, данных о налогах и и обязательные взносы. В системе определяются процедуры обработки данных в области делопроизводства и закладываются различные виды кодов поиска, есть возможность ретроспективного анализа данных по персоналу по временным периодам и в хронологическом порядке.
Кроме учета и планирования рабочего времени, обработки операций по начислению заработной платы и причитающихся с нее удержаний, система «Управление персоналом» предусматривает ведение расчетов по командировочным расходам и подотчетным суммам. Среди многочисленных модулей системы R / 3 является модуль IМ, который обеспечивает полную компьютерную поддержку инвестиционных проектов - от планирования до расчетов. К основным функциям IМ входят:
• составление бюджета,
• инвестиционные мероприятия,
• прогнозирование амортизационных отчислений,
• автоматическое разграничение в основном капитале.
Составление бюджета. Модуль составления бюджета R / 3 - IМ упрощает процесс инвестиционного планирования и составления бюджета независимо от конкретных заказов и проектов. На основе любых критериев можно создать программу инвестиций в иерархической форме, например по организационным признакам. После включения в программу инвестиций новых инвестиционных мероприятий (заказов или проектов) в распоряжении ЛПР будет в наличии вся информация об имеющихся фондах, запланированных и фактических расходах, которые уже сформированы в результате выполнения отдельных видов инвестиционной деятельности.
Кроме того, инвестиционная программа позволяет распределить бюджет для использования непосредственно в инвестиционном процессе. Система позволяет не допустить дефицита бюджета и эффективно его контролировать.

Инвестиционные мероприятия. Большинство инвестиционных мероприятий, которые необходимо контролировать отдельно, в системе отображаются как внутренние заказы или проекты.
Такая гибкая процедура обеспечивает актуальные расчеты на основе полной интеграции с планированием и контролем хозяйственных операций.

Прогнозирование амортизационных отчислений. При разработке балансов и планировании расходов в модуле R / 3 - IМ используются только актуальные значения. Расчетные (плановые) значения для инвестиционных мероприятий могут быть использованы непосредственно в текущем планировании косвенных расходов.
При актуализации плановых значений ожидаемые суммы амортизационных отчислений всегда перечисляются заново. Автоматическое разграничение в основном капитале. Модуль R / 3 - IМ обеспечивает актуальной осмотр наружных и внутренних инвестиционных операций компании.
При расчетах по отдельным позициям в бухгалтерском учете основных средств помещается точная информация о прохождении всех операций. В этом модуле выполняется регистрация, расчет и обработка поступлений, выбытия перемещений, амортизации и увеличения балансовой стоимости материальных активов. Как видим, в модуле R / 3 - IМ реализовано большое количество функций, в основном, учетного характера. Поэтому и сам модуль входит в подсистемы R / 3 «Учет и отчетность», куда входят также модули «Финансы», «Контроллинг» и «Финансовый менеджмент».




















































































Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.